Методическая разработка исследовательской деятельности дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кормина Светлана Викторовна

      В процесс дошкольного воспитания и обучения начинает входить такой вид деятельности как познавательно - исследовательская деятельность. Практическая исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал, направленный на поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности и практического  обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей. В итоге детей дошкольного возраста учим: искать истину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx46.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка исследовательской деятельности дошкольников.

"Исследование мыльных пузырей".

Выполнила: С.В. Кормина

      В процесс дошкольного воспитания и обучения начинает входить такой вид деятельности как познавательно - исследовательская деятельность. Практическая исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал, направленный на поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности и практического  обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей. В итоге детей дошкольного возраста учим: искать истину.

     Прежде, чем начать исследовательскую деятельность, я обратила внимание на интерес детей к тому, как они пускают мыльные пузыри. Это позволило выбрать привлекательную тему для дальнейшей разработки исследования.

 Сформулировала выбранную тему в виде креативных вопросов и проблему, на которую он направлен.

Креативный вопрос

Проблема, на которую он направлен

Откуда появились мыльные пузыри?

Этапы развития мыльных пузырей. Приобретению детьми опыта исследовательской   деятельности.

Как приготовить мыльные  пузыри?

Недостаточные знаний и умений детей в экспериментальной деятельности. Приобретение детьми практического опыта в приготовлении мыльных пузырей.

Можно ли изготовить пузыри, чтобы они были крупными и крепкими?

Недостаточные знания детей о том, что же нужно добавить в раствор, что бы пузыри были большими и крепкими. В процессе опытов выявить, что необходимо добавлять в воду, что бы  пузыри были крупными и крепкими.

Где  используют мыльные пузыри?

Дети приобретут реалистическое представление об использовании мыльных пузырей.

Может ли пузырь быть устойчивым? Почему он быстро лопается?

В процессе опытов выявить, какие необходимы условия для этого.

Затем формулировка проблемы из вопроса.

На что направлен наш интерес?

Но об этом нет информации и знаний. Что необходимо уточнить?

Какую практическую значимость будет иметь получение этого знания?

Выбранная тема: Мыльные пузыри.

В получении детьми практического опыта в исследовательской деятельности  и реалистического представления о мыльных пузырях.

Неизвестно когда появились мыльные пузыри, какие необходимы условия, что бы они были устойчивыми; что нужно добавить в раствор, что бы пузыри были большими и крепкими.

Если мы будем знать эти факторы. То мы получим практический опыт в исследовательской деятельности и сможем самостоятельно их делать.

Записала окончательную формулировку проблемы:

Недостаточные знания и практических умений детей в приготовлении мыльных пузырей. Во-вторых, в добавление вышесказанному не достаточно развито познавательно - исследовательская деятельность дошкольников.

Создаем проект исследования

Название темы: «Я исследователь: Мыльные пузыри».

1.

Формулировка проблемы

Недостаточные знания и практических умений детей в приготовлении мыльных пузырей. Развитие познавательно - исследовательской деятельности.

2.

Актуальность и новизна проблемы

Данный  проект  актуален  тем,  что  способствует  приобщению  детей  к получению информации о мыльных пузырях. У детей закладывается в сознании реалистическое представление о мыльных пузырях. Исследовательская работа по проекту направлена на  поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности практического  обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей в изучении мыльных пузырей, через постановку опытов (экспериментов).  

3.

Практическая

значимость проблемы

Получение детьми практического опыта в исследовательской деятельности  и реалистического представления о мыльных пузырях, их приготовление.

4.

Объект исследования

Мыльные пузыри

5.

Предмет исследования

Состав и свойства мыльных пузырей

6.

Цель исследования

Проект направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Научиться  получать крупные, крепкие мыльные пузыри.

7.

Гипотеза исследования

Приобретение детьми опыта исследовательской   деятельности и иметь реалистическое представление о мыльных пузырях и умение получать крупные и крепкие мыльные пузыри. Это возможно, если содействовать познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников:  через постановку опытов (экспериментов).

Формулируем задачи  исследования

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Формировать исследовательские навыки: Получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. В заключении исследования делать выводы.  Выявить, где можно использовать мыльные пузыри и  как их можно приготовить.

