Проект "Цветы вокруг нас"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Познавательно – исследовательский проект «Цветы вокруг нас» в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 487.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Познавательно – исследовательский проект
«Цветы вокруг нас»
(средняя группа № 1 «Карапузы»)
Подготовила:
Воспитатель
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Название проекта: «Цветы вокруг нас»
Цель проекта:
- Знакомство детей с разнообразием цветов;
- Формирование бережного отношения к представителям растительного мира;
- Развитие экологического и эстетического воспитания детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей;
- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений;
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
- Развивать умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах;
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения;
- Развивать умение сравнивать и анализировать;
- Развивать желание ухаживать за цветами.
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру у детей;
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Проект среднесрочный (с 06.03.17 по 26.05.17).
В проекте принимали участие: 23 ребенка средней группы № 1 «Карапузы» МБДОУ № 3 «Зоренька», воспитатель МБДОУ № 3 «Зоренька» Кацевич Татьяна Сергеевна, 23 родителя воспитанников группы «Карапузы».
Ожидаемый результат:
Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о луговых, лесных, садовых и комнатных цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное наблюдение;
- коллективное наблюдение;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация;
- слушание музыки.
Формы организации проекта:
- Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Трудовая деятельность детей;
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада;
- Методический инструментарий;
- Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, горшочки, баночки, салфетки, лейки, семена для посадки, луковицы растений, отростки растений, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь).
Наглядный материал:
- цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по экологии;
- библиотечка юного цветовода, альбомы «Легенды о цветах», «Комнатные цветы»;
- оснащение природным и бросовым материалом.
Ожидаемый результат проекта:
- Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности;
- Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые, лекарственные);
- Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам;
- Освоили нормы поведения в природном окружении;
- Видят красоту окружающего мира;
- Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Календарное планирование
Проект «Цветы вокруг нас»
Мероприятия | Дата | Участники |
1 этап (подготовительный) | ||
| 06.03.17 | Воспитатель Кацевич Т.С. |
- подборка иллюстративного материала; - подборка стихотворений, загадок, мифов, легенд по теме (Приложение 1); - подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме (Приложение 2); - подготовка материала для изобразительной деятельности, - художественную и познавательную литературу для чтения детям, сказки о цветах (Приложение 3) | с 07.03.17 по 15.03.17 | Воспитатель Кацевич Т.С. |
2 этап (практический) | ||
Заучивание и чтение стихотворений.
| с 16.03.17 по 17.03.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| с 21.03.17 по 22.03.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| с 23.03.17 по 24.03.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
(Приложение 6) | 27.03.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| 31.03.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| 03.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| 05.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| 07.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| с 10.04.17 по 14.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С. |
- если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает; - где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей). | с 11.04.17 по 13.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| 14.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
- изготовление цветов из бумаги; - рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы; - выставка цветов | 17.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
- Консультация для родителей «О пользе комнатных растений» (Приложение 9). - Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком» (Приложение 10). - Мастер-класс по изготовлению цветов из бросового материала для украшения участка | 18.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., родители |
| 19.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| 21.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| 24.04.17 | Музыкальный руководитель Порошенко О.В., дети |
3 этап (заключительный) | ||
| 28.04.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., родители |
| 05.05.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| 11.05.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., родители, дети |
| с 16.05.17 по 18.05.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| с 22.05.17 по 25.05.17 | Воспитатель Кацевич Т.С., дети |
| 26.05.17 | Воспитатель Кацевич Т.С. |
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
- Экскурсии
- Занятие «Комнатные цветы»
- Итоги социологического опроса (в опросе принимали 23 человека)
Сроки реализации проекта:
1 этап:
С 06.03.17 по 13.03.17
2 этап:
С 14.03.17 по 27.04.17
3 этап:
С 02.05.17 по 26.05.17
Описание проекта
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Во время прогулок, подходов, работе на садовом участке мы должны обращать внимание на богатства природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, и друзей зависит от чистого воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы. У детей дошкольного возраста можно продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу, продуктивные виды деятельности, музыкальное воспитание.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Приложение 1
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Подборка стихотворений, загадок, сказок, мифов и легенд
по теме «Цветы вокруг нас»
Подготовила:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Стихи о цветах
Одуванчик Одуванчик золотой Был красивый, молодой, Не боялся никого, Даже ветра самого! Одуванчик золотой Постарел и стал седой, А как только поседел, Вместе с ветром улетел. | Ромашки - Эй, ромашки, Дайте мне ответ: Вы откуда, Если не секрет? - Не секрет, - ответили ромашки, - Нас носило солнышко В кармашке! |
Гвоздика Погляди-ка, погляди-ка, Что за красный огонек? Это дикая гвоздика Жаркий празднует денек. А когда настанет вечер, Лепестки свернет цветок, "До утра! До новой встречи!" - И погаснет огонек. | Колокольчик О чём колокольчик Звенит на лугу? Ответить на это Я вам не могу. Но думаю так: Зазвенит он с утра И слышат цветы - Просыпаться пора. |
