методическое пособие
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Кузнецова Ольга Михайловна

тематическое планирование по младшему дошкольному возрасту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksno.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

                         Комплексно – тематическое планирование на декабрь – февраль для младшего дошкольного возраста

Одежда и обувь 1 неделя декабря.

Д\И «Скажи со словом»

*Активизировать качественный и предметный словарь по теме

*Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным значением (мороз-морозец).

**Д\и: «Большой – маленький»; «Исправь ошибку»

Пересказ рассказа Носова «На горке»

Д\и: «Подбери слово»

*Расширять обобщённые  представления детей об одежде и обуви; их существенных признаках; материалах, из которых они сделаны.

**Д\и: «Узнаем из чего сделана одежда…обувь»;

«Покажи одинаковые предметы»;

Эксперименты по выявлению свойств ткани

*Продолжать учить детей технике прыжков (перепрыгивание через мяч на двух ногах)

**П\и: «2 мороза»;

Спортивные развлечения на улице

*Учить детей новой технике рисования «набрызг»

*Развивать умение передавать несложные движения фигуры в коллективной лепке

**Д\и: «Нарисуй снег…»;

Коллективная лепка «Дети на прогулке»

Зима 2 неделя декабря. Проведение опыта со снегом и льдом

*Расширять словарь детей за счёт имён существительных (лёд, вьюга, снегопад, гололёд);

*Имён прилагательных (белый, пушистый, холодный);

*Знакомим с глаголом «поскользнуться», словосочетаниями (ударил мороз, выпал снег).

**Д\и пальчиковые «Снегопад», «Земля», «Дом», «Деревья»

*Продолжение знакомства детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта.* Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом.

*Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.

**Д\и: «Выложи снежинку из счётных палочек»;

«Времена года»

«Чьи ушки и хвостики»

*Продолжать учить детей переступать через снежные комья

*Учить кататься по ледяной дорожке между снежными комьями

**П\и: «У зайчика»; «Метелица»;

Спортивные упражнения: катание по ледяным дорожкам.

*Учить сроить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях.

* Учить использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.

**Д\и: «Нарисуй зимнее окно»;

Рассматривание изделий из кружев;

«Наблюдения»

Зимние забавы 3 неделя декабря.

Зимняя олимпиада.

*Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь

Повторение стихов;

Загадывание загадок о зиме;

**Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок…»

*Систематизировать представление о зимних играх-забавах. *Продолжать знакомить детей с различными зимними видами  спорта, с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

**Д\И: «Зимние виды спорта»

*Продолжать учит технике прыжков на двух ногах с продвижением вперёд

*Закреплять технику пролезания в обруч сверху и снизу

**П\и: «Мороз-Красный нос»;

«Метелица

*Учить детей конструировать  Деда Мороза из бумаги и ваты

*Обучать приёмам наклеивания ваты
*Д\и: «Раскрась ДМ»

Новый год

 4 неделя декабря.     

Итоговое мероприятие: Новогодний утренник

Выставка детского творчества

*Расширять словарь за счет имен существительных, имен прилагательных, уточнять значение глаголов                                                                   (украшать, вешать).

*Учить образовывать имена сущ. С помощью уменьшительно –ласкательных суффиксов , употреблять в речи имена существительные в родительном и винительном падежах; использовать в речи предлоги : (на, под, между, в, на, под, за, около).

*Развиваем фонематический слух.

**Д\и: «Выучи потешку»;

«Где лежит?»

**Игры и упражнения на речевое дыхание

**Чтение рассказа Ушинского «Проказы старухи зимы»

**Чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович»

*Привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. *Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах.

*Развиваем счетные навыки.

*Развиваем логическое мышление

**Просмотр презентации « Празднование Нового года»

**Экспериментирование «Лед –силач»

**Настольно-печатная игра «Найди лишний предмет» по теме **«Украшение елки»

Д/игра «Найди, что опишу»

**Настольно-печатная игра «Когда  это бывает?»

**Д/и «

Раздели на подгруппы» по теме «Елочные украшения»

*Продолжать развивать мелкую моторику

*Совершенствовать общую моторику – умение двигаться под музыку в хороводе соблюдая правила игры; повторять жесты , символизирующие определённые звукоподрожания; быстро переключаться с одного движения на другое

**Х\и: «Новогодний хоровод»

**П\и: «Заморожу»;

«Снежная карусель»

«Два Мороза»

Парный бег»

**Спортивные упражнения: катание на санках.

«Мышеловка»

«Караси и щука»

 

*Учить детей новому приёму рисования: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения.

Продолжать учить рисовать красками в том числе нетрадиционными методами, выполнять аппликации.