2. Исследовать свойства мыльных пузырей, полученных из разных растворов, а так же с использованием разных моющих средств.

3. Систематизировать знание детей о мыльных пузырях. Развивать умственные операции анализ, сравнения, обобщения, классификация.

4. Формировать умения использовать имеющиеся знания на практике.

5. Привлечь родителей к исследовательской деятельности по проекту.

Методы исследования:

  • - наблюдение, сравнение;
  • -беседы, игры;
  • - экспериментирование

Подробная методика получения первичных данных и рекомендации по их сбору для дошкольников.

Сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

1. «Подумать самостоятельно».

Что мы знаем о мыльных пузырях:

  • Пузыри легкие, воздушные, подымаются вверх, быстро лопаются.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

2. «Спросить у другого человека». Вопросы задаём всем присутствующим — детям и взрослым: 

1. Откуда появились мыльные пузыри?  2.Где  используют мыльные пузыри? 3.Можно ли приготовить пузыри, чтобы они были крупными и крепкими? 4. Может ли пузырь быть устойчивым? 5. Почему он быстро лопается? 6.Что произойдёт с мыльными пузырями в сильный мороз? 7. Рецепты мыльных пузырей.

Для закрепления подсказанных другими идей рисуем соответствующие им схематические изображения.

3. «Узнать из книг». Просмотреть иллюстраций книг,  или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. Энциклопедий они прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе детских исследований.

Что мы узнали о мыльных пузырях:

  • Пузыри можно приготовить из воды и моющего средства;
  • Какое вещество придаёт прочность пузырю;
  • Какой самый большой пузырь был надут;
  • От чего зависит прочность пузыря.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

4.Эксперименты. Практические опыты с мыльными пузырями, выводы по каждому опыту.

1.Этап подготовительный.

Приготовить материал и инструменты для опыта.

2.Этап практический: проведение опыта.

3.Этап заключительный.

Необходимо сделать вывод.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №1. «Делаем мыльные пузыри»
Предлагаю детям приготовить раствор мыльных пузырей: 100мл.воды, 100мл средства для мытья посуды, при помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т.д). Вывод: мыльные пузыри можно приготовить из моющего средства и воды, но они быстро лопаются.

 Опыт №2. Предлагаю детям приготовить раствор мыльных пузырей, но уже с добавлением глицерина и выдуваем пузыри.  Вывод: мыльные пузыри более прочные.
Опыт №3. Ребят интересовал вопрос, как получить пузырь в пузыре. Мы взяли мыльный раствор и смазали поверхность стола и начали выдувать большой пузырь на стол. Соломинку погрузили в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря протолкнули соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул, затем медленно начали дуть в соломинку. В результате получили  второй пузырь, заключенный в первом, затем осторожно вытянули соломинку. Вывод: стенки мыльного  пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь  них можно было провести соломинку, предварительно  смоченную  мыльным раствором. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №4. Взяли маленькую резиновую игрушку смазали её мыльным раствором и положили на стол. И аккуратно начали выдувать мыльный пузырь. Игрушка медленно погружалась в пузырь. И вот игрушка оказалась лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки. Вывод: мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно  смоченный мыльным раствором. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №5. Ребятам очень нравилось экспериментировать с мыльными пузырями, в ходе которых у детей получились различные фигурки. Тогда решили попробовать сделать из мыльных пузырей цветок и принялись за дело. Выдували пузыри на стол, и они притянулись друг к другу и у нас получился цветок. Вывод: этот опыт показывает, каким эластичным может быть мыльный пузырь и какие восхитительные предметы можно создать с его помощью. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения

Опыт №6.  Дети пускали пузыри и ловили их на ладошку, при соприкосновении с ладонью он лопался. У нас возник вопрос, а можно ли поймать пузырь на ладошку?  Проводя экспериментирование, дети догадались смазать ладошку мыльным раствором. И вот пузырь спокойно лежит в руке и не лопается. Вывод: для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течение нескольких минут.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №7.   Как же сделать большой пузырь, возник вопрос. Я предложила детям взять две соломинки и протянуть через них нить в метр длинной. Завязать узел так, чтобы большая часть веревки соединяла соломинки как ручки, спрятать узел в одну из соломинок. Теперь, держа соломинки вместе, опустить их в раствор. Аккуратно поднять их вверх и дать каплям стечь обратно в контейнер. Теперь аккуратно разделить соломинки, и у них получился прямоугольник, обтянутый мыльной пленкой. Дети очень медленно растянули соломинки еще больше. Затем медленно подули в центр пузыря несколько раз, в результате получили по-настоящему большой пузырь.

