программа "Мой любимый город Канск"
материал на тему
Формирование личности ребенка невозможно без изучения прошлого, настоящего и предполагаемого будущего своей малой Родины. Внедрение в образовательный процесс детского сада регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает у дошкольников интерес к малой родине. Знакомство с особенностями природы, экономическими, культурными и другими условиями родного города способствует формированию у детей гражданственности, основ патриотизма и краеведческой культуры.
Парциальная программа «Мой любимый город Канск» адресована воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, родителям, студентам педагогических образовательных организаций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК» 1.1 Пояснительная записка Цели и задачи программы Принципы построения программы Характеристика старшего дошкольного возраста 1.2 Планируемые результаты освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК» 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2.2 Содержание образовательной деятельности 2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы 2.4 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК» 3.1 Особенности реализации программы 3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.3 Методическое обеспечение программы 3.4 Особенности педагогической диагностики | 3 3 4 4 5 7 8 8 11 14 15 19 19 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
1.1 Пояснительная записка
Формирование личности ребенка невозможно без изучения прошлого, настоящего и предполагаемого будущего своей малой Родины. Внедрение в образовательный процесс детского сада регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает у дошкольников интерес к малой родине. Знакомство с особенностями природы, экономическими, культурными и другими условиями родного города способствует формированию у детей гражданственности, основ патриотизма и краеведческой культуры.
Парциальная программа «Мой любимый город Канск» адресована воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, родителям, студентам педагогических образовательных организаций.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа направлена на развитие у старших дошкольников интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При ее разработке авторы стремились максимально использовать природные, культурно-исторические, этнографические особенности города Канска и Канского района. Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма и чувства сопричастности к культурно-историческому и природному наследию города Канска.
Задачи программы:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, символике (герб, флаг, гимн), событиям прошлого и настоящего.
- Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории города Канска, природных особенностей Канского района.
- Расширять представления детей о том, что делает город Канск красивыми, развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
- Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
- Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
- Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях родного города, культурных мероприятиях и социальных акциях.
- Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего региона и толерантное отношение к представителям других национальностей.
Принципы построения программы
1. Принцип культуросообразности предусматривает становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании природных, историко-географических, этнических особенностей малой Родины, с учетом национальных ценностей и традиций.
2. Принцип развития понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всѐ это находит свое отражение в детской инициативности, самостоятельности и творчестве.
3. Принцип самоценности дошкольного детства, его полноценное проживание предполагает, что каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.
4. Принцип деятельности предполагает, что решение образовательных задач в дошкольном возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым разнообразные виды деятельности.
5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении старших дошкольников.
6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности предусматривает предоставление каждому ребенку возможности выбора содержания своего образования, в результате чего ребенок становится субъектом образовательного процесса.
7. Принцип полноты содержания образования предполагает обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
8. Принцип интеграции содержания образования предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет интегрировать содержание данной программы в ООП ДО, предоставляет возможность воспитателям и педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
9. Принцип сотрудничества с семьей и социальными партнерами реализуется в данной программе, как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает рекомендации по организации взаимодействия педагогов, родителей и социальных партнеров.
Характеристика старшего дошкольного возраста
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптуры. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.
Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способными к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.), рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных триумфах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции. Дети старшего дошкольного возраста с интересом посещают музеи родного города, включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан.
Приобщение старших дошкольников к культуре родного города будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Следует организовывать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют приблизить достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности:
- участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);
- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);
- чтение произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);
- участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, Красной книги региона, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу, коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
- обсуждение профессий родителей-горожан и составление рассказов о них;
- участие с родителями и воспитателями в социально значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, спортивные праздники, социальные акции и пр.).
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Старшая группа
- У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
- Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
- Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
- Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, в детское коллекционирование связанные с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности).
- Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Подготовительная группа
- Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
- Ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города, стремится выполнять правила поведения в городе.
- Проявляет любознательность по отношению к истории родного города, знает наиболее важные исторические события родного города.