Кувшинки Солнце заснуло, Заснули кувшинки. Тихо баюкают их камышинки. Утром, лишь солнечный лучик Прольется, тотчас кувшинка Послушно проснется | Незабудки У собачьей старой будки Распустились незабудки. Наш пушистый рыжий пес В незабудки тычет нос: "Сколько жить на свете буду – Незабудки не забуду!" |
Подснежники Плакала Снегурочка, Зиму провожая. Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, Трогая берёзы, Выросли подснежники - Снегурочкины слезы | Фиалка Зимние морозы Солнышко прогнало. Хрупкая фиалка На полянке встала. К солнцу синий венчик Тянется упрямо. Первую фиалку Я сорву для мамы |
Ландыши Родился ландыш в майский день, И лес его хранит. Мне кажется, его задень — Он тихо зазвенит. И этот звон услышит луг, И птицы, и цветы... Давай послушаем, А вдруг услышим — я и ты? | Лютик Звать его нам нечего Он и так придёт, Расцветёт доверчиво Прямо у ворот — Солнцем налитой Лютик золотой. |
Маргаритки Маргаритки в саду расцвели. Очень низко – у самой земли. Будто бросили коврик у ног. Но ступить на него я не смог. | Пион Пион расцвел на грядке И удивил красою, Он весь покрыт росою - На нас глядит украдкой |
Нарциссы В апреле юном, так малы Ещё листочки были, Когда лимонные чехлы Нарциссы распустили И звёздно-жёлтый водопад, На солнышко похожий, Безумно радовал мой взгляд И мамин с папой тоже! | Тюльпан Май, тепло и скоро лето. В зелень всё и вся одето. Словно огненный фонтан - Раскрывается тюльпан. |
Подсолнух Днём подсолнух в огороде Улыбается погоде. По орбите круговой Вертит рыжей головой. -Я, - хвалился он пырею,- Вместе с Солнцем землю грею! | Мать-и-мачеха Золотые лепестки, Хрупкий стебелек. Распустился у реки Солнечный цветок. Только тучка набежала, Сжались лепесточки. На зеленых стебельках – Круглые комочки. |
Мак Только солнышко взойдет – Мак на грядке расцветет. Бабочка-капустница На цветок опустится. Поглядишь – а у цветка Больше на два лепестка. | Герань На окне в такую рань Распустилася герань. Круглые листочки, Пышные цветочки Даже очень хороши – Так решили малыши. |
Кактус Я вас прошу: Позавидуйте мне – Кактус расцвел У меня на окне. Яркий цветок, Словно солнечный лучик. Храбро горит Между острых колючек. | Роза На клумбе распустился Огненный цветок Розы поселились, Вот их уголок! Листьев зеленее не бывает И цветов краснее, не сажают Только почему срывать их Нам не разрешают? |
Загадки о цветах
Я в летнем саду Целый день проведу. Захвачу акварельные краски. Нарисую... Анютины глазки | Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. Василек |
На воде растёт цветок - Одет в нежно-розовый лепесток. Водяная лилия | На шесте - флаги, Под шестом - шпаги. Гладиолус |
На клумбе у окошка Посажена картошка. Цветки её огромные И светлые, и тёмные. Георгин | Все знакомы с нами: Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми ... Гвоздиками |
Я - травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. Ирис | На окне, на полке Выросли иголки Да цветки атласные - Алые и красные. Кактус |
Синенький звонок висит, Никогда он не звенит. Колокольчик | Голова на ножке, в голове горошки. Мак |
Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной Цветок душистый, нежный, Из кисти белоснежной. Ландыш | Жёлтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках ... Мимоза |
Цветочек этот голубой Напоминает нам с тобой О небе — чистом-чистом, И солнышке лучистом. Незабудка | Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший ... Одуванчик |
Был скован ознобом И спал под сугробом. Весной раскустился, К лету распустился, Стал белым, как невеста, И красным, прелестным. Пион | У извилистой дорожки Растёт солнышко на ножке. Как дозреет солнышко, Будет горстка зёрнышек. Подсолнух |
Мифы и легенды о цветах:
Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду...
Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой и поначалу был он белым, но от капельки крови богини любви и красоты, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах, а лепестками усыпали путь победителей. | |
Многим растениям приписываются сверхъестественные силы. Кувшинка - не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. | |
Легенда рассказывает, что именно в бутоне тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться... Именно детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон... | |
Цветок благородства и почета, в Китае преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. В Индии его считают символом неуклюжести и глупой гордости. А еще называют его соперником розы. Якобы пытался он однажды перещеголять красавицу розу, если не окраской и ароматом, то хотя бы величиной: пыжился, надувался, да таким и остался. | |
На одной опушке расцвел чудо-цветок. Стали лесные звери и птицы спорить, кому он принадлежит. Четыре дня спорили, и спор сам собой разрешился. Созрели семена ириса, и ветер разнес их в разные стороны... | |
С давних времен цветок был окружен легендами и поверьями... Фиалка - символ оживающей весенней природы. У нее чудный, ни с чем не сравнимый, нежный запах и приятное сочетание лиловой окраски цветка с сочной яркой зеленью листьев. | |
Приложение 2
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр
по теме «Цветы вокруг нас»
Подготовила:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Подвижные игры:
Название игры | Цель игры | Описание |
«Бабочки на цветах» | Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и связную речь; прививать любовь к игре, учить соблюдать её правила. | По краям зала размещаются цветы – это цветочная полянка. Дети получают бабочку определенного цвета и сами становятся бабочками, которые порхают по полянке от цветка к цветку. Но их подстерегает опасность – это птица. По сигналу все бабочки должны опуститься на цветок. Чтобы птица их не заметила нужно укрыться на цветке соответствующего цвета. |
«В поле выросли цветы» | Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и связную речь; прививать любовь к игре, учить соблюдать её правила. | В разных углах зала размещаются цветы. Дети получают от воспитателя 1 лепесток и занимают место вокруг цветка соответствующего цвета, присев на корточки. Далее согласно тексту: «В поле выросли цветы (дети медленно встают), Распустили лепестки. (поднимают свои лепестки вверх), Вдруг повеял ветерок, (покачивают руками вправо-влево), Закружился лепесток. (покружились на месте), Ветерок их оторвет… (разлетелись врассыпную)…. (пауза) И на землю вновь вернёт.» (вернулись к своему цветку). Игру можно усложнить, перемещая цветы в пространстве в то время, когда дети бегают по залу. Затем предложить детям поменяться лепестками и продолжить игру. |
«Помоги бабочке добраться до цветка» | Упражнять в умении метать предметы в цель, развивать глазомер. | Ребенок с бабочкой в руке встает напротив цветка на определенном расстоянии и «запускает» бабочку на цветок. Побеждает тот, чья бабочка оказалась на цветке. |
«Бабочки» | Учить ориентироваться в пространстве, бегать врассыпную, взаимодействовать со сверстниками, развивать внимание, цветовосприятие, быстроту реакции, память и связную речь. | У каждого в руках бабочка. Спал цветок и вдруг проснулся, (сидя на корточках, спят). Больше спать не захотел (открывают глазки) Шевельнулся, потянулся, (поднимаются и потягиваются) Взвился вверх и полетел… (разбегаются) |