Опыт №8. Проводя опыты с пузырями, обратили внимание на то, что при включении увлажнителя воздуха пузыри существуют намного дольше, по сравнению с тем, когда увлажнитель воздуха выключен. Пришли к выводу, что чем больше влаги в воздухе, тем дольше проживет пузырь. Так же эту проблему можно решить, добавив в мыльный раствор немного желатина. Сравнили время жизни таких пузырей и обычных. Вывод: на устойчивость пузыря влияет влажность воздуха, пропорции воды и желатин с глицерином.

Опыт №9.  Предложила детям взять проволоку  отрезанную на несколько кусочков разной длины. На конце каждой проволоки свернуть петлю – так чтобы их диаметры отличались. У нас получились несколько рамок разной формы – круглой, квадратной и овальной. Самое главное, что бы они были замкнуты. Окунали проволоку в смесь и слегка дули на образовавшуюся пленку. Получились мыльные пузыри, которые приняли разную форму. Вывод: мыльная пленка может принимать самые разные формы, в зависимости от рамки, с помощью которой надувают пузырь.

Опыт №10.  Детям было очень интересно попробовать сделать мыльные пузыри на улице зимой. На улице дети начали выдувать мыльные пузыри, шарики начали быстро замерзать, детям было очень интересно. Вывод: при морозе и соприкосновении со снежинкой моментально начинается процесс кристаллизации, поэтому мыльный пузырь замерзает.

Методика вторичной обработки первичной информации

Для дошкольников.

Обобщение полученных данных. 

Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

Собранные сведения проанализировать и обобщить.

Доклад. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о мыльных пузырях»

По трём вопросам:  «Что именно в этой  работе мне понравилось?», «Что меня особенно заинтересовало?», «Что нового я узнал?».

1.Что именно в этой  работе мне понравилось?

  • Проводить опыты;

2.Что меня особенно заинтересовало?

  • Изобрести интересные элементы пузыря. Как приготовить цветные мыльные  пузыри? Как их сделать устойчивыми.

3.Что мы узнали о мыльных пузырях:

  • Основу всех мыльных пузырей составляет вода и моющее средство;
  • Как приготовить цветные мыльные пузыри;
  • Какое вещество придаёт прочность пузырю;
  • Отчего зависит прочность пузыря;
  • Какой самый большой пузырь был надут;
  • Как создать праздник мыльных пузырей в д/саду и порадовать себя и других детей.

Результат проектной деятельности:

            В результате исследования дети приобрели опыт исследовательской деятельности.

 В настоящее время, до сих пор, неизвестно, когда и где точно появились мыльные пузыри. Тем не менее, дети научились получать крупные и крепкие мыльные пузыри, через постановку опытов (экспериментов). В результате опытов выяснили, что в основу всех рецептов мыльных пузырей составляет вода и моющее средство.  Наряду с этим выяснили, что глицерин придаёт прочность пузырю, но больше всего устойчивость зависит от воды, однако важна пропорция, но самое главное это влажность воздуха. Чем влажнее воздух, тем дольше проживет пузырь. Кроме того при правильном надувании мыльных пузырей, они могут быть большими и крепкими и радовать всех, в том числе и взрослых. Это позволяет сделать вывод, что необходимо поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, порождает потребность в исследовании.

Наконец в заключение хочется привести слова китайской пословицы: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...

Методическая разработка «Исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе «Теремок»

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Познавательная деятельн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» .

laquo;Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» ....

Методическая разработка Исследовательская деятельность «Полет первой женщины В. Терешковой в космос»

В наше время великого прогресса науки и технике интерес к космосу возрастает. Особенно детям интересно кто же они первые покорители космоса. Их подвиг по-прежнему вызывает восхищение и поклонение, а и...