Групповой сбор как форма введения культурных практик в жизнь дошкольников
консультация на тему

Ирина Викторовна Сенченко

Групповой сбор предназначен, прежде всего для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gruppovoy_sbor.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Групповой сбор как форма введения культурных практик

в жизнь дошкольников»

Сенченко Ирина Викторовна, старший воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное

Белгородского района Белгородской области»

Утренний сбор как форма работы пришел вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой в 80 годы прошлого века. Описание методики организации и проведения группового сбора позаимствованы из практического опыта образовательной программы «Сообщество».

Утренний сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определённое время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы. Планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нем конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность. Ребенку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Каждый ребенок имеет право свободного высказывания и отношения к высказываниям других; право участия в выборе предложенных идей, в инициировании и осуществлении собственных планов.

    В ежедневном распорядке дня групповой сбор занимает важное место. Прежде всего, это возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. Как это важно, когда тебя слышат…

     В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения.

    Если в традиции дошкольного учреждения входит групповой сбор, он становится любимым "ритуалом" и для детей, и для взрослых. Дети, приходя в детский сад утром, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься; они быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Возможность такой ежедневной тренировки навыка выбора способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность.

 Групповой сбор предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей, и взрослых.

Задачи утреннего сбора:

Социально – коммуникативное развитие:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей, и готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Речевое развитие:

- овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной монологической и диалогической речи.

Познавательное развитие:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Роль воспитателя в групповом сборе.

  • Роль воспитателя заключается в том, чтобы: обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
  • Помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога.
  • Демонстрировать свое собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его.
  • Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий.
  • Предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них.
  • Помогать ребятам выбирать и планировать работу.
  • Оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Роль ребенка в групповом сборе.

   Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми;

   Позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущие.
    Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса.

Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

Организация группового сбора предполагает.

  • Установление времени проведения группового сбора в режиме дня
  • Специально оборудованное место.
  • Наличие структуры.

В структуру группового сбора входят:

Приветствие, игра, обмен новостями, выбор дежурных, работа с календарём, организованная деятельность в центрах активности.

Мы собираемся на ковре после утренней гимнастики (подразделяем групповой сбор на утренний круг (до завтрака) и деятельность в центрах активности.

Приёмы приглашения детей на утренний круг: Сюрпризный момент, звуковой сигнал, по звону колокольчика.

Вопросы (организующие, ритуальные) для начала группового сбора.

  • Все ли нашли себе местечко? Какое у вас настроение?
  • Все на месте, все ли тут? Повернулись, оглянулись и друг другу улыбнулись!
  • Вот собрался наш кружок, улыбнись скорей дружок! Рука другу, рука другу, передаём тепло по кругу!
  • Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш дружный круг!

Структура группового сбора:

1. Приветствие: отводится 1-2 минуты. (Здравствуйте! Доброе утро! Салют! Я рада вас видеть! Я рада тебя видеть!).

Официальные приветствия (Дети приветствуют друг друга, обращаясь по имени, а если по фамилии, то обязательно добавляя обращение «господин», «госпожа», «сеньорита», «сеньор», «мадемуазель», «барышня», «молодой человек»: «С добрым утром, господин Никитин», «С добрым утром, мадемуазель Лена». Такое приветствие порой нравится детям, добавляя им улыбок и чувство собственной важности. Но ни в коем случае не стоит допускать обращение просто по фамилии – это невежливо, даже грубо.

Приветствия с перекидыванием мяча (Перебрасываем или перекатываем мячик (надувной шар, клубок или мячик из губки) в руки тому, кто, в свою очередь, ответит приветствием. Приветствия заканчиваются, когда мячик вернётся к тому, кто первым его перекинул)

Приветствие с комплиментом (Каждый ребёнок, приветствуя другого, говорит ему комплимент (Доброе утро, Алёна, ты сегодня такая весёлая! Привет, Майя, мне очень нравится, как ты рисуешь кота.)

Постарайтесь ориентировать детей на те комплименты, которые отражают то, что дети ДЕЛАЮТ, чем они замечательны, интересны, а не то, во что они одеты.

2. Игра: отводится 2-5 минут.

Групповой сбор должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например, пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки.

В ходе игр дети получают навык совместного нескучного время провождения.

Варианты игр

                   «Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим. Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они одно целое.

                         «Я превращаюсь»

Придумать окончание к предложению: «Я превращаюсь в …». Например: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в шоколадку и таю на солнышке» и т. п.

