План-конспект кружка тестопластики "Мукасолька"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Шаркова Маргарита Александровна

Материал для детей младего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружковая работа28.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

         

Дополнительная общеразвивающая программа по тестопластике

«Мукосолька»

для детей 2-3 лет

                                         Составитель: Шаркова Маргарита Александровна,

                                       воспитатель высшей квалификационной категории

                                                         

г. Заводоуковск, 2018

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………3

2.Цели, задачи……………………………………………………………………………..3

3.Учебно - тематический план программы……………………………………...............4

4.Содержание программы младшей группы…………………………………………….5

5.Организационно-педагогические условия реализации программы………………..11

6.Планируемые результаты……………………………………………………………..17

7.Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоение программы, условия реализации программы……………………………….17

8. Список литературы……………………………………………………………………18

                                                                                                       

Пояснительная записка

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников. Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, расчески, рельеф, который вам интересен.

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больше интереса, чем пластилин. Поделки из теста – древняя традиция, но им находится место и в современном мире, т.к. сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста. Каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задается вопросом о том, как правильно подготовить ребенка к школе. Ведущая роль в этом деле отводится дошкольным учреждениям. У ребенка особенная острота восприятия. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности ребенка к школе. В дошкольном возрасте важно развивать навыки ручной умелости. А для такого развития способствуют занятия по лепке.  Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. 

ЦЕЛЬ: научить детей создавать поделки из соленого теста.

ЗАДАЧИ: развивать мелко-моторную функции, овладеть техническими приемами работы с тестом и подручными инструментами, развивать у детей эстетического и художественного вкуса.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

«Я  пеку, пеку, пеку...»

17

7

10

2

«Природа»

13

4

9

3

Игрушки

14

4

10

4

«Насекомые»

15

5

10

5

Овощи

12

3

9

6

Фрукты

13

4

9

7

Посуда

8

3

5

Итого

92

30

62

Содержание программы        

Месяц      

 №

Тема    

Задачи

Сентябрь

Октябрь

1-2

3-4

5-6

7-8

1-2

3-4

5-6

7-8

Волшебный комочек

Улитка – длинные рожки

        

Колобок

Мой веселый звонкий мяч

Ягодки на тарелочке

Мышка-норушка

Разноцветные листочки

Падают, падают листья…

Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое).

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик, сворачивать в спираль.

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

Лепить предметы округлых форм. Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки.

Создать композицию из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получить шарообразную форму разными приемами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягод).

Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать листочки из соленого теста и закреплять их на основу сплющивая.

Создавать изображения предметов на пласте теста: отрывание (отщипывание) кусочков теста (желтого, красного цвета) и примазывание к фону. Развивать чувство цвета и мелкую моторику.

Ноябрь

1-2

3-4

5-6

7-8

Репка из сказки

Снежинка

Мышка норушка

Грибы для  ёжика

Лепить репку в определенной последовательности: раскатать шар, сплющить, вытянуть хвостик, прикрепить листья. Создать композицию на куске теста (грядка)

Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки  теста, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху; учить сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.

Лепить конусообразную форму и создать образ мышки: заострить мордочку, использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – крупа пшено).

Создать коллективную композицию из грибов. Лепить грибы из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Учить соединять детали прочно и аккуратно.

Декабрь

\

1-2

3

4

5

6

7-8

Падают, падают снежинки…

Вот ежик – ни головы, ни ножек

Зайчик беленький

Лесной магазин

Сырная елочка для мышки

Елочка с игрушками

Создавать изображения предметов на пласте теста: отрывание (отщипывание) кусочков белого теста и примазывание к фону синего цвета. Развивать чувство цвета и мелкую моторику.

Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками. Развивать чувство формы и мелкую моторику.

Учить моделировать образ зайчика: раскатывать тесто в шарики круговыми движениями, для ушек сплющивать и вытягивать круглые формы теста.

Лепить  лесных зверей комбинированным способом (по представлению). Учить составлять коллективную композицию.

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре».

Создавать рельефную работу в определенной последовательности: скатать  большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку.

Моделировать игрушки  для новогодней елки. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание  округлых форм,  соединение деталей, вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать  с помощью дополнительных материалов ( блестки, макароны, крупа).

Январь

        

Февраль

1-2

3-4

5

6

1-2

        

3-4

5-6-7

Снеговики играют в снежки

Я пеку, пеку, пеку…

Тарелки для каши

Лечим чашку

Лепка по замыслу

Зайчики беленькие

Лисички и зайчики в зимнем лесу

Закрепить скатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней, создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок, вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик ( кольцо) и т.д.

Активизировать освоенные способы лепки  и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание  в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

Продолжать учить детей лепить предмет округлой формы, совершенствовать навык расплющивания его.        

Активизировать детей на проявление творчества в выполнении работ, предложив в качестве дополнительного материала к оформлению: сухие веточки, крупы, скорлупа ореха, трубочки для сока

Учить моделировать образ зайчика: раскатывать тесто в шарики круговыми движениями, для ушек сплющивать и вытягивать круглые формы теста.

Прожолжать моделировать образы животных , раскатывая тесто круговыми движениями. Дополнять работу шишками, сухими веточками.

Март

1

2-3

4

5-6

7-8

Я пеку, пеку, пеку…

Бублики, баранки

Весенний лес

(коллективная работа)

Сосульки

По замыслу

Лепить угощения для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание,  защипывание края. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

Раскатывать цилиндры (колбаски) разной длины и толщины с замыканием в кольцо. Оформлять изделия (посыпать маком, манкой, протыкать спичкой или пластиковой вилкой). Развивать глазомер и мелкую моторику.

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.

Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом

Апрель

1-2

3-4

5-6

7-8

Птички прилетели

Филимоновские игрушки

Бабушкина корзина

Наши четвероногие друзья

Учить создавать выразительный образ знакомой птички, дополняя работу мелкими деталями (перышки, семечки, бусинки). Создавать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем.

Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассмотреть, обследовать.

Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или животных в стилистике «пеленашек»: туловище  (яйцо), голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках.

Лепить отдельные изображения по замыслу (яблоки, печенье, орехи, пряники) и выкладывать их  на общую основу (корзинку). Развивать мелкую моторику.

Привлекать к самостоятельной лепке фигурок животных из шариков, плотно соединяя их между собой, дополняя их отличительными признаками (хвост, ушки).

Май

1

2-3

4-5

6

7-8

Мимоза (коллективная работа)

Приглашаем в гости Мишку, Лисичку, Зайку

 

Букет цветов

Клоун

Я пеку, пеку, пеку…

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить отображать яркие представления в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить  всем вместе

Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы.

Побуждать детей лепить разные по форме конфеты (круглые, длинные, приплюснутые). Воспитывать доброе отношение к животным.        

Лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгутики, шарики) и величине. Развивать чувство формы и пропорций. Делить тесто на части с помощью стеки.

Лепить фигурки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций, моторику рук.

Продолжать учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок , вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки  и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание  в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

Июнь

1

2-3

4-5

6

7-8

Мой веселый звонкий мяч

Мостик

Птичка в гнездышке

«Ути – ути»!

Подводное царство

(1-е задание)

Подводное царство

(2-е задание)

Лепить предметы округлых форм. Синхронизировать движения обеих рук:

 раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки.

Моделирование мостика из 3-4 бревнышек, подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создать композицию из ручейка и мостика.

Моделировать гнездышко: раскатать шар, сплющить в диск, вдавить, прищипать. Слепить птенчика по размеру гнездышка. Обыграть композицию (червячок в клюве). Воспитывать интерес к лепке.

Лепить птиц в стилистике народной игрушки: раскатать шар или овоид, оттянуть часть теста для головы, прищипнуть хвостик, вытянуть клювик. Воспитывать интерес к познанию природы.

Продолжать учить детей лепить из соленого теста,  вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью  дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы)  создавая подводное царство.

Июль

Август

1-2

3-4-5

6-7-8

1-2

3-4

7

8

Салют из шариков

Васька

Собачка Жучка

Цыпленок

Баю бай засыпай

Что у бабушки растет…

Коллективная работа "Цветок для мамы"

Продолжать учить сплющивать круглые формы, создавать цветную композицию, использовать дополнительный материал: цветные ниточки.

Создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Развивать чувство пропорции.

Продолжать лепить домашних животных. Искать приемы для усиления выразительности образа: оттягивание, сплющивание, вытягивание. Развивать мелкую моторику .Воспитывать любовь к природе

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.

Моделировать образы  

спящих существ. Лепить игрушки или животных в стилистике «пеленашек»: туловище  (яйцо), голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках.

Учить лепить предметы круглой формы, вытянутой. Дополнять поделки деталями из картона (листочками)

Учить раскатывать тесто в шар,затем, придавать овальную форму, дополнять работу веточками и листочками дерева.

Организационно-педагогические условия реализации программы:

Программа  «Мукосолька» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество часов 92.При разработке программы учтены возрастные  и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.

Формы, методы, приёмы

Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек,
• рассматривание иллюстраций из книг,
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Оценочные и методические материалы:

Формы контроля поквартально:

-Проведение открытого мероприятия" Грибы для Ёжика" (3кв.ноябрь)

-Оформление фотовыставки детских работ по тестопластике. (2кв. фев.)

-Проведение мастер-класса среди  родителей "Приемы для усиления выразительности образов в лепке"(3кв. май)

Критерии освоения программы:

Диагностика в зависимости от поставленных задач, охватывает ряд показателей эффективности освоения программы, в качестве которых могут выступать:

1.Освоение навыками раскатывания теста прямыми и круговыми движениями, выполнение работ из двух частей.

2.Уровень развития психо-моторного развития(мелкой маторики , координации движений, внимания.

3.Проявление творческих спрсобностей.

Для выявления степени сформированности  вышеуказанных показателей проводятся диагностические процедуры на начало и конец года.

                 

Условия реализации программы

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала: 

– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.

Материалы и инструменты: 

мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, “Момент”, краски акриловые; краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко, бисер, бусинки, мешковина, ткань. Аудиозаписи, муляжи, игрушки, поделки из соленого теста.

Планируемые результаты: дети научатся создавать поделки из соленого теста. 



                                             Список литературы

1. Васина Н. С. Соленое тесто. - М. : Айрис - пресс, 2010. - 66с.

2. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе “Радуга”. - М. : Просвещение, 2000. - 160 с.

3. Хананова И. Н. Соленое тесто. - М. : Аст - пресс - книга. - 104 с.

Интернет: statya_kruzhok.odt   kruzhok.odt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия кружка для детей второй младшей группы «Праздничный салют». Коллективная работа. Рисование коктельной трубочкой

Занятие разработано для детей второй младшей группы, образовательная область "Художественное творчество". На занятии дети знакомятся с историей Великой Отечественной войны в игровой форме. Рисование п...

План – конспект занятия « Клуба – эрудит кружка «Мягкой игрушки»

Цель: вовлечь детей в мир познавательной игры. Задачи: Обучающие: Пополнить знания детей о мире игрушки. Развивающие:  Развивать дикцию, музыкальные способности, смекалк...

План-конспект занятия кружка "Рукотворчество" по лепке из соленого теста "Мимоза" на 8 марта.

Занятие расчитано на детей старшей группы детского сада, первый год посещающих кружок. Ребята уже знают как обращаться с тестом. На данном этапе вводится новый элемент работы с разноцветным тестом и в...

План - конспект занятия экологического кружка

Знакомит детей с новым для них видом размножения растений - черенкованием....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План - конспект занятия кружка «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ.

Вашему вниманию предлагается план - конспект  занятия кружка  «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ.   Тема занятия: Изготовлени...

План - конспект занятия кружка «Речевичок» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.

План - конспект  занятия кружка  «Речевичок» в подготовительной  группе компенсирующей  направленности для детей с ТНР ДОУ.Тема занятия: Изготовление малышек - «з...