Мастер-класс "Моделирование в организации познавательно– исследовательской деятельности детей"
методическая разработка на тему

Мастер класс знакомит с использование метода моделирования для активизации познавательно-исследовательских способностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_-_aktivizatsiya_poznavat_sposobnostey.docx543.02 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование в организации познавательно– исследовательской деятельности детей

Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС дошкольного образования включают: поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Одна из годовых задач на учебный год это «Развитие познавательно – исследовательских способностей дошкольников в различных видах деятельности». Исходя из этого, сегодня мы  поговорим об одном из методов, способствующих развитию познавательной активности детей.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю не только реальный мир, но и мир условностей различных знаков, схем, моделей, обозначающих реальные вещи и явления.

Можно считать, что одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, предмет, явление природы; научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

            Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделямисхемами. Приведите примеры

Да это вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п).

          Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

В дидактике выделены три вида моделей:

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности. ( модель машинки или глобус)

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.( мнемотаблица)

Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.(план комнаты)

 Многие специалисты нашего учреждения уже давно используют метод моделирования в совместной и самостоятельной деятельности детей и в различных видах деятельности. Это:

1.Задания на наглядное моделирование (игры на замещение, на создание образов, анализ строения)

2.В развитие речи : (мнемотаблицы для лучшего запоминая стихотворения, для составления  творческого  рассказа или по сюжетной картинке, для зарисовки загадок, описания предмета)

3. В математическом развитии (палочки Кюинзера, логические блоки Дьенеша, различнве развивающие игры Воскобовича, головоломки), перфокарты (для изучения геометрических фигур)

4. В процессе ознакомления с природой, окружающим миром и экологическом воспитании (схемы ухода за комнатными растениями, описание животного, растения, рассказ о природном явлении, о времени года)

 5. В конструировании при работе со схемами и инструкциями

На сегодняшнем Мастер-классе мы рассмотрим, как можно использовать метод моделирования в различных образовательных областях.

Приглашаю 3 человека.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень: не жалейте лета.

Посмотрите - осень в золото одета!

О каком времени года говорим?

Сейчас научимся составлять красивые предложения  про осень. Вам будут предложены загадки. Говорите отгадку и среди предложенных карточек находит подходящую, которая вам напомнит эту отгадку и откладываете их все. Потом выстраиваете их в дорожку и составляете предложение об осени.

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…
(дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

По городу дождик осенний гулял, 
Зеркальце дождик своё потерял. 
Зеркальце-то на асфальте лежит, 
Ветер подует — оно задрожит.  (Лужа)

Прилетел я с ветерком

И накрыл избушки.

Воздух словно с молоком,

Подставляйте кружки!

(Туман)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке  (гриб)

Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
(Осенние листья)

Зал в это время с помощью опорных картинок составит загадки.

Зачитываем предложение.

Хотелось бы остановится на упражнениях, которые можно выполнить, занимаясь с Блоками Дьенеша. Игры с логическими блоками позволяют

* Развивать пространственные представления.

* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

* Развивать речь.

Представлю вашему вниманию одно из упражнений, которое научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Два пересекающихся между собой обруча. В один нужно поместить все  круглые фигуры, в другой – все красные. Дети сталкиваются с тем, что есть и круглые, и красные, учатся рассуждать, что их можно поместить туда, где область пересечения. Аналогично – задание с тремя обручами и разделение по трём признакам.

Мы рассмотрели только небольшую часть использования метода моделирования для активизации познавательных и исследовательских способностей дошкольников.

 

http://laoblogger.com/images/rain-cloud-outline-clipart-6.jpghttps://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/391/128391993_1.jpg

https://banner2.kisspng.com/20180620/qce/kisspng-drawing-fog-cloud-coloring-book-mist-niebla-5b2b09b46bc879.0834198115295471884415.jpg                                         https://zabavnik.club/wp-content/uploads/shablony_listev_27_26165657.jpg

https://image.shutterstock.com/z/stock-vector-tree-and-wind-cartoon-vector-and-illustration-hand-drawn-sketch-style-isolated-on-white-159693692.jpg            http://raskraski-dlya-malchikov.ru/wp-content/uploads/griby-23.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/214130/Image030.gif              http://dory.fr/images/meteo/nuage-neige.png             http://dory.fr/images/meteo/symbole-meteo-orage.png                              https://static.abcteach.com/free_preview/h/hail_bw_p.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей от 3х до4х лет

В возрасте 3-4 лет у детей преобладает чувственное восприятие. Именно в этом возрасте детям нудно дать почувствовать свою ответственность, причастность к экологическим проблемам. У детей данного возра...

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группе по теме «Воздух» (разработана по методике Н...