                          «Кто я?»

Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какой-либо образ для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями.

Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла.

Я стакан воды. Меня сейчас выпьют.

Я прекрасный цветок. На меня села пчела.

Я песенка.

Я словно буква «О». Я могу кататься по дорожке.

Я могу быть ветерком. Я улетаю в дальние края.

Я горячий чайник. Не трогайте меня, а то обожгу.

3. Обмен новостями:2-10 минут.

В ходе обмена новостями самым естественным способом формируются коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение. Обмен новостями позволяет легче и естественней высказываться, потому что темы разговора выбирают сами дети. Поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.

Правила обмена информацией:

  • Вводим правила: «говорим по одному», «внимательно слушаем друг друга», «говорит тот, у кого сердечко».
  • Договариваемся об ограничении количества детей, рассказывающих новости (например, у кого сегодня крышечки жёлтого цвета – 4 детей).

Активизация малоактивных детей ненасильственная: рассказать о том, что и для чего принёс.

Вопросы помогающие провести обмен новостями:

  • Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями?)
  • Что вас порадовало, огорчило?
  • О чём бы хотели спросить?
  • Чем эта новость нам поможет?

4. Выбор дежурных (в средней и старшей по желанию, в подготовительной по графику).

5. Работа с календарём (дежурные называют дату, месяц, день недели, время года).

Работать с календарём можно до начало группового сбора, вовремя его проведения, в течении всего дня.

С помощью календаря решаем следующие задачи: Формирование элементарных математических представлений: Знакомство с цифрами, прямой и обратный счёт, понятия «вчера-сегодня-завтра», понятия «день-неделя-месяц-год».

Развитие навыков грамотности: знакомство с буквами и словами, фиксация с помощью слов и символов характерных признаков сезона, события дня.

Все это происходит до завтрака.

6. Образовательная деятельность в центрах активности.

После завтрака дети собираются на ковре и здесь идёт выбор центров активности детьми. Совместное планирование позволяет встраивать инициативу детей в образовательную деятельность и в структуру дня, выявляет области интересов детей, и помогает своевременно на них реагировать. Позволяет взрослым подготовить развивающую среду, отвечающую требованиям детей, выбрать содержание, соответствующее реальным запросам воспитанников.

До начала группового сбора или вовремя его дети обходят центры, узнают, что нового, интересного.

Педагоги могут творчески подойти к оформлению центров: совместно с детьми придумать название и эмблему каждому центру, составить правила поведения в них. Это, например, «Конструкторское бюро Дровосека», «Владения мыльного пузыря», «Королевство Кисточки», «Островок размышлений», «Умелые руки», «Заниматика», «Познавай-ка», «Экспериментальная грядка» и др. Развивающая среда изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми.

    Общая длительность группового сбора может колебаться от 10 – 20 минут. Жёстких правил, рамок нет по времени, как и нет жестко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком темпе идет общение, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Могут быть варианты, когда приветствие очень короткое, игры вовсе нет, а обмен новостями или планирование займут все основное время.

В случае:

  • Если общий эмоциональный фон в группе к началу сбора скучен, стоит больше времени уделить игре, сделать её веселой, и напротив, если дети возбуждены лучше начать сбор со спокойной игры, концентрирующей внимание.
  • Если новость, высказывания кем – то из детей важна для социально – эмоционального развития всей группы, стоит остановиться на этой новости подольше.
  • Если нужно выбрать новую тему, обсудите это совместно с детьми, не следует жалеть для этого времени.

Структура сбора примерная, вовсе не обязательно её строго соблюдать, она может изменяться. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....

Технология группового сбора как форма организации совместной деятельности из опыта работы

Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для разв...

Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников

Культурные практики в системе дошкольного образования - это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребенка, требующей о воспроизводящей определенный набор социально-нормативных характе...

Утренний (групповой) сбор как форма организации образовательного процесса в ДОУ. Семинар для педагогов.

Утренний (групповой) сбор как форма организации образовательного процесса в ДОУ.Семинар  для педагогов....

Консультация для педагогов: «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»

Консультация для педагогов: «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осо...

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Эффективные формы реализации культурных практик с детьми 3-4 лет»

Цель мастер – класса:- демонстрация методики сенсорного тренинга с детьми 3-4 лет как вариативной формы организации культурного досуга....

Поэтапно – перспективный творческий план работы по проблеме: «Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи»

Поэтапно-перспективный творческий план работы по проблеме: "Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи"...