Конспект НООД "Часы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Зеленцова Светлана Алексеевна

Закрепление знаний детей о различных видах часов, принципе их работы и их роли в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НООД "Часы"23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности

ФИО педагога, должность – Зеленцова Светлана Алексеевна.

Возрастная группа воспитанников – старшая группа общеразвивающей направленности.

Наименование образовательной организации – Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Шарьи детский сад № 5.

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности – «Путешествие в прошлое часов»

Тип НОД – Интеграция образовательных областей.

Форма организации обучения -

Цель - Закрепление знаний о различных видах часов, принципе их работы и роли в жизни человека.

Задачи –

- закреплять знания о последовательности частей суток;

- знакомить с историей возникновения часов, их разновидностями, принципе их работы;

- развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение;

- воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками;

- развивать мелкую моторику, глазомер;

-совершенствовать умение регулировать свою деятельность во времени;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении;

- снимать психоэмоциональное напряжение в процессе образовательной деятельности;

- снижать утомление, статическое напряжение, зрительное напряжение во время выполнения заданий.

Интегрируемые образовательные области – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Физическое развитие»

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации - Познавательно-исследовательская. 

Форма организации детей -

Материал и оборудование - разнообразные часы (цветочные, песочные, водяные, огненные, механические, электронные, кварцевые), презентация "История возникновения часов", пластиковые бутылки, емкости с водой, маркеры.

Планируемый результат - в результате работы дети должны познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями, принципом их работы; в результате экспериментальной деятельности должен развиться исследовательский интерес, любознательность; дети должны научиться изготавливать водяные часы; должна развиться потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении; должны закрепиться навыки развития мелкой моторики, глазомера; должны совершенствовать умение взаимодействовать со сверстниками.

Предварительная деятельность с воспитанниками - Беседы: "Какие часы были давным-давно?", "Что мы делаем в разное время суток"; заучивание физкультминутки "Тик-так"; знакомство с названиями цветов; работа по схемам Танграма; чтение художественной литературы по теме.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

поддержки

детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Заинтересовать детей на предстоящую деятельность.

Создание образовательной ситуации

Дети заходят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на окно (на окне висит шарик, в шарике письмо)

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

Как нам достать письмо? Воспитатель лопает шарик, читает письмо:

 "Дорогие ребята, вокруг нас столько интересного и неизведанного. Все окружающие нас предметы имеют свою историю. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир часов"

Варианты ответов детей.

Дети смотрят на окно, где висит шарик.

2 часть – основная

Цель: Дать информацию детям о видах часов, о принципе их работы.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Сейчас мы с вами посмотрим слайды с видами часов и узнаем о возникновении часов, их разновидностях, принципе их работы.

Дети смотрят презентацию.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов» Сейчас мы с вами попробуем собрать живые часы - петушка.

- Удобно ли определять время по таким часам? Почему?

– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

 - Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

 - Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца. Воспитатель показывает принцип работы солнечных часов с помощью круга с палочкой в центре и светильника. Можно дать попробовать детям.

– Слышали ли вы о цветочных часах? 

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

 Сейчас мы с вами сделаем цветочные часы.

 - Удобны ли такие часы, какие у них есть недостатки?

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

Воспитатель объясняет, как сделать водяные часы. На столах лежат заготовки из пластиковых бутылок. Воспитатель предлагает собрать из них водяные часы и провести эксперимент с засеканием времени.

– Как вы думаете, удобны ли эти часы?

– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

 - Похоже устроены и песочные часы.   А сейчас мы с вами поговорим о том, где используют песочные часы в наше время. Часто их используют  в медицине. Когда проводят процедуры. Есть песочные часы и в ванную комнату. Их вешают на зеркало и засекают время, пока чистят зубы. Также ими пользуются в некоторых настольных играх.

Удобно ли пользоваться этими часами. Почему?

 - А еще люди когда-то придумали огненные часы. Первые огненные часы - это тонкая свеча с нанесенными на нее штрихами. Они сравнительно точно показывали время, а в ночное время еще и освещали жилище. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был звуковой сигнализацией времени. Давайте подойдем к столу, и я вам покажу эти часы.

А эти часы удобны?

Воспитатель проводит упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании «Задуй свечу»

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у"

 - Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

Проводится физкультминутка "Тик-так"

Тик-так, тик-так

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.                            

А в часах сидит кукушка.

У нее своя избушка.                                    

Прокукует птичка время,

Снова прячется за дверью                        

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.                              

А часы идут, идут                                          

Иногда вдруг отстают                                  

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят                                  

Если их не заведут,

То они совсем встают.

 - Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы - они встали. А какие часы не надо заводить? Правильно. Не нуждаются в заводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок- на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают. Шли годы, люди начали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали.

Игра "Логико-малыш"

Дети отвечают.

Дети работают с танграмом.

Дети отвечают.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети на каждую часть накладывают цветы, соответствующие тому времени суток, когда они раскрываются.

Дети собирают из заготовок водяные часы.

Ответы детей.

Дети садятся перед экраном.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выполняют.

Дети рассматривают часы.

Дети выполняют физкультминутку.

Наклоны влево-вправо.

Дети садятся в глубокий присед.

Приседания.

Круговые вращения руками или туловищем.

Ходьба на месте.

Замедление темпа.

Бег на месте. 

Дети останавливаются.

Ответы детей.

Слайд «Живые часы»

Слайд «Солнечные часы»

Слайд «Цветочные часы»

На доске круг, разделенный на четыре части разного цвета- по частям суток.

Слайд «Водяные часы»

Слайд  «Песочные часы» 

Слайд «Огненные часы»

Они работали только в помещении, где нет ветра.

Слайд «Механические

 часы» 

Слайд «Электронные часы»

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

Дети еще раз рассматривают виды часов.

3 часть – заключительная

Цель: Подвести итог НОД.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

 - Ребята, мы с вами и не заметили, что путешествуя в прошлое часов снова попали в наше время. Наше путешествие началось с каких часов, какими закончилось? А сейчас я вам хочу предложить игру "Кто больше знает о часах?" За каждый правильный ответ вы получите смайлики.

1. При помощи какого прибора измеряется время?

2. Какие часы были до появления современных часов?

3. Как называются часы, которые стоят на полу? на столе? на камине?

4. Как называются часы, которые висят на стене?

5. Как называются часы, которые носят на руке?

6. Как называются главные часы нашей Родины и где они находятся?

7. Какую пользу приносят часы человеку?

8. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

Ответы детей.

Ответы детей.

За каждый правильный ответ дети получают смайлики.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Итог занятия:

- Чем сегодня занимались? Что больше всего вам запомнилось? Что понравилось?

Ответы детей.