Интегрированное занятие "Что такое почва?"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Морозова Алла Борисовна

Данное занятие с помощью экспериментов и опытов рассказывает дошкольникам о почве, её составе, наличии воздуха. В ходе проведения опытов было выявлено как пагубно загрязнение почвы влияет на растительный мир. Итогом занятия стало осознание необходимости бережливого отношения к окружающей среде и почвы в частности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Что такое почва?»

Старшая группа

                                                                                        Воспитатель: Морозова А.Б.

                                                                   2018г.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к познавательной деятельности детей. Показать из чего состоит почва, что в почве есть воздух; показать как происходит загрязнение. Обсудить возможные последствия загрязнения. Показать как растут растения в чистой плодородной почве и в загрязненной неплодородной почве. Обсудить как нужно и можно беречь почву.

Основные задачи:

  • Образовательные: дать представление о том, что такое почва; способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах почвы, её составе; расширять представления детей о значимости почвы в жизни человека, животных, растений; учить заботиться об окружающей среде. Обогащать словарь детей новыми словами.
  • Воспитательные: воспитывать интерес и желание детей расширять  свой кругозор, любознательность и взаимопомощь. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать всеми доступными способами.
  • Развивающие: развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе экспериментов, опытов и делать выводы. Развивать умение получать информацию из различных источников.

Материалы, инструменты, оборудование:  стаканчики с почвой,  водой на каждого ребёнка,  салфетки,  листы чистой бумаги,  микроскопы.

Банки с почвой для воспитателя. Вода чистая и мыльная, грязная. Лук, посаженный в хорошей почве и плохой.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дили-дили, дили- дили

Колокольчики будили

Всех зайчат, всех бельчат,

Шалунов медвежат

Дили-дили, дили-дили
Встали все кого будили

Раз- два, раз- два

Заниматься нам пора