- Рассказывает о достопримечательностях и зданиях города (театр, памятники, библиотеки, производственные предприятия), об их назначении.
- Имеет представление о профессиях горожан и жителей Канского района и значимости их труда.
- Узнает и называет растения и животных Канского района, занесённых в Красную книгу.
- С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности).
- Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях города, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.п.).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка
Социально-коммуникативное развитие направлено на организацию социокультурной образовательной практики, на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие коммуникации и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. По данным психологических исследований, большую часть накопленного интеллектуального багажа дошкольников составляют чувственно воспринимаемые впечатления. На основе сенсорного опыта формируется рациональное познание, ведущая роль в котором принадлежит мышлению и речи, формируются способности к исследовательской, поисковой деятельности, закладывается система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов (целостная картина мира).
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организама, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Старшая группа
Образовательные области | Задачи образовательной деятельности |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Подготовительная группа
Образовательные области | Задачи образовательной деятельности |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
2.2 Содержание образовательной деятельности
Содержание программы «Мой любимый город Канск» реализуется в следующих тематических разделах:
№ п\п | Разделы | Формируемые представления в рамках раздела | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Я и моя семья | Понятие «родной дом», «семья». Значение семьи для человека. Генеалогическое древо. | История моей семьи. Трудовые династии. Семейные традиции. | |
Родной город: достопримечательности и окрестности | Понятие «Родина», «малая Родина». Улицы микрорайона. Исторические памятники родного города. Архитектура города. Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города Канска. | Символика города. Главные улицы города. Каменное и деревянное зодчество. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий (вокзал, театр, музей, СРЦ «Космос» и др.) Храмы города Канска. Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города. | |
Природа города Канска (Сосновый бор, река Кан) и Канского района | Климатические особенности региона. Растительный и животный мир города Канска и Канского района. Красная книга Красноярского края. Охрана природы, безопасное поведение в природе. | Место на карте России, Красноярского края и Канского района. Особенности ландшафта (лесостепь). Растительный и животный мир города Канска и Канского района. Красная книга Красноярского края. Охрана природы, безопасное поведение в природе. | |
История города: события и люди | Понятие «сибиряк», «земляк». Путешествие в настоящее и прошлое родного города. Острог на реке Кан. Функциональное назначение и изменение предметов быта. | Казаки – основатели острога. Функциональное назначение и изменение предметов быта. Канск – город купеческий. «Чье ты носишь имя, улица моя?» ВОВ в истории города (Герои. Дети войны. Война в истории моей семьи. Канск для фронта). | |
Особенности жизни горожан: профессии, традиции, забавы | Профессии горожан и сельских жителей. Военные профессии горожан (военные части, кадетский корпус). Традиционные народные праздники города. Народные игры. | Профессии горожан и сельских жителей. Военные профессии горожан (военные части, кадетский корпус). Знакомство с культурой, традициями, обычаями других национальностей. Традиционные народные праздники города. Народные игры, дворовые игры. | |
Культура, искусство, спорт | Декоративно-прикладное творчество жителей города. Песенный фольклор. Художники города Канска. Творческие коллективы города. Канск – город спортивный. | Декоративно-прикладное творчество жителей города. Песенный фольклор. Канские писатели и поэты. Художники города Канска. Творческие коллективы города. Канск – город спортивный. | |
2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы
Старшая группа
- Поддерживать проявления интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании иллюстративного материала, слушании историй, рисовании и конструировании.
- Рассказывать детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.
- Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений (например, крепости, площади), прорисовывать и размещать архитектурные макеты на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту».
- Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
- Вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
- Включать детей в игры-экспериментирования, в исследовательскую и проектную деятельность.
- Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности.
- Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городской акции).
Подготовительная группа
- Создавать условия для рассматривания иллюстративного материала, слайдов, отображающих основные функции родного города, сооружения архитектуры и скульптуры, исторические и современные здания города, культурные сооружения.
- Рассказывать детям о событиях, повествующих о жизни города, его истории и современной жизни, архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.
- Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений, прорисовывать и размещать макеты архитектурных сооружений на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту» (что могло бы здесь находиться и происходить).
- Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
- Стимулировать выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.
- Развивать проявления инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
- Создавать условия для участия детей в играх-экспериментированиях и исследовательской деятельности.
- Рассказывать детям истории, легенды, мифы, связанные с прошлым родного города, названиями улиц, площадей.
- Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинениях загадок, изобразительной деятельности.
- Стимулировать детей к собиранию коллекций и созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).
- Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях «Свеча в окне», «Бессмертный полк» и пр.).
2.3 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров
Реализация программы «Мой любимый город Канск» невозможно без организованного педагогически целесообразного взаимодействия ДОО, с семьями воспитанников и социальными партнерами.
Сотрудничество дошкольной образовательной организации, семьи и социальных партнеров реализуется в форме совместной деятельности. Оно, во-первых, выстраивается на добровольных, доверительных, партнерских отношениях и согласованных действиях всех сторон. Во-вторых, на общей системе ценностей и основанных на ней целей воспитания детей и не противоречия требований к ребёнку в семье, в детском саду и в обществе. В- третьих, эта деятельность требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями, членами семьи, социальными партнерами, поддержки авторитета друг друга всеми сторонами. Совместные воспитательные усилия должны основываться:
- на понимании и принятии взрослыми ребенка как ценности;
- на выработке совместных педагогически эффективных условий взаимодействия с ребёнком;
- на осознании взрослыми собственной роли трансляторов ценностей, что, возможно, изменит приоритеты в системе их собственных ценностей.
Педагогически целесообразное взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами планируется и реализуется педагогическими работниками ДОО.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
С учетом ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей. Особую значимость взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает при решении задач патриотического воспитания. Помощь родителей, совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоционально-положительного отношения к семейным традициям, к истории родного города, событиям городской жизни. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Успешное взаимодействие педагогов и родителей в ходе реализации программы «Мой любимый город Канск» возможно, если совместная деятельность будет осуществляться в следующих направлениях.
1. Информирование родителей. Происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, а также опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, буклетов и др.
2. Просвещение родителей. Основной формой могут выступать тематические родительские собрания.
3. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Формы совместной деятельности с семьями воспитанников могут быть следующие:
- совместная проектная деятельность;
- экскурсии выходного дня;
- спортивные праздники и соревнования;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии на производство, организованные родителями;
- совместные праздники и развлечения;
- туристические походы;
- творческие мастерские;
- выставки рисунков и поделок;
- акции и др.
Следует отметить, что в процессе патриотического воспитания важно, чтобы педагоги и родители понимали ценность отношений дошкольников со старшим поколением семьи; пробуждали интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлекали бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе ДОО.
Формы сотрудничества с социальными партнерами
В рамках реализации программы «Мой любимый город Канск» дошкольные образовательные организации вправе привлекать ресурсы социальных партнеров. Совместно с социальными партнерами и семьями воспитанников ДОО могут участвовать в разработке и реализации социальных проектов, акций и мероприятий.
Дошкольные образовательные организации могут взаимодействовать с социальными партнерами через разные формы и виды совместной деятельности.
