Главные вкладки

    Инновационная/экспериментальная деятельность
    статья (старшая группа) по теме

    В данном разделе раскрывается проблема использования новых технологий на занятиях.  Это использование информационной технологии, интерактивных экскурсий, проектной технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovatsionnaya_deyatelnost.doc34.5 КБ
    Файл ispolzovanie_novyh_tehnologiy_v_dou.docx31.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад «Хараасгай»

    Тема инновационной деятельности:

    Использование интерактивных экскурсий в работе

     с детьми дошкольного возраста

    Воспитатель Протопопова М.В.

    2018г.

    Актуальность:  Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.  Информатизация - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, родители, педагоги, и администрация ДОУ. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии. Для меня настоящим открытием стала интерактивная доска, которая значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, расширить кругозор, провести интерактивные экскурсии прямо на территории детского сада, не выходя за его пределы. При подготовке к НОД по ознакомлению дошкольников с ближайшим окружением, в частности, с родным поселком, краем, я не раз сталкивалась с проблемой – хотелось разнообразить тематику занятий, расширить горизонт посещения интересных, заслуживающих внимания и просто красивых мест нашего города. Но при отсутствии транспорта, вероятности аварий на дорогах, просто отсутствия хорошей погоды, зачастую экскурсии откладывались. С появлением в нашем детском саду интернета и интерактивной доски у меня появилась возможность применения в работе с детьми новой, современной, увлекательной формы проведения НОД. Интерактивные экскурсии позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

    Цель: расширять знания дошкольников, разнообразить и сделать интересным образовательный процесс, используя интерактивную экскурсионную деятельность.

    Теоретическая часть. 

    Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение  какого - либо места или объекта с целью его изучения. Как форма обучения экскурсии возникли еще в конце XVII - начале XIX века. С развитием компьютерной технологии и глобальных сетей у нас появилась возможность проведения интерактивных экскурсий в ДОУ. Интерактивная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У интерактивных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада, мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами. Однако такая форма обучения как интерактивная экскурсия требует длительной предварительной подготовки. Как и при разработке любого проекта при подготовке интерактивной экскурсии мы составляем алгоритм действий. Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями. К примеру, семьям предлагается выполнить секретное задание, согласно теме, в результате выполнения которого создается видеотека из личных семейных фотографии и видеозаписей. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода". Однако, важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Поэтому, опираясь на свой опыт, рекомендуется подготавливать материал в текстовой форме. Заключительный этап - проведение (показ) интерактивной экскурсии. При подготовке к проведению интерактивной экскурсии важно обратить внимание на некоторые моменты, ценные с точки зрения практики.

     1. После того как отобран необходимый для интерактивной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый из них составить карточку. В случае если во время выступления педагог забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами (с ладошку) и в ней может быть представлена следующая информация:

     2. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании интерактивной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении интерактивной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечения зрительной основы для раскрытия темы.

    3. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время интерактивных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

    4. Составляя текст интерактивной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст, представляет собой готовый для "использования" рассказ.

     5. Заканчиваем интерактивную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Создание интерактивной экскурсии может осуществляться в групповой или индивидуальной деятельности, главное чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала. Еще один очень важный момент подтверждающий полезность использования такой формы работы как интерактивная экскурсия. Создавая проекты интерактивных экскурсий по тем или иным темам, педагоги углубляют свои знания, расширяют навыки поиска необходимой информации с помощью интернет - сайтов.

    Таким образом, подготовка и проведение интерактивных экскурсии для дошкольников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению компетентности педагогов ДОУ.

     



    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад «Хараасгай»

    Доклад

    Использование инновационных

     технологий в ДОУ

                                                                                                           Воспитатель

    Протопопова М.В.

    Нижняя Иволга, 2018

    ДОУ должно быстро реагировать на изменения в системе дошкольного образования, находить пути и способы эффективного развития учреждения.

    В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами  содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь -  инновационная деятельность детского сада в целом и каждого педагога в частности.

    - Как вы думаете, что такое инновация?

    Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

    Цель использования инноваций -  создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

    Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

    К числу современных образовательных технологий можно отнести:

    Здоровье сберегающие технологии

    Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

    Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

    В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровье сберегающих педагогических технологий зависит:

    *  от типа дошкольного учреждения,

    *   от продолжительности пребывания в нем детей,

    *   от программы, по которой работают педагоги,

    *   конкретных условий ДОУ,

    *    профессиональной компетентности педагога,

    *  показателей здоровья детей.

    Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями,  гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами. Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности. Подробнее о прогулках – походах – ж. «Старший воспитатель», №5, 2011г.

    Технологии проектной деятельности

    Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

    Смысл  проектной  деятельности  заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

    Проектирование заставляет  самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий,

    требует постоянного творческого поиска  пути решения проблем. Таким образом, метод проектов  обеспечивает режим развития ДОУ.

    Классификация учебных проектов:

    *«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

    *«экскурсионные» - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

     *«повествовательные» -   при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;

     *«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

    Технология исследовательской деятельности

    Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    Хорошо использовать решение проблемных ситуаций ( как  и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?..).                                                                     Коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять.  В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных ( почему такая окраска, чем питаются, образ жизни…). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми  оформительскими приёмами.                  Несомненно, моделирование – инновационная деятельность дошкольника.  Как  происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… - на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации.

    Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

    -решение проблемных ситуаций ( как  и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?..).                                                                     

    -эвристические беседы;

    - наблюдения;

    - моделирование  (Как  происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… - на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации);

    - опыты;

    - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

    - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

    - подражание голосам и звукам природы;

    - использование художественного слова;

    - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

    ситуации;

    - трудовые поручения, действия

    *коллекционирование  так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять.  В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных ( почему такая окраска, чем питаются, образ жизни…). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми  оформительскими приёмами.                 

    Информационно-коммуникационные технологии

    Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Но считаю, что компьютер не может ( и не должен) вытеснить работу по развитию мелкой моторики, общение взрослого и ребёнка « глаза в глаза»

    Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

    *идти в ногу со временем,

    *стать для ребенка проводником  в мир новых технологий, наставником в выборе  компьютерных программ, 

    *сформировать основы информационной культуры его личности,

    *повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

    Решение этих задач  невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

    Технология портфолио дошкольника

    Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

    Существует ряд функций портфолио:

    *диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

    * содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

    * рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

     Технология «Портфолио педагога»

    Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

          У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

    Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

     Игровая технология  строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

    *игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

    *группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

    *группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

     *группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

        Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

    В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

    Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

    Технология «ТРИЗ»

    ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

    Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

             Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

               Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

    Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

    Личностно-ориентированные технологии: цель данных  технологий – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем,  в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка.  При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения.  Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга,  положительный эмоциональный  настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

      Кружковую  работу можно рассматривать и как показатель  личностно-ориентированного подхода,  и  как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда  нечто новое,  или, по крайней мере, шире  общеобразовательной программы.   

     

    Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

    - Что соответствует этим требованиям?

    Этим требованиям отвечают  конструкторы ЛЕГО, шахматы и шашки, цветные счётные палочки  Кюизенера, развивающие игры Никитина.

    Проблемно-диалогическая технология подразумевает проблемное введение нового материала: ставится задача или вопрос для исследования ,  а методы поиска решения организуют самостоятельное «открытие» знания детьми в творческом процессе-поиске. Скажем, старшей группе предстоит показать кукольный спектакль для малышей. Но кукол «би-ба-бо» в группе нет… и дети предлагают сделать кукол из….(кружек,  природного материала, перчаток или варежек…)

    Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, куклотерапия, анималотерапия, арттерапия. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

    Кто-то известный сказал,  что  человек не может по - настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

    Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОПЫТ РАБОТЫ МАДОУ ДСКВ «СКАЗКА» В ИННОВАЦИОННОЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по продвижению ВФСК ГТО среди детей, педагогов и родительской общественности

    ОПЫТ РАБОТЫ  МАДОУ ДСКВ «Сказка» по продвижению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди детей и родительской общественности....

    Инновационная/экспериментальная деятельность

    Инновационная/экспериментальная деятельность...

    Инновационная/экспериментальная деятельность

    В детском саду  мною разработана и апробирована программа ансамбля "Веснушки" - новое направление в дошкольной жизни.  В ансамбле занимаются дети старшего дошкольного возраста....

    Инновационная/экспериментальная деятельность

    Проект: Студия "Мульт.ТВ "РОСИНКА"Цель проекта: обновление педагогического процесса, направленного на создание условий для становления гармонично развитой, духовно богатой, эмоционально...

    Материал по теме:Инновационная /экспериментальная деятельность.

    В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного обр...

    Инновационная, экспериментально-образовательная деятельность по обследованию детьми свойств предметов

    Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов...