ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО «ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В РИСОВАНИИ»
учебно-методический материал на тему

Cеребряная Елена Валерьевна

Методическая разработка для воспитателей по формировании навыков и умений в рисовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития те же, что и любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если педагог учтет физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования.

               Движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т. д. Ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. Правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней. Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами и орудиями. Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого, не может раскрыть специфику их употребления и часто, не зная способов действия с ними, используем предметы неадекватно: стучит карандашом по столу, берет его в рот, бросает и т. п. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Развитие движения руки во многом зависит от овладевания орудиями и инструментами.

               Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трем годам движения руки ребенка достигают значительного развития. Но рука еще недостаточно подвижна. Не всегда движения целенаправленны, точны и  подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким видам деятельности, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, тонко координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений ребенка.
             Переход к более сложным формам деятельности предъявляет новые требования к моторике ребенка, принуждая его овладевать новыми двигательными навыками и умениями. Так, ребенок-дошкольник овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов (карандаш, кисточка, ножницы, молоток и пр.), требующими точной координации.

              Каждый вид деятельности требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Рука ребенка должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя. Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. Еще Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».

Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т. е. движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущений. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестетически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия. В соответствии с образовавшимися у ребенка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу его выполнения корректируется. В связи с этим первый момент показа движения педагогом (показ формообразующего движения, технического приема) очень важен, так как он кладет начало изображению. Ведь в результате восприятия движения и формируется представление о нем, на основе которого осуществляется движение.

             Постепенно, по мере формирования движений, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможно сколько-нибудь отчетливое расчлененное изображение. Передача свойств предмета (формы, величины, строения) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, накопление опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность регуляции движений по направленности, размаху, длительности и т. д.

            Ориентировочно-исследовательская деятельность при предварительном подробном обследовании предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано. Взор может контролировать действия, производимые рукой, только на основе сформировавшегося представления о том, что в результате произведенного движения должно получиться. При рисовании оно служит критерием сенсорной оценки создаваемого изображения.

Процессы восприятия, представления (зрительные и двигательные), движения рук взаимосвязаны между собой и должны развиваться в единстве.
Нарушается единство этого процесса, в частности, из-за недостаточного развития движений рук ребенка. У него может быть сформировано отчетливое представление о предмете и о том движении, с помощью которого можно изобразить этот предмет, но если рука с инструментом не владеет этим движением, то ребенок не сможет его произвести, а, следовательно, и изобразить предмет. Таким образом, необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков.
В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Обобщенные представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении движениям: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.
            Что же такое двигательные навыки и каковы особенности их формирования?
Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Автоматизированное выполнение действия не есть бессознательное. Сознательный контроль остается в любой степени автоматизации. Одни навыки требуют меньшего зрительного контроля, например навык правильного владения инструментом, навык регуляции силы движения; другие могут осуществляться при условии преобладания зрительного контроля над кинестетическим. Так, в движениях, связанных с передачей пространственных свойств предметов, зрительная регуляция остается ведущей даже тогда, когда навык отработан, например, навык правильного положения кисти при рисовании широких и тонких линий, навык произвольной регуляции амплитуды, размаха движения, навык сохранения направления движений и др.

 Навык определяется как часть более общего понятия.

Механизмы отработки различных компонентов техник рисования будут разными. Навыки отрабатываются в результате многократного повторения действия, так как требуют доведения его до автоматизма (как держать карандаш и кисть, положение руки при рисовании прямых вертикальных я горизонтальных линий и др.).  

Умение - способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач. 

Ведь важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.

Классификация компонентов техники рисования.

          Первая группа классификации включает не только навыки, но и умения. В это умение входит ряд навыков: правильно держать инструмент (исходное положение), положение руки с инструментом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий и др. Овладев, всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен применяться в том или ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.

         Вторая группа классификации включает навыки, отработка которых приведет к образованию умения регулировать рисовальные движения в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности в соответствии с задачами изображения.
Каждое из названных качеств движения отрабатывается как навык.

         Навыки, выделенные в третью группу, перерастают в сенсомоторные умения, обусловливающие создание изображения: умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти относительно сложные умения требуют усвоения определенных знаний и овладения входящими в них навыками: произвольное прекращение движения в нужной точке, легкое, без излишнего напряжения движение, удержание направленности движения (но прямой, по дуге, по окружности и т. д.), изменение направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорций форм предметов.
           Так, для того чтобы произвести формообразующее рисовальное движение, нужно ощутить и определить, каким должно быть это движение, соотнеся его с формой изображаемого предмета. Известно, что это движение будет различным в зависимости от формы изображаемого предмета. Для проведения движения необходимы: навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направления движения, навык правильного положения руки при рисовании прямых (вертикальных, горизонтальных, наклонных), округлых и изогнутых линий. А так как рисование осуществляется карандашом или кистью, то важно еще и овладение способами действия с этими инструментами. При неправильных действиях формообразующее движение может быть произведено неточно, а, следовательно, и форма предмета искажена. Таким образом, умение нарисовать предмет требует отработки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны. Кроме того, это умение применяется сознательно: оно требует такого умственного действия, как представление формы, величины, пропорций изображаемого предмета и соотнесение с ним рисовального движения. Овладение умениями, входящими в третью группу классификации, даст возможность свободно, легко, уверенно изображать предметы любой формы, сложной конфигурации. Однако приобретение этих умений не возможно без овладения навыками и умениями, входящими в I и II группы классификации.

          Итак, классификация компонентов техники рисования делится на три группы, включающие в себя навыки и умения. Навыки будут отрабатываться путем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения упражнения. Умения же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки можно применять. Умения, направленные на передачу формы предметов, ее пространственного положения, величинных отношений формируются в соответствии с овладением навыками и усложнением изобразительных задач. Такая последовательность определяется тем, что умения могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»

(МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД  «ЁЛОЧКА»)

629730, г. Надым, ул. Зверева ,9/1, тел./факс: 8 (3499)53-69-00, 56-87-98   ОКПО 54107303, ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001, р/сч. № 40204810000000000007  в РКЦ г. Салехард,  л/сч. 074070100, E-mail: elochka-ds@yandex.ru

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО

«ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

В РИСОВАНИИ»

                                                                Воспитатель 2 мл.гр.: Серебряная Е.В.

Г. Надым, 2912г.