Социальные партнеры | Примерные формы взаимодействия |
Канский драматический театр | Детские спектакли Экскурсии |
Выставочный зал | Выставки Экспозиции детских работ Совместные мероприятия |
МБУК «Канский краеведческий музей» | Экскурсии в музее Выездная экскурсия «Музей в чемодане» Совместные мероприятия |
МБУК «Централизованная библиотечная система г. Канска» | Выставки Тематические, литературные викторины, Театрализованные постановки, Экскурсии Совместные мероприятия |
МБУК «Городской дом культуры» МБУК ДК «Строитель» | Конкурсы Фестивали Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1» МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2» | Театрализованные постановки, Концерты Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД Художественная школа | Экскурсия в музей школы Выставки Совместные мероприятия |
Общеобразовательные школы города | Детские спектакли Праздники школьников в ДОУ Совместные акции Экскурсии в школьный музей и библиотеку Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» | Экскурсия Участие в конкурсе проектов ландшафтного дизайна Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» | Экскурсии Походы Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» | Выставки Конкурсы Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Центр детского технического творчества» | Выставки Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта имени заслуженного тренера России В.И. Стольникова» МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа единоборств «Олимпиец» | Соревнования Спортивные праздники Совместные мероприятия |
ГОУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» | Акции Совместные мероприятия |
Физкультурно-оздоровительный комплекс «Дельфин» Дом спорта «Текстильщик» | Соревнования Спортивные праздники Совместные мероприятия |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
3.1 Особенности реализации программы
Разработка образовательной программы дошкольной организации на основе ПООД В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация может самостоятельно разработать и утвердить ООП ДО на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад — Дом радости» (далее — Программы). ПООП ДО «Детский сад — Дом радости» может использоваться для разработки ООП ДО в дошкольных образовательных организациях разных видов, в организациях дополнительного образования дошкольников. Программа «Детский сад — Дом радости» легко адаптируется для организаций с разной продолжительностью пребывания детей (группы кратковременного пребывания, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания); с разной наполняемостью групп. Образовательная программа дошкольного образования в ДОО должна быть представлена двумя составляющими: обязательная часть (не менее 60% от ее общего объема) и часть, формируемая ДОО (не более 40%). Если обязательная часть ООП ДО соответствует Примерной программе «Детский сад — Дом радости», то разработчики делают только ссылку на данную Программу. Содержание части ООП ДО, формируемой дошкольной организацией, обусловлено обра- зовательными потребностями, интересами и мотивами детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентировано на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции организации или группы. Часть ООП ДО, формируемая дошкольной организацией, может включать различные направления, выбранные педагогами, родителями из числа парциальных и иных программ, а также может создаваться самостоятельно. В ПООП ДО «Детский сад — Дом радости» может включаться содержание коррекционной работы или инклюзивного образования, если в ДОО есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
Именно в этой части программы ДОО в полной мере способна учесть интересы и потребности всех участников образовательных отношений, а также наиболее сильные стороны своей образовательной деятельности (по традиции будем называть их приоритетными направлениями). Поэтому определение конкретного содержания части, формируемой участниками образовательного процесса, — это исключительная компетенция ДОО. Программа «Успех» рекомендует ряд направлений образовательной деятельности, которые могут найти отражение в части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе: приобщение к культуре своего народа (родной язык, произведения национальных поэтов, художников, скульпторов, традиционная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство и др.); развитие различных видов двигательной активности (ритмика, элементы хореографии и др.), не включённых в содержание обязательной части Программы; развитие театрализованной деятельности детей; использование ИКТ; медиаобразование дошкольников; освоение иностранных языков и др. Указанные и другие направления образовательной деятельности ор- ганично вписываются в организационную основу Программы — календарь праздников, событий (некоторые из них уже представлены своими праздниками — Международный день театра, Международный день родного языка и др.). Большинство современных направлений образовательной деятельности в сфере дошкольного образования обеспечено методической литературой (парциальными программами, пособиями и др.), поэтому в основной образовательной программе дошкольного образования достаточно сделать соответствующие ссылки на указанную литературу. Часть направлений деятельности в силу их специфичности или новизны ещё не обеспечены методически: ДОО может разработать их самостоятельно. В соответствии с ФГОС ДО часть, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена в каждом из разделов основной образовательной программы дошкольного образования. Рассмотрим схему представления одного из направлений деятельности ДОО, включённого в часть, формируемую участниками образовательных отношений, основной образовательной программы дошкольного образования, а именно медиаобразования дошкольников. В целевом разделе кратко раскрываются актуальность, цели и задачи медиаобразования дошкольников. Например: «В современном постиндустриальном обществе формирование ребёнка как представителя социума происходит при сильнейшем воздействии средств массовой коммуникации: прессы, телевидения, радиовещания, кинематографа, Интернета. Уже в дошкольной среде герои рекламы, комиксов, мультфильмов существенно потеснили авторитет воспитателей и родителей. Спрятаться от вездесущих СМК невозможно, а это значит, что надо научиться правильно ими пользоваться. Медиаобразование — направление в педагогике, призванное подготовить детей к жизни в современных информационных условиях. Главная цель медиаобразования в дошкольной среде состоит в формировании у ребёнка на базе средств массовой коммуникации устойчивого позитив- ного образа мира. Это означает, что вся многообразная деятельность вос- питателя и ребёнка в ДОУ должна быть организована так, чтобы информация, получаемая с помощью СМК, созидательно влияла на психику ребёнка. Задачи медиаобразования — научить детей воспринимать, понимать информацию, овладевать способами общения с помощью средств массовой коммуникации». При разработке содержательного раздела описываются содержание образовательной деятельности, оптимальный возраст детей для освоения указанного содержания и определяется образовательная область, в которой могут быть адекватно решены задачи медиаобразования дошкольников. Например: «Социально-коммуникативное развитие 5—6 лет обеспечение развития первичных представлений о печати (журналах, справочных изданиях) как способе получения информации об окружающем мире (естественном и созданном трудом человека); создание условий для приобретения опыта поиска и получения информации об окружающем мире из печати. 6—7 лет обеспечение развития первичных представлений о способах передачи информации с помощью различных технических средств (телефона, телевизора, радио, фотоаппарата, компьютера), о людях, создающих информацию, — журналистах; создание условий для приобретения опыта поиска и получения информации с помощью различных технических средств (телефона, телевизора, радио, фотоаппарата, компьютера), самостоятельного размещения и передачи информации в детском печатном издании». В организационном разделе указывается на необходимость оснащения предметно-развивающей среды группы традиционными, печатными формами изданий (журналы, справочные издания), а также доступа к электронным СМИ, современным технологиям. Необходимым кадровым условием называется также владение воспитателем современными информационными технологиями. Кроме того, воспитатель должен иметь специальные знания в области детского медиарынка: печатных и электронных СМИ, электронных и компьютерных игр, кино, мультипликационной и видеопродукции. Комплексно-тематическая основа реализации Программы обогащается соответствующими формами работы (игры «Маленький журналист», «Новости нашей группы», «Говорит детский садик «Ромашка», проектная деятельность по созданию с помощью родителей собственного рукописного журнала, видеоматериалов о жизни детей с записями интервью с ними и т. п.).
Содержание парциальной программы «Мой любимый город Канск» может интегрироваться в содержание основной образовательной программы ДОО через:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии и пр.);
- самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и др.);
- процесс взаимодействия с родителями и социальными партнерами (участие в проектной деятельности, составление маршрутов экскурсий и прогулок; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и социальными партнерами в социально-значимых событиях и пр.).
3. 1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важным условием реализации программы «Мой любимый город Канск» является создание новых и обновление уже существующих элементов предметно-пространственной среды в ДОО, без чего организация краеведческой работы с дошкольниками не представляется возможной.
В дошкольной педагогике под термином предметно-развивающая среда понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [Словарь терминов под ред. Н. Ф. Виноградовой].
Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты предметно-пространственной развивающей среды обеспечивающие разнообразие детской деятельности подробно описаны в обязательной части основной образовательной программы ДОО.
Реализация программы «Мой любимый город Канск», требует от педагогов создания в макро- и микросреде ДОО следующих центров детской активности.
