Технология группового сбора как форма организации совместной деятельности из опыта работы
статья (старшая группа) по теме

Мутина Елена Владимировна

 Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реформы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_gruppovogo_sbora_iz_opyta_raboty.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технология группового сбора как форма организации совместной деятельности

(из опыта работы)

Мутина Елена Владимировна, воспитатель высшая кв. категория

МБДОУ «Детский сад № 54»

ЗАТО Северск Томской области 

Федеральный государственный образовательный стандарт обязывают дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность, внедрять новые подходы, технологии, предъявляют очень высокие требования  к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции педагогов.

Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. В самом широком понимании групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности. Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности.


На базе нашего детского сада 11 и 12 декабря  2017 года проводилась стажировка по теме: «Технологии работы с детьми, соответствующие ФГОС ДО». Были приглашены коллеги из других садов, а также студенты для повышения своей педагогической квалификации.

В первый день участникам стажировки наши воспитали показали проведение группового сбора на разных возрастных группах. Так, я показывала на своей группе детей старшего дошкольного возраста утренний сбор « Дед Мороз и его помощники».

Затем был проведен теоретический семинар по теме: «Групповой сбор. Работа в центрах активности». После беседы участники стажировки задавали практикующим воспитателям интересующие их вопросы.

Второй день стажировки начался с практического показа нашими педагогами мастер-класса: « Утренний групповой сбор и работа детей в центрах активности, их совместная деятельность». Показы проводились на разных возрастных группах. Позже гостей провели с экскурсией по нашему саду для ознакомления с предметно-развивающей средой.

Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях.

Технологически групповой сбор:

- прост в проведении

- легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста

 -групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям как: чувствовать себя значимым, управлять собой своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми.

Структура группового сбора:

1. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки…) 1-3 мин.

2. Игра (элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание….) 2-5 мин.

3. Обмен новостями….  2-10 мин.

4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности  5-12 мин.

Далее проходит реализация плана и анализ деятельности.

Таким образом, общая длительность группового сбора от 10 до 30 минут. Жесткой рамки нет, равно как нет жесткого закрепления структуры. Все зависит от возрастной группы и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослый ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна

 Цели и задачи группового сбора.

Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

-создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;  

-обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;  

-выбрать совместно с детьми тему нового проекта;  

-разработать план реализации нового проекта;  

-подвести итоги проекта;  

-развивать эмпатию;  

-прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.).

 Конкретные задачи лучше сформулировать от лица ребёнка, что, подчёркнет первоочередное право детей на приобретение и проявление ключевых компетентностей, придавая им тем самым характер «личных задач» ребёнка и признаки скорее процесса, чем результата. Однако подобная формулировка задач от лица ребёнка не исключает и традиционные формулировки: «учить», «создавать условия», «формировать» и т. п.

После деятельности детей в Центрах проводится итоговый сбор, который проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свои планы. Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии, продемонстрировать общие итоги работы в Центрах, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, наметить последующие шаги. На итоговый сбор детей собирает все тот же условный сигнал (колокольчик), дети приносят из центров все, что они успели сделать: рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. На местах остаются только те виды работ, которые не перенесут «транспортировку» (конструкция из строительного материала и т.д.). Это вовсе не означает. Что они останутся без внимания, дети могут их рассмотреть и обсудить после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные в круг.

Соблюдение всей последовательности: групповой сбор – совместная деятельность – итоговый сбор – создает технологию проектной деятельности.

Во время группового сбора мы можем работать с информационными листами, вспоминать стихотворения, читать слова, обсуждать идеи, рассматривать предметы, планировать деятельность, демонстрировать свои достижения в виде рисунков или другой продуктивной деятельности. Хотелось бы поделиться опытом работы с с информационными листами.

Информационный листок – специальная подготовленная форма (заготовка), в которой взрослые вместе с детьми ведут записи дневных значимых для себя и все группы дел и событий. В информационных листах можно не только писать, но и рисовать или изображать символы, знаки, модели, схемы.

Здесь может быть приветствие, тема, планирование «Мы выбираем» «Наши планы», модель трех вопросов: что мы знаем, что мы хотим узнать, что сделать, чтоб узнать. Информационный лист может включать выбранную деятельность детей по центрам активности. Для того, чтобы сделать такие записи, не нужно опрашивать всех детей. Достаточно, если во время группового сбора вы выслушаете нескольких ребят и кратко запишите их идеи. Заполненная воспитателем «модель трех вопросов» на информационном листе вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае родители будут привлечены к проектной деятельности, невольно продолжат разговоры с детьми дома. Вместе посмотрят книги или телепередачи на данную тему. Так естественно и просто взрослые будут включены в образовательную работу группы. У детей появится новый стимул, новая информация и ресурсы по теме.

Информационные листы вывешиваются или наклеиваются на информационном поле. По мере того как они входят в субкультуру группы, дети учатся использовать их для восстановления в памяти прошедших событий  или в качестве подсказки.

Впоследствии (после окончания тематического проекта) они хранятся вместе с планом и служат своего рода отчетом, материальным свидетельством активного участия ребят в текущей жизни группы.

Технологически групповой сбор прост в проведении, легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста, значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений, позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.

Литература: Л. Свирская, 2010   Издательство «Линка-Пресс», 2010

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей с детьми

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые подходы к организации взаимодействия с родителями по решению образова...

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей

Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...

Нетрадиционные формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».

Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к св...

Консультация "Утренний сбор как форма организации совместной деятельности детей"

Групповой сбор – это время, когда мы обучаем детей жизненно необходимым навыкам. Опыт показывает, что проблемы детей связаны с отсутствием определённого навыка в его поведенческом репертуаре. Соответс...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...