Пальчиковые игры:
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, | Руки в вертикальном положении. Ладони прижаты друг к другу, округлить пальцы |
Утром весенним раскрыл лепестки. | Развести пальчики в стороны. |
Всем лепесткам красоту и питанье | Ритмичное движение пальцами вместе-врозь. |
Дружно дают под землей корешки. | Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести. |
«На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы небывалой красоты | Руки на столе в вертикальном положении с опорой на локти, пальцы раскрыты. |
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты | Потягивания – руки вверх |
Ветер дует иногда, только это не беда | Взмахи руками, изображая ветер |
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки | Наклонить кисти рук |
А потом опять встают и по-прежнему цветут | Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты |
«Каждый бутончик»
Каждый бутончик склониться бы рад | Поставить локти на стол, пальцы обеих рук собраны в щепоть – «бутончики» |
Влево и вправо, вперед и назад | Раскачивать «бутончики» вправо-влево, вперед-назад |
От ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете | Соединить вместе локти и ладони рук, образуя один большой «букет» |
«Цветы»
Наши нежные цветки распускают лепестки | Поднять кисти рук вверх с опорой на локти, пальчики собраны в щепоть, раскрыть пальчики |
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет | Плавное раскачивание раскрытых пальчиков влево-вправо |
Наши алые цветки закрывают лепестки | Собрать пальчики обеих рук в щепоть |
Тихо засыпают, головой качают | Плавное раскачивание пальчиков, собранных в щепоть, влево- вправо |
«Подсолнух»
У подсолнуха ладонь – о-го-го! | Показать левую ладонь |
Сто семян в ладони щедрой у него | Постучать пальчиками правой руки по внутренней стороне левой ладони |
В тесноте, да не в обиде все сидят | Сжать левую ладонь в плотный кулачок |
С ясным солнышком о лете говорят | Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики |
«Одуванчики»
Одуванчики начинают расти: растут, растут, - выросли | Руки вверх |
Подул ветер – одуванчики качаются | Качать руками над головой |
Наступил вечер – одуванчики закрываются | Кисти рук собрать в щепоть |
Выглянуло солнце – одуванчики проснулись, головками качают, радуются солнцу. | Поднять руки вверх, качать руками |
Вот такие веселые одуванчики растут на нашей поляне. | Показать кисти рук |
Дидактические игры
Название | Цель | Описание |
«Узнай цветок по описанию» | - Закреплять знания детей о цветах, упражнять в классификации, сравнении, обобщении. - Развивать связную речь, активизировать словарный запас. - Воспитывать бережное отношение к природе. | Дети получают картинки различных цветов. 1. Воспитатель даёт описание, дети находят нужную картину и показывают её. 2. Ребёнок сам может дать описание. |
«Собери цветок» | - Закреплять знания детей о цветах, упражнять в классификации, сравнении, обобщении. - Воспитывать бережное отношение к природе. | Дети получают разрезные картинки цветов и по принципу сбора пазлов, составляют целую. |
«Отгадай загадку и найди цветок» | - Закреплять знания детей о цветах, упражнять в классификации, сравнении, обобщении. - Развивать связную речь, активизировать словарный запас. - Воспитывать бережное отношение к природе. | Воспитатель предлагает детям загадки 1.В белой шапке стоит дед, если дунешь – шапки нет! (Одуванчик) 2.Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха) 3. Цветёт он только лишь весной, его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят. (Ландыш) 4. Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат! И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница) На столе лежат перевёрнутые карточки. Отгадавший загадку, подходит к столу и ищет нужную картинку, когда находит, показывает её детям. |
«Кто быстрее?» | - Закрепить представления детей о внешнем виде растения | Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения) Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных растений. Называет одно из них. Например, подснежник. Дети собирают все карточки с изображение подснежника. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение. |
«Дополни словечко» | - Закреплять знания детей о цветах, упражнять в классификации, сравнении, обобщении. - Развивать связную речь, активизировать словарный запас. | 1. Из-под снега вышел друг – и весной запахло вдруг. Он весны – красны разведчик, нежный, крохотный…(подснежник) 2. Замечательный цветок, словно яркий огонёк, Пышный, важный, словно пан, нежный, бархатный….(тюльпан) 3. Он цветочный принц - поэт, в шляпу жёлтую одет. Про весну сонет на бис прочитает нам…(нарцисс) 4. Жёлтый, белый, голубой на земле растут пустой. У весны есть фокусы: распустились….(крокусы) |
«Чего не стало?» | - Учить называть растение по памяти (без зрительного контроля), развивать внимание и наблюдательность. | Игровая задача: отгадать, какого растения не стало. Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя. Материал: на стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения. Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом. |
«Найди такой же» | Дети находят растение по сходству | Игровое действие. Дети находят изменения в расположении растений. Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя. |
«Четвертый лишний» | Выделить лишнее слово, объяснить свой выбор | Игровое действие. Отгадать, какое слово лишнее. Правило. Найдя лишнее слово, нужно объяснить, почему оно лишнее |
«Продайте то, что назову» | Найти растение по названию | Игровое действие Выполнение ролей покупателя и продавца. Правило. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по названию. |
Приложение 3
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Художественная и познавательная литература для чтения детям, сказки
по теме «Цветы вокруг нас»
Подготовила:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Художественная и познавательная литература
Название произведения | Автор |
«Золотой луг» | Михаил Пришвин |
«Я пойду выкопаю грядку» | Валентин Глущенко |
«Веснянка» | Укр. нар. песенка |
«Летом» | Надежда Калинина |
«Веселое лето» | Валентин Берестов |
«Одуванчик» | Зоя Александрова |
«Лужайка» «Одуванчик» «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы») | Екатерина Серова |
«Одуванчик», «Ромашка» | Мария Познанская |
«Колокольчики мои» | Алексей Толстой |
«На лугу» | Олег Бедарев |
«Ах вы цветики, цветочки» | Р. н. п. |
Сказки
Название произведения | Автор |
«Первые цветы» | Сергей Горбунов |
«Двенадцать месяцев» | Самуил Маршак |
«Сказочка про козявочку» | Дмитрий Мамин-Сибиряк |
«Лесная сказка» | Дмитрий Мамин-Сибиряк |
Приложение 4
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Конспект беседы для детей средней группы на тему:
«Цветы – краса Земли»
Подготовила и провела:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Цели: расширять знания детей о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память, внимание, познавательные способности учащихся, расширять кругозор.
Содержание беседы.
- Ребята, вы любите цветы? Что вам больше нравится: любоваться ими, дарить или рисовать цветы?
- Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Даря их друг другу, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.
- Ребята, вы хорошо знаете цветы? А вот сейчас мы и проверим. Есть одна игра для вас - я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте.
В траве густой, зелёной, он выглядит нарядно.
Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелёк.
Ну, кто ж его не знает? Ведь это … (василёк)
Золотая середина и лучи кругом,
Это, может быть, картина: солнце в небе голубом?
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветок … (ромашка)
На солнечной опушке в траве стоит она.
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка.
Все зовут цветок … (фиалка)
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в жёлтый сарафанчик.
Все зовут его, ребята, просто … (одуванчик)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя.
Полюбуйтесь дикими
Алыми … (гвоздиками)
Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и хвоя, и валежник,
И первый появляется в проталине … (подснежник)
(демонстрация иллюстраций цветов)
- Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками, Морозом и Ветром, решила не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Поэтому подснежник считают первым цветком, встречающим весну.
Рассмотрите картину и скажите, почему этот цветок называют подснежником? Он первым появляется из-под снега. Подснежники. Этим именем часто называют все растения, цветущие рано весной. Но настоящие подснежники растут в горных районах и встречаются редко. Они очень нежные и красивые.
Многие первоцветы – лекарственные растения. Собирая первоцветы, как лекарственные травы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания. Весной и летом вы иногда бываете в лесу, в поле, на лугу. Там растут красивые цветы. Люди собирают большие букеты первоцветов, ландышей, фиалок, колокольчиков (демонстрация иллюстраций цветов). А знаете ли вы, что многие из цветов всё реже и реже встречаются в природе? Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время – их надо беречь!
- Не рвите цветы, не рвите -
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
«Сказка о ромашках».
- А сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет вперёд и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишей.
Однажды в саду около дома они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучиками. Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из Космоса на летающей тарелке. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет, вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось всё меньше и меньше. Потом они исчезли совсем. Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.
Вот, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придётся заносить в Красную книгу всё новые и новые растения.
- Ребята, а помните ли вы, что такое Красная книга? Это книга, в которой перечислены растения и животные, охраняемые государством и которые должны беречь и вы. «Красной» книгу назвали потому, что красный цвет – цвет опасности и тревоги за всё живое на Земле, будь то огромное животное или маленький цветок. В этой книге есть редкие и охраняемые растения нашей страны. Только в Подмосковье более 300 видов исчезающих растений. С каждым годом скудеют краски наших пригородных лесов, лугов, прудов и речек. Уже редко встретишь на тенистых лесных полянах прекрасный персиколистный колокольчик. Бесполезно, вероятно, искать в сосновом бору легендарную сон-траву. А в тихих заводях рек уже не растёт белоснежная кувшинка. Цветы исчезают, и мы, теряя их, теряем красоту.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»,
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Давайте подведём итог нашей беседы:
- Какие цветы вы знаете?
- Какие цветы растут на школьной клумбе, у вашего дома?
- Назовите цветы, которые занесены в Красную книгу.
- Что нужно делать, чтобы сохранить исчезающие цветы, чтобы каждую весну и каждое лето они радовали нас своим пёстрым хороводом?
Приложение 5
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Конспект беседы для детей средней группы на тему:
«Профессии людей, занятых в цветоводстве»
Подготовила и провела:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Цель: Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
Сегодня мы с вами будем говорить об удивительных профессиях. Одна из них – цветовод. Кто такой цветовод, чем он занимается? Так ли важна эта профессия? Какие орудия труда ему необходимы?
Цветовод – это человек, который выращивает декоративные растения для высадки в садах, скверах, парках. Выращивает цветы на рассаду, на срезку для букетов. Выращивает растения в цветочных горшках для украшения помещений. Своей работой цветовод дарит людям хорошее настроение, красоту, праздник. Ведь ни одно событие не проходит без цветов.
Садоводы также украшают город. В детский сад пришло необычное письмо от жителей далёкого города. Они пишут: «В нашем городе живут люди разных профессий: пекари, врачи, парикмахеры, сапожники, портные. Но в городе очень грустно и мрачно. У нас не растут цветы, потому что нет цветовода. Просим помочь украсить наш город цветами».
Давайте и мы примем участие в украшении города. Раздать детям цветы, которые указаны в упражнении.
Прежде чем приступить к работе, выполним пальчиковую гимнастику:
Детям нравятся цветы: Гоше - ГЕОРГИНЫ, - поочерёдно загибают пальцы
Роза - РОЗЫ обожает, ИРИСЫ - Ирина.
По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК - Оленьке,
Маргарите - МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК – Коленьке – разг. пальцев
Настя любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС - Маша.
Стёпа - белую СИРЕНЬ, розовую - Саша.
Любит Аннушка АНЮТКИ - цветики- трёхцветики...-
поочерёдное соединение подушечек пальцев.
Любят мамы нас, детишек, мы для них - БУКЕТИКИ!- пальцы в замок, на последнюю фразу разъединяют пальцы и поднимая их к верху разводят, имитируя букет.
А теперь выберите себе «клумбу», займите своё рабочее место и украсьте её цветами так, как вы посчитаете нужным. По завершению работы мы «высадим» ваши цветы на улицу города.
Дети приступают к выполнению работы. По завершению «клумбы» вывешивают на стенд, «украшая сквер города». Воспитатель предлагает полюбоваться красивыми «клумбами».
Зимой цветоводы работают в теплицах - специальное место для высаживания рассады разных цветов. Они готовят почву - рыхлят, удобряют, сеют семена для рассады, подбирают узоры для клумб.