**Рассматривание иллюстраций с изображение ДМ.

**Разучивание песен .

**Хоровод «Елка» муз. М. Магиденко, сл. К. Чуковского.

**Лепка из бумажной массы «Бусы»

**Украшение участка с помощью цветной воды

**Лепка «Елочные игрушки»

Животные северных стран 2 неделя января

Экскурсия в музей Арктики и Антарктики

*Развивать связную речь. Расширь словарный запас.

 *Продолжать учить описывать животное с помощью схемы.

**Д\и: «Найди по описанию»

**Инсценировка диалогов Сладкова «Лесные шорохи»

«Кто на кого похож»

*Формировать представления о животных холодных стран. *Развивать наглядно-образное мышление; *Формировать умение по внешнему виду животного делать сравнительный анализ

**Д\и: «Кто это – угадай»

«В снежном море»

«Четвёртый лишний»

*Продолжать учить детей выступать в качестве водящих

*Учить придумывать задания

**П\и: «Летает – не летает»;

«Снежная карусель»

*Продолжать знакомить детей «зимними» техниками рисования ( белой гуашью, красками с блёстками, наклеивание ваты поверх рисунка.

* Продолжать знакомить детей с техникой «аппликация из бумаги»

**Д\и: «Найди пару»

Конструирование из природного материала «Новогодние игрушки»

Посуда 2 нед.янв Роспись посуды

*Развивать умение  составлять описательные рассказы о посуде.

*Упражнять умение подбирать слова-синонимы

*Развивать умение подбирать однокоренные слова.

*Продолжать учить определять место звука в слове

**Д\и: «Весёлое чаепитие»;

Чтение «Федорино горе» Чуковский

*Расширять обобщённые представления детей о видах посуды; *Рассказать о частях, из которых состоит посуда, о материалах, из которых она сделана.

*Познакомить детей с историей посуды

*Познакомить с гжельской посудой, хохломской

**Д\и: «Собери чайник…чашку…»;

«Мы на стол поставим…»

*Совершенствовать технику метания в вертикальную цель

**П\и: «Самый меткий»; «Метание с плеча»; «Метание снизу»;

«Столовые приборы» (гимнастика рук»;

«Моем посуду»  

*Продолжать учить детей вырезать посуду из бумаги по заранее намеченному контуру в коллективной аппликации «Чайная посуда».

*Продолжать развивать навыки декоративной росписи хохломской и гжельской посуды

**Д\и: «Узнай как называется»; «Чей узор»; «Из чего сделано»

День снятия блокады Ленинграда 4 неделя января.

Просмотр презентации «Блокада»

*Совершенствовать умение составлять описательный рассказ

*Продолжать активизировать словарь детей

**Д\и: «Что ты видишь на картине»; «Говори наоборот»

Чтение х\л

*Дать детям знания, что наш город перенёс в дни блокады: фашистская армия  подошла близко к городу, высотные архитектурные памятники люди прятали под маскировочные чехлы, на всех онах висели маскировочные шторы, фашисты взяли наш город в «кольцо», продовольствия не хватало и т.д; *Формировать гражданскую позицию.

**Д\и: «Шкатулка с…» (закреплять названия памятников архитектуры СПб)

*Учить технике прыжков на 2-х ногах с продвижением вперёд

*Закреплять технику метания в цель

**Спортивные игры: «Меткие стрелки»; «Бадминтон»; «Спаси бойца»

*Продолжать закреплять разнообразные техники в рисовании

*Продолжать учить детей рисовать родной город

**Д\и: «Рассматривание открыток»

Народная игрушка 1 неделя февраля Роспись «Румяная Матрёшка»

*Совершенствовать умение составлять загадки об игрушках

*Закреплять умение проводить звуковой анализ слов

*Обогащать словарный запас

**Д\и: «Вам барыня прислала туалет»

«Расскажи, что нарисовано»

*Продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Семёново). *Расширение представлений о народных игрушках (матрешки - городецкая,  богородская; бирюльки). *Знакомство с национальным декоративно-прикладным искусством.

**«Разрезные картинки по мотивам народного творчества»

**«Кубик» (с элементами народно-прикладного искусства)

*Учить технике прыжков на двух ногах с продвижением вперёд

*Закреплять технику пролезания в обруч сверху и снизу

**Народная игра: «Краски»

*Уточнить представление детей о специфике народных игрушек: из чего сделаны, как, кем сделана; как украшена, какая по характеру.

**Д\и: «Нарядные лошадки» (весёлая карусель);

«Цветные узоры»

Сказки А.С.Пушкина 2 неделя февраля

д/и «Отгадывание сказок Пушкина по отрывкам»

*Обогащать словарный запас, развитие связной речи – диалогической и монологической форм. Формирование умения выразительно читать наизусть произведения А.С.Пушкина.