Центры детской активности | Примерное наполнение центра | Виды детской деятельности |
Мини-музей | Мини-музеи («Миры»). Это мобильные средовые элементы, создаваемые детьми вместе с взрослыми и выполняющие функции более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием текущих познавательных тем, развития познавательных интересов и индивидуальных предпочтений. Данные элементы среды используются уже с младшей группы, и их содержание связано с требованиями и задачами таких направлений развития детей, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Планы образовательной работы предусматривают специальное время для проведения работы в мини- музеях (познавательные и эвристические беседы, философские беседы, посиделки и т.д.). | |
Мини-библиотека «Книгоград» | книги о Канске, городах Красноярского края; картотеки, подборка произведений и стихов местных авторов. | |
Центр коллекционирования «Сундучок» | ||
Творческая мастерская «Очумелые ручки» | рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры. | |
Центр радио и телевидения «ОКНО» | ||
Туристско-краеведческий центр «Клуб путешественников» | в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта), рассматривать тематические фото альбомы; где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях; |
Существующие в микросреде группы центры детской активности необходимо пополнить дидактическим, иллюстративным и пр. материалами краеведческого содержания, которые будут меняться/обновляться в соответствии с темой недели или проекта.
При создании и обновлении предметно-пространственной развивающей среды ДОО необходимо придерживаться следующих принципов.
Насыщенность среды. Предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, соответствовать содержанию программы «Мой любимый город Канск», ориентирована на примерный календарь праздников и комплексно-тематическое планирование. Макро- и микросреда ДОО должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям старших дошкольников, должна включать средства реализации программы, как в здании, так и на участке детского сада для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений дошкольников.
Трансформируемость среды предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных особенностей, конкретного содержания программы, реализуемого здесь и сейчас). Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности, активной деятельности и др. Разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Вариативность предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Оснащение центров детской активности должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Доступность среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности, к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты). Все оборудование в группе и на участке детского сада должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Программа предусматривает возможность творческого преобразования предметно-пространственной развивающей среды на основе собственных методических разработок педагогов с целью обогащения представлений дошкольников о родном городе, развития познавательного интереса к краеведческой работе.
3.2 Методическое обеспечение программы
*данный раздел находится в разработке
Методические рекомендации
Методические пособия
Иллюстративный материал
Произведения для детского чтения
Музыкальные произведения
Картины, иллюстрации, альбомы
Дидактические игры, пособия, карты
Видеоматериалы
3.4. Особенности организации педагогической диагностики
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования заданы как целевые ориентиры. Важно понимать, что они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО подчеркивает, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, большой разброс вариантов развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, а также отсутствия возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
ФГОС ДО прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Вместе с тем в ФГОС ДО говорится следующее: «3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей».
В ходе реализации программы педагогу необходим инструментарий оценки качества образовательного процесса, который позволит ему оптимальным образом планировать дальнейшие педагогические действия и выстраивать взаимодействие с детьми.
В данном разделе описаны те общие достижения старших дошкольников, которые помогут педагогу ДОО в рамках обычного наблюдения за детьми в повседневных ситуациях сделать вывод о том, что образовательный процесс по программе «Мой любимый город Канск» в целом достигает своего результата.
Показателями качества образовательной работы по программе «Мой любимый город Канск» можно считать следующее достижения ребенка старшей группы:
- у ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к родному городу;
- он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе;
- проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города;
- ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование;
- проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).
Показателями качества образовательной работы по программе «Мой любимый город Канск» можно считать следующее достижения ребенка подготовительной группы:
- ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;
- хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города;
- знает и стремится выполнять правила поведения в городе;
- проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование;
- проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Мой любимый город Канск"
Дидактическая игра-лото «Мой любимый город Канск» создана для детей дошкольного возраста, с целью обогащения представлений и закрепления знаний о достопримечательностях, памятных местах, п...

занятие "Мой любимый город Канск"
Воспитывать любовь к родному городу, уважение к памятникам архитектуры...
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК
Проект примерной парциальной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста...

"Мой любимый город Канск" (литературная гостиная с писателями г. Канска")
Конспекты занятий по художественной литературы по писателям Малой Родины....

Проект«Мой любимый город Канск»
Проект «Мой любимый город Канск» позволит расширить и систематизировать знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, стимулировать развитие творческих спосо...

Развлечение "Мой любимый город - Канск"
Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой Родине у дошкольников наш профессиональный долг, ведь это будущие защитники нашей необьятной России. Развлечения такого характера помогают маленько...