- А какие предметы нужны для работы цветоводу?
(лопата, грабли, семена, удобрения, вода, цветочные ящики).
Существует еще одна прекрасная профессия – флорист. В настоящее время люди не меньше стремятся к красоте, хотят быть ближе к природе. Становятся популярными профессии, представители которых вносят в серую повседневную жизнь, а также в образ городской жизни необычайную красоту цветов, их свежее благоухание. «Флорист» – одна из таких удивительных профессий.
Флорист может помочь создать отличное настроение только при помощи цветов и трав. Подарить цветы – значит, выразить человеку свои искренние чувства: любовь, почтение, уважение. Это одна из ценимых форм общения между людьми. В то же время, это искусство, которому надо учиться. Нужно всегда помнить о том, что цветы, которые мы дарим, характеризуют наш собственный вкус, но одновременно позволяют выразить наше отношение к тому, кому эти цветы предназначены.
Профессия флориста существовала ещё до нашей эры. Они создают букеты и цветочные композиции из живых цветов, подбирают горшочные растения к определённому интерьеру дома, используют в своей работе засушенные цветы и другие природные материалы (мох, камни и т. п.), оформляют при помощи растений интерьеры помещений, витрины магазинов и прочее. Флорист, окруженный цветами, поэтому должен знать, как называется растение, откуда оно родом, как за ним надо ухаживать, как конкретный цветок уживается с «коллегами», какие удобрения нужно использовать в том или ином случае, какие горшечные растения лучше подобрать для того или иного интерьера… Плюс ко всему нужно разбираться в тенденциях цветочной моды, знать, каковы принципы дизайна, какие существуют стили оформления и т. д.
Флорист имеет дело с живым материалом, требующим заботы и чуткости. Он создает красоту, оделяя людей хорошим настроением. Флорист должен иметь особое чутье, тягу к прекрасному. Это работа для творческих людей, она позволяет раскрыться и реализовать себя, проявить фантазию.
Флорист, как истинный художник или скульптор, должен хорошо работать с цветом и формой. Он составляет букеты, но не только из цветов. В современной флористике особой популярностью пользуются букеты из веток деревьев, в том числе и ягодных: рябины, калины... Флорист должен знать, какие растения хорошо уживаются в одной вазе, а какие выделяют специфический сок, губящий остальные. Должен отличать свежие цветы от несвежих, даже если невооруженным взглядом покупателя различий между ними почти не видно. И наконец, со вкусом подбирать упаковку.
А теперь мы тоже с вами составим свой собственный букет.
Провести с детьми д/и «Собери букет».
Вопрос к детям: Кто еще, кроме флориста, может работать в салоне цветов? Продавец. Что делает продавец? Что он может продавать? (землю для растений, горшки, семена, удобрения и т.д.)
Диагностика-определение уровня умений и знаний
по теме «Цветы вокруг нас»
ФИО ребенка | Название цветов | Строение цветка | Виды цветов | Условия выращива-ния растений | Значение растений для человека | |||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1. Бабаян Ева | + | + | - | + | - | |||||
2.Буров Артем | - | - | - | - | - | |||||
3.Волкова Вероника | - | - | - | - | - | |||||
4.Городилов Данила | + | + | + | - | - | |||||
5.Григоренко Аркадий | - | - | - | - | - | |||||
6.Гончаренко Андрей | + | + | + | - | - | |||||
7.Ермакова Василиса | - | - | - | - | - | |||||
8.Ковальская Анна | - | - | - | - | - | |||||
9.Кошевая Настя | - | - | - | - | - | |||||
10.Кожухов Максим | + | + | - | + | - | |||||
11.Мамонкин Арсений | - | - | - | - | - | |||||
12.Мельникова Ксения | + | + | - | - | - | |||||
13.Масленников Вова | + | + | + | + | + | |||||
14.Маряхина Ульяна | + | + | + | + | + | |||||
15.Рябов Дима | - | - | - | - | - | |||||
16.Сивец Анна | - | - | - | - | - | |||||
17.Сивец Дарья | - | - | - | - | - | |||||
18.Толмачева Милана | + | + | + | + | + | |||||
19.Станслер Алан | - | - | - | - | - | |||||
20.Сирота Тимофей | + | + | - | + | - | |||||
21.Соколов Саша | + | + | + | + | + | |||||
22.Ускова Вера | - | - | - | - | - | |||||
23.Чикалова Ксения | - | - | - | - | - | |||||
На начало диагностирования (+) | 43% | 43% | 26% | 30% | 17% | |||||
На начало диагностирования (-) | 57 % | 57 % | 74% | 70% | 83% | |||||
На конец диагностирования (+) | ||||||||||
На конец диагностирования (-) |
Приложение 6
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Викторина о цветах
Подготовила и провела:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Викторина о цветах
1. Какой цветок за лето меняет головной убор? Если затрудняются, подсказка: сначала шапочка жёлтая, потом белая пушистая (Одуванчик).
2. Какой цветок звенит? (Колокольчик)
3. Какой цветок самый первый улыбается солнышку? (Подснежники)
4. Как называется цветок с «девочкиными глазками»? (Анютины глазки)
5. Есть цветок, который своим название нам говорит, что он ничего не забудет (Незабудка).
6. На каком цветке Иван-царевич обнаружил царевну-лягушку? (Кувшинка)
7. В мультфильме невеста Аладдина носит цветочное имя… Вы его, конечно, мне сейчас назовёте (Жасмин).
8. Это королева цветов. Она цветет летом и прекрасно пахнет, но при этом колючая. (Роза)
9. Как называется растение, в названии которого есть кусок железа? (Гвоздика)
10. Какой цветок похож на солнышко и в нем есть его имя (Подсолнух)
Приложение 7
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Конспект НОД на тему: «Тайны комнатных растений»
Подготовила и провела:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Цель: Познакомить детей с миром комнатных растений; сформировать целостный взгляд на природу; учить различать по внешнему виду; развивать интерес к развитию и росту комнатных растений.
