Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности
консультация на тему

Чернова Юлия Сергеевна

Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Невозможно представить семью, в которой нет телефона, фотоаппарата, видеокамеры или компьютера.  Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, для чего нужны ИКТ, как они могут быть применены для пользы детей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _ispolzovanie_ikt_v_ood.doc369 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

                                                             Школа дошкольных наук

                                                                           МБДОУ «Детский сад №165»

 

Рекомендует

старший воспитатель

Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Невозможно представить семью, в которой нет телефона, фотоаппарата, видеокамеры или компьютера.  Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, для чего нужны ИКТ, как они могут быть применены для пользы детей и педагогов.

Что же такое ИКТ?

Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Т.е. под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде.

В связи с рассматриваемой сегодня темой, мы обращаем внимание на два требования ФГОС ДО:  

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими)… (в соответствии со спецификой Программы).

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»

ЕКС: Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;…

Области применения ИКТ педагогами:

  • Использование ИКТ при организации образовательной деятельности с детьми (подбор познавательного и иллюстративного материала к ООД, презентации и пр.)
  • Использование ИКТ в процессе взаимодействия педагога с родителями (презентации к родительским встречам, оформление папок-передвижек, буклетов и пр.)
  • Использование ИКТ в процессе и организации методической работы (оформление групповой документации, конспектов ООД, проектов и др.)

Использование ИКТ помогает педагогу в работе:

  • Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности
  • Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной
  • Формировать информационную культуру у детей и адаптировать дошкольников к обучению в школе
  • Активизировать познавательный интерес

Рассмотрим более подробно мультимедийные презентации. 

Преимущества

  • Предъявление информации на экране компьютера или проектора вызывает у детей огромный интерес
  • Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка
  • Мультимедийность облегчает процесс запоминания
  • Обладает стимулом познавательной активности детей

Например, раньше снежную лавину или водопад педагогу приходилось описывать своими словами, причем не всегда это было убедительным и понятным для маленьких детей. Сейчас эти явления можно показать полностью от самого начала, до конца. Можно совершить интерактивную экскурсию в музей или театр. Дети с радостью воспринимают такие виртуальные туры, а информация, которая им преподносится воспринимается гораздо лучше, чем просто рассказ с вывешенными фотографиями на доске.

ООД с мультимедийной поддержкой могут включать следующие интерактивные материалы:

  • Фотографии
  • Видеоролики
  • Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов)
  • Презентации (электронные книги, электронные выставки)
  • Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов

Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:

  • Сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений монитора компьютера и т.д.)
  • Фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события
  • Проводить длительные наблюдения
  • Фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности

Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-эксперементальной деятельности.

Детское фотографирование позволяет дошкольнику выразить себя, педагогу – создать благоприятные условия для реализации каждого воспитанника. Кроме того, анализ продуктов детского фотографирования помогает определить область интересов воспитанников.

Важную информацию дает беседа по фотографиям:

- Что ты фотографировал?

- Почему сфотографировал именно это?

- Как получилась эта фотография?

- Чем отличается данная фотография от других?

Анализируя фотографии, сделанные детьми, педагог разделяет их по интересам:

  • мир живой природы
  • мир неживой природы
  • рукотворный мир
  • социальный мир

Фоторепортажи могут быть следующими:

- Что есть интересного в нашей группе?

- Удивительное на прогулке

- Самые интересные страницы книг

- Как мы растили рассаду

- День за днем (сезонные изменения в природе)

- До и после. Что будет, если…? (алгоритмы проведения опытов)

Диктофон. Интересную ООД можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста.

Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения. Воспроизведение записи позволят дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи.

Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва, поют птицы и т.д.)

Проблемы при применении ИКТ в образовательной деятельности

  • Перенасыщение мероприятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками
  • Педагог не обладает соответствующей квалификацией для работы с компьютером
  • Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой

Правила и нормы при использовании ИКТ

С детьми младшего возраста использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога.    

      Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но с преобладанием других методических приёмов.

       Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

  • ООД с использование компьютера предполагает обязательную смену деятельности, гимнастику для глаз.
  • Обязательно проветривание помещения до и после ООД
  • Проводится не более 2-3 раз в неделю

Полезные сайты

http://planetadetstva.net/- «Планета детства», интернет-журнал для педагогов, http://www.maam.ru/ - «МААМ», международный образовательный портал, учебные материалы для детского сада,

 http://nsportal.ru/ - «Наша сеть», социальная сеть работников образования,

 http://dohcolonoc.ru -  «Дошколенок», сайт для воспитателей детских садов,

http://detsad-kitty.ru – «Детсад», сайт для детей и взрослых,

 http://pochemu4ka.ru – «Почемучка», сайт для детей и их родителей,

 http://doshvozrast.ru -  «Дошкольный возраст», сайт для детского сада, воспитание ребенка в детском саду и семье,

 http://www.o-detstve.ru/ - «О детстве», педагогический интернет-портал,

 http://doshkolnik.ru/ -  «Дошкольник», сайт для всей семьи,

 http://igrateshka.ru/ - «Игратешка», игры, игрушки, викторины, головоломки, развлечения, розыгрыши, фокусы, сценарии праздников и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий. Интеграция областей: коммуникация, социализация. ОО « Здоровье» с использованием ИКТ.

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...

Организованная образовательная деятельность с детьми 2 младшей группы по образовательной области Художественно эстетическое развитие. Изобразительная деятельность (рисование) с использованием ТРИЗ технологий.

конспект НОД по изо "Пушистый цыпленок" предназначен для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста. Занятие в игровой форме и с помощью элементов технологии ТРИЗ дает возмо...