*Формировать умение читать произведения по ролям.

**Д\и: «Алгоритмы пои произведениям Пушкина»

*Продолжать знакомить детей с творчеством А.С Пушкина; *учить на примере сказок А.С Пушкина правильно оценивать поступки людей; *дать знания о фактах биографии А.С. Пушкина;* развивать память.

  • Д\и:«Сказки, сказки, сказки» (викторина по произведениям АСП),

**«Пушкинские места в СПб»;

«Какая сказка лишняя»;

*Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

  •                                  
  • *Развитие  творчества; формирование выразительности и грациозности движений.
  • **П\и: «Море волнуется …»
  • **Динамические паузы под музыку

*Развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству

*Подведение детей к созданию сюжетных композиций на темы произведений А.С.Пушкина.

*Знакомить детей с произведениями живописи известных художников и художников-иллюстраторов.

  • **Д\и: «Собери пазлы»;
  • **Рисование по произведениям **А.С.Пушкина **Слушание «Белка», муз. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане); **музыкально-ритмические движения под музыку Римского-Корсакова «Море»; **разучивание р\н песни «Во-садули…»; **инсценировка р\н песни «Позолоченная прялица».

День защитника Отечества 3 неделя февраля Праздник 23 февраля – день защитника Отечества.

Выставка детского творчества.

*Развивать монологическую речь через составление  небольших описательных рассказов об Армии.

*Тренировать в умении подбирать глаголы к существительным.

 *Учить детей внимательно слушать, понимать содержание художественных произведений о Защитниках Отечества.

**Д/и «Скажи наоборот» по теме «Защитники Отечества», **заучивание фрагментов стихотворения М. Владимирова «Еще тогда нас не было на свете», заучивание считалки «Аты-баты», русск. фольклор.

*Расширение представлений детей о Российской армии. *Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. *Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. *Знакомство с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой.

*Расширение гендерных представлений, формирование в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; *Воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины

**Д/и «Что за чем?»

Д/и «На что похож?»

**Подвижно-дидактическая игра «Считай и делай»

**Дедуктивное наблюдение за птицами.

*Продолжать развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость через спортивные игры, эстафеты, **подвижные игры.

  1. «Стрелок»,
  2. *«Бегом в обруч», *«Перебежки»,

*«Защита крепости». *«Охотники и зайцы»,

**«Мы солдаты».

**Подвижно-дидактическая игра «Угадай кто это», игровое упражнение «Разведчики»

*Учить детей придумывать содержание работы, используя усвоенные ранее техники, навыки, умения в аппликации, рисовании. « **Поздравительная открытка»

Лепка  «Кольчуга», конструирование: строим крепость.

**Слушание пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота». В стольном городе во Киеве из муз. цикла «Картинки с выставки». **Рассматривание картины В. М.Васнецова «Богатыри», **слушание песни «Богатырская сила» муз .А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

Народная культура и традиции 4 неделя февраля Фольклорный праздник.

Выставка детского творчества.

*Развивать интерес к народному творчеству, художественному слову

*Воспитывать интерес к традициям и обычаям  русского народа.

*Активизировать в речи понятия, связанные с русским народным творчеством.

*Продолжать знакомить с народными произведениями, обогащать словарный запас.

**Чтение по ролям р. н. сказки «Снегурочка»

.**Беседа «Гостьюшка годовая».Заучивание закличек «Масленица-Просковея», «Едет Масленица».

Словесная игра «Аюшки»

*Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями.

 *Познакомить  с обрядами, символикой праздников .

*Рассказы детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

**Экспериментирование «свойство песка и глины: лепка из глины «Старинных предметов быта»

*Учить детей выбирать водящего, соблюдать правила игры

*Способствовать совершенствованию выполнения движений

*Учить ориентироваться на действия других игроков

*Упражнять детей в беге, лазании

*Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие

**Н\и: «Горелки»

«Совушка»

«Горшки»

С\и «Я знаю 5 имён»

*Учить самостоятельно находить способы лепки: ленточный, конструктивный, лепка из целого куска

*Выбирать освоенные ранее приёмы в соответствии с образцом

*Учить, для декоративного украшения использовать стеку и печатки

Развивать эстетический вкус, воображение и фантазию

*Учить детей двигаться дробным шагом в соответствии с темпом музыки

**Хоровод «Матрёшки» муз. Слонова сл. Некрасовой

**Д\и: «Нарядные лошадки» (весёлая карусель);

«Цветные узоры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.

Методическое пособие Рассказываем детям о войне....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...