Задачи: совершенствовать знания о комнатных растениях (4-5 вида); учить сравнивать растения; находить сходства и различия во внешних признаках (комнатных растений и садовых). Закреплять правила ухода за цветами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Программное содержание. Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
Материал. Комнатные растения: бегония, фиалка, фикус, хлорофитум, женское счастье. Фартуки, нарукавники, детские наборы для ухода за растениями, тряпочки, тазик.
Предварительная работа. Работа в уголке природы. Рассматривание комнатных растений.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. Как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Ответы детей.) Правильно, что бы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут. Дети вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Ответы детей). Знаете ли вы названия этого растения? (Показывает бегонию). Это растение называется «бегония». Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у бегонии? Обобщает ответы детей: «У бегонии - листья (цветки, если растение цветет) и корни».
Воспитатель. Какой формы листья у бегонии? Какого цвета листья?
(Ответы детей.)
Обобщает ответы детей: «Листья у бегонии в виде покрыта серебристыми пятнышками, в виде крылья ангела и крупные, гладкие, сверху зелёного снизу красного цвета, и вся поверхность и металлическими пятнышками».
Далее педагог спрашивает: «Какого цвета цветы у бегонии?»
Затем обобщает ответы детей: «Цветы бегонии могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые, оранжевые».
Обобщает ответы детей: «А где корни бегонии? Как вы думаете, зачем растению нужны корни?»
Обобщает ответы детей: «Корни растения находятся в земле. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам. (Сопровождает рассказ показом.) Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать».
Воспитатель. А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.) Это растение называется фиалка узамбарская. Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья?
Педагог обобщает ответы детей: «У фиалки есть листья (цветки, если растение цветет), стебель и корень. Листья округлой формы, темно зеленого цвета, толстенькие, опушенные (у некоторых растений край ровный, а у других волнистый), у листьев есть черешок. Длинными черешками листья крепятся к корню. Стебель у фиалки очень короткий».
Воспитатель. Какого цвета цветы фиалки? Цветки фиалки бывают разных цветов.
Показывает детям фиалки разных цветов – белые, розовые, лиловые, фиолетовые и сиреневые.
Воспитатель. - Дети у нас, много различных растений. Какие название комнатных растений вы знаете?
Показывает растения и вместе с детьми называет их: фиалка, фикус, хлорофитум, женское счастье, бегония.
Рассматривание комнатных растений и уход за ними
Дети стоят около понравившихся комнатных растений.
Воспитатель поочередно спрашивает детей:
-Есть ли у растения стебель? Покажи.
-Какой формы листья?
-Есть ли у растения цветок? Покажи.
-Если есть цветок, то какого цвета?
-Как называется растение?
Воспитатель. У всех комнатных растений есть корень, стебель, листья, в период цветения – цветы.
Дети, какое сейчас время года?
(Весна) Весной природа оживает, оживают и комнатные растения.
После зимнего отдыха, с началом роста растение нужно обильно поливать.
Педагог показывает детям, что такое обильный полив: поливает растение так, что через землю вода проходит в поддон. Объясняет: «Из поддона воду нужно вылить. Растениям, которые цветут, воды требуется больше. Гладкие листья протирают мокрой тряпочкой, а с мягких листьев аккуратно убирают пыль щеточкой».
Педагог поочередно предлагает детям полить растение, протереть листья смахнуть щеточкой пыль с листьев. Рассказывает «что бы растение лучше росли, с ними нужно ласково разговаривать». Что мы можем пожелать нашим растениям? Что бы они не болели. Чтобы за ними хорошо ухаживали. Что бы они цвели. Я думаю, что теперь растения будут хорошо расти и радовать нас своей красотой.
Игра «Что изменилось?»
Перед детьми стоит три комнатных растения, например: фикус, хлорофитум, женское счастье, фиалка. Педагог называет каждое растение. Затем просит детей отвернуться и закрыть глаза и убирает одно растение Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид.
Выигрывает тот, кто первым даст правильный ответ. Игра повторяется 2-3раза.
Приложение 8
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Проведение беседы на тему:
«Условия, необходимые для жизни комнатных растений»
Подготовила и провела:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Цель:
- продолжать формировать у детей представления об уходе за комнатными растениями;
- углубить знания о приёмах по уходу за растениями;
- воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям, как к объектам природы.
Воспитатель. Дети, сегодня мы будем продолжать учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода).
Чему вы недавно научились? (рыхлить землю). Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле). Чем вы рыхлите землю? Пояснить: ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля поглубже.
Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая). Какой водой мы поливаем? (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня). Как надо мыть растения? (крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями их пульверизатора).
Для чего мы ухаживаем за растениями? (ответы детей).
Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (воспитатель показывает). Такими растворами подкармливают растение раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитывался в почву. На моем столе лежит все необходимое для ухода за растениями. Вы сейчас будете самостоятельно ухаживать за растением.
(дети выполняют практическое задание. На столе стоят горшки с комнатными растениями фикус, которому нужно протереть листья, толстянка с сухой почвой, герань с увядшими листьями.)
Воспитатель. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения задания. (ответы детей.)
Как вы догадались, что фикусу нужно протереть листья?
Почему вы полили толстянку?
А почему вы решили убрать у герани увядшие листья, может быть, ее нужно полить? Сейчас ребята давайте подведем итог нашей беседы и еще раз повторим правила ухода за комнатными растениями (ответы детей).
Если ты возьмешь росточек и в горшок земли сыпнешь
Посади, полей цветочек, знаешь, что потом поймешь,
Что трудился не напрасно, появилась в том горшочке,
Шапка листиков зеленых в обрамлении цветочков!
Приложение 9
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Консультация для родителей на тему:
«О пользе комнатных растений»
Подготовила и провела:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Комнатные растения создают благоприятный микроклимат в квартире, хорошее настроение, да и просто украшают квартиру. Однако, не стоит превращать жилую комнату в оранжерею. На подоконниках хороши невысокие комнатные растения - кактусы, фиалки, занимающие не более 10-15 % оконного проема: не следует загромождать окно разросшимся фикусом или многоярусными полочками с горшками цветов. А фикус, пальму, лавр и другие высокие комнатные растения лучше всего поставить на низкие скамеечки или специальные подставки.
