Выступление на ГМО по теме: «Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников»
консультация на тему

Маркова Ирина Евгеньевна

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на

первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего

выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы

стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются

важнейшими показателями целостности личности, способной создать

собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский Сад № 7 «Золушка»

Выступление на ГМО по теме:

«Формы работы по воспитанию

предпосылок толерантности у дошкольников»

Воспитатель: Маркова И.Е.

г. Рассказово

        

        

        Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших

проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью

является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

        Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на

первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего

выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы

стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются

важнейшими показателями целостности личности, способной создать

собственное представление о своем будущем жизненном пути.

        На современном этапе развития общества возникла необходимость

формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном  развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и

правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду и в начальных классах. Относиться с уважением и

почтением к представителям различных национальностей является

неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного  периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

 

        Формы воспитания толерантности:

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  2. сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  3. русские народные подвижные игры;
  4. проведение русских народных праздников, например таких как «Масленица», в соответствии с народным календарем;
  5. изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
  6. знакомство детей с традициями народов разных стран;
  7. игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
  8. сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

  • развитие умений невербального общения: «Угадайка», «Любимый сказочный герой»;
  • развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
  • развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
  • гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас

                         назвать поразному», «Угадай, кто это?»;

  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

  • на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
  • воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин,

фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности

  • рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательные приёмы

  • слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Работа с детьми:

  • Беседы
  • Конструирование
  • Видеопросмотры
  • Фольклорные и тематические праздники
  • Театрализованные представления

Работа с родителями:

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры. Сотрудничество с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка

родителей и социума.

.

        Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.

В младших группах дети узнали, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения, те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. В результате, дети знают, что все люди отличаются друг от друга

внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг

друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников

           В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процвета...

Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выжи...

Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.

Проявлять толерантность-это значит понимать и признавать, что каждый имеет  право жить в этом мире....

Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников

Толерантность – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она заключается в предоста...

Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

Консультация для родителей о формах воспитания толерантности у детей дошкольного возраста...

Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

Толерантность рассматривается как система ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.Быть т...

Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников»

Воспитание толерантности – формирование уже в дошкольном возрасте понимания важности и готовности к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, несмотря на национальные, социальные, рел...