Многие комнатные растения обладают способностью повышать влажность воздуха в помещениях, а это чрезвычайно важно и ценно, так как в отопительный сезон влажность воздуха в квартирах заметно снижается. Количество углекислот газа в помещении, где есть цветы, не повышается так, как ночью растения выделяют его во много раз меньше, чем поглощается днем. Подсчитано, что несколько сот комнатных растений выделяют за ночь примерно столько же углекислого газа, сколько один человек.
Некоторые виды комнатных растений наделены фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять летучие вещества, убивающие микроорганизмы воздуха или замедляющие их рост. К таким комнатным растениям относятся лимонное дерево, туя, герань, бегония.
Очень важно правильно выбрать комнатные растения, решить, что подойдет для вас и вашей квартиры. Прекрасно сочетаются в интерьере вечнозеленые тропические и субтропические растения: фикус, лавр, пальмы, папоротники, аспарагус, традесканции, плющи, кактусы. Экзотические, с яркими листьями и цветами. Их сочная зелень создает атмосферу лета.
Нужно постараться так подобрать растения, чтобы цветение продолжалось круглый год. Начинает его паунсеттия - "рождественская звезда". Затем наступают луковичный амариллис, розан китайский, бегонии. Летом наступает пора бальзаминов, к. колокольчиков, фуксии, герани. И, наконец, "декабрист" Знаменитые комнатные фиалки цветут весь год.
Приобретать комнатные растения желательно молодые и ранней весной. Тогда они лучше привыкнут к тем условиям, в которых им придется жить.
Комнатное растение, принесенное домой из магазина, как бы проходит курс акклиматизации и требует внимательного к себе отношения. Сначала его надо поставить в прохладное место, листья опрыснуть водой. На ночь полить водой комнатной температуры и поставить на окно. Если цветок начнет увядать, его обертывают марлей или бумагой и обильно опрыскивают водой.
Если ком земли сухой - поливают, если же сырой - поливать нельзя, потому что увядшие листья не испаряют влагу, и корни от избытка влаги могут загнить. Подсохшую обертку надо снова опрыскать. На следующий день растения открывают и держат на рассеянном свету вблизи окна. На ночь снова покрывают влажной марлей или газетой. Через 2-3 дня восстанавливается нормальная упругость листьев: комнатное растение осваивается с комнатным режимом.
Комнатные растения встречаются почти в каждой квартире, в каждом доме, они не только очищают воздух и насыщают его кислородом, они украшают интерьер, делают домашнюю атмосферу намного уютнее и милее. Более того, есть растения, польза которых особенна, и для благоприятной атмосферы в доме нужно обязательно поставить пару вазонов на подоконник.
Чем полезны комнатные растения?
Пользу комнатных растений можно оценивать по-разному. Одни растения обладают мощными целебными свойствами и вполне могут заменить домашнюю аптечку (как например, алоэ. Полезные свойства алоэ позволяют использовать его листья при лечении массы заболеваний). Другие растения выделяют полезные фитонциды, очищают воздух от примесей и тяжелых металлов (например, герань, хлорофитум, мирт, аспарагус и др.). Некоторые растения способны выделять такое количество фитонцидов и эфирных веществ, что воздух в квартире становится поистине целебным (кипарис, туя, криптомерия). Польза следующей категории в их красивом и оригинальном внешнем виде, который украшает интерьер.
Полезные комнатные растения:
Аспарагус, белопятнистая бегония и монстера – уменьшают концентрацию солей тяжелых металлов и вредных микроорганизмов в воздухе.
Герань. Полезные свойства герани известны издревле, это растение обладает уникальными свойствами уничтожать в воздухе бактерии и вирусы (стрептококки, стафилококки). Помимо этого, герань выделяет в воздух вещества, обладающие антистрессовой активностью. В летнюю пору растение убережет помещение от комаров, мошек и мух.
Драцена – неприхотливое растение, которое приживется в любой квартире, выделяет фитонциды, убивающие многие болезнетворные бактерии.
Кактусы – замечательные защитники от электромагнитного излучения, поэтому чаще всего кактусы ставят рядом с работающей техникой (телевизором, монитором компьютера).
Хлорофитум – способен очищать воздух от многих токсичных веществ, которые выделяют предметы мебели из ДСП и некоторые полимеры (бензол, ксилол, толуол, этилбензол, формальдегид и др.), отличное место для хлорофитума – кухня, более двух третей угарного газа, который выделяется при сгорании газа, будет поглощено этим растением.
Свойства комнатных растений:
Снимают напряжение и способствуют нормализации сна мелисса, монстера, лаванда, герань, базилик, жасмин – эти растения можно смело ставить в спальне.
Дезинфицируют воздух лаванда, чабрец, эвкалипт, шалфей, корица,
Улучшают память и тонизируют лимон, бергамот, чабрец, розмарин, мята, базилик.
При заболеваниях дыхательных путей полезно вдыхать фитонциды, выделяемые розмарином.
Убивает вирусы и бактерии – лавр, герань, пеперомия, кипарис.
Вредные и опасные комнатные растения.
Большинство комнатных растений приносит пользу, однако есть ряд растений, которые опасно держать в доме, особенно если у вас есть дети или домашние животные. Например, растения семейства молочайных – их листья содержат токсичные млечный сок, вызывающий сильнейшие отравления.
Приложение 10
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
Консультация для родителей на тему:
«Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком»
Подготовила и провела:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Коллаж - очень простой вид аппликации, который могут даже дети двухлетнего возраста сделать (вместе с родителями). Есть техники коллажа, которые выполняются без применения ножниц, зато можно придумывать необычные комбинации разнообразных вариантов подобных картин.
Коллаж для детей – это отличный творческий прием, который помогает ребенку научиться работать с разными материалами. Именно этим коллаж отличается от аппликации. В аппликации используется преимущественно бумага, в то время как в коллаже нет ограничений.
Изготовление коллажа с детьми – очень интересное занятие. Наверное, в каждом доме много разных старых журналов, открыток, картинок, кусочков упаковочной бумаги, ленточек, бусин и другой привлекательной мелочи.
1) Коллаж может быть осенним, может быть мультяшным, а может просто рассказывать историю жизни (если составлен из фотографий). Нет чётких правил, важна только яркость творения.
2) Коллаж из фотографий сделаем на основе плотной бумаги. Фотографии или вырезаются или берутся в первозданном виде, они расклеиваются в произвольном порядке. Фон раскрашивается при помощи карандашей, фломастеров и дополняется вырезками из журналов.
3) Для большей яркости нашей поделки следует украсить фон: лентами, пуговками, тканью или даже перьями. Материал для декора приклеивается или пришивается. Такой коллаж ещё и пощупать теперь можно будет. Очень интересным вариантом оформления подобного фото отчёта будут дополнения под картинками в виде комментариев.
Вот что нам потребуется для цветочного коллажа:
1. Лист ватмана или кусок обоев.
2. Вырезки из газет, журналов, открыток, красочные фантики и пр.
3. Клей.
4. Кисточка.
5. Салфетка.
После того, как вы с ребёнком разложили всё для изготовления коллажа, можно приступать непосредственно к его сбору. Предложите ребёнку на обратную сторону фантиков кисточкой наносить немного клея, а потом аккуратно приклеивать их на подготовленную основу. Важно, чтобы ребёнок сам могут продумать сюжет, выбрать предмет и последовательность работы. Спустя некоторое время ваш ребёнок сможет выполнять всю работу совершенно самостоятельно.
Такое занятие непременно увлечёт ребенка. Малышу будет очень занимательно собирать коллаж самостоятельно. Да и для Вас, родителей, творческие поиски малыша, наверняка, станут незабываемыми и интересными. Вы обязательно захотите сохранить их на долгую память. Нельзя не сказать о том, что, выполняя подобного рода аппликацию, ваше чадо учится пользоваться клеем и ножницами, активнее развивается его творческое воображение. Он с интересом теперь станет подбирать различные открытки, картинки и прочую мелочь для следующего коллажа.
Приложение 11
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 3 «Зоренька»
НОД «Ознакомление с окружающим миром»
по теме: «Комнатные растения»
Подготовила и провела:
Воспитатель средней группы № 1 «Карапузы»
Кацевич Татьяна Сергеевна
г. Лобня 2017 г.
Цель: Обобщить знания детей о комнатных растениях.
1. Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.
2. Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; показать детям алгоритм посадки комнатного растения.
3. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе; желание ухаживать за растениями.
Словарь: комнатное растение, садовые цветы, фикус, фиалка, кактус, хлорофитум, герань, орхидея, сансевьера, папоротник, амарилис, лейка, рыхлитель.
Предварительная работа: беседы о комнатных растениях; уход за комнатными растениями: поливка, рыхление земли в горшке, протирание листьев; посадка комнатного растения.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическое развитие», «Коммуникация».
Методы и приемы:
1. Игровой.
2. Наглядный.
3. Словесный.
Оборудование:
• Кукла.
• Комнатные растения: фикус, фиалка, кактус, хлорофитум, герань, лимон, щучий хвост (сансевьера, папоротник, амарилис.
• Инструментарий для ухода за комнатными растениями (карточки с изображением лейки, губки для протирания, палочки для рыхления, распылитель, бутылочки с удобрением).
• Отросток – герань.
• Горшок, земля, лейка с водой.
• Дидактическая игра «Покажи и назови части растения» (карточки с изображением частей растения).
• Дидактическая игра «Растения комнатные и садовые» (карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов, картинка цветочного горшка и клумбы).
Ход занятия:
1. Игровой сюрпризный момент
В гости к детям приходит кукла Таня.
Воспитатель: Ребята, кукла Таня не знает, что такое комнатные растения и как за ними ухаживать. Давайте ей поможем и научим ее всему, что знаем о комнатных растениях?
(ответы детей).
Воспитатель: Для начала давайте научим куклу Таню отгадывать загадки. Слушайте:
Без рук, без ног, но двигается,
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (Растение)
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Цветы)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Дети называют растения и показывают их.)
2. Дидактическая игра
Воспитатель: Ребята, какие вы знаете растения кроме комнатных? (садовые) Вы умеете их различать? На столе вы видите карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов. Их нужно распределить так: комнатные растения располагайте рядом с цветочным горшком, садовые цветы – рядом с клумбой.
3. Беседа о комнатных растениях
Воспитатель: Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Чтобы было красиво.) Еще для чего нужны комнатные растения? (Растения очищают воздух.) Правильно, чтобы было красиво –комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.
Ребята, что нужно делать, чтобы комнатное растение всегда было красивым, не завяло? (ухаживать за комнатным растением) Давайте расскажем, как мы ухаживаем за растениями.
4. Физминутка «На окошечке в горшочках»:
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись,
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны.
В солнышке утонут.
Ребята сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе. Соединяют ладошки над головой. Раскрывают ладошки – бутоны.
5. Игра «Что бы было, если бы…»
-Что бы было, если бы растение поставили в темное место?
- Что бы было, если бы растение забыли полить?
- Что бы было, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать?
(Ответы детей).
6. Посадка растения
Воспитатель: Давайте с вами посадим герань. Что нужно, чтобы посадить растение? (цветочный горшок, земля, вода для полива).
Дети участвуют в посадке растения.
Воспитатель: Берем цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? (в цветочный горшок мы насыпаем землю, делаем лунку для цветка.) После того, как мы насыпали землю, что делам дальше? (Садим цветок в землю и присыпаем ее.) Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать? (Сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло).
7. Психогимнастика «Я – растение!»
- Воспитатель:
- Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами немного отдохнем. Ложитесь на ковер. Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…
- Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе, чтобы они не болели.
Кукла Таня благодарит детей за то, что они ее многому научили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проектной деятельности детей подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Есть фильм. Могу дать адрес для просмотра....
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Ссылка на фильм http://www.youtube.com/watch?v=SuHPWkR57C4...
Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"
Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....
Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"
Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....
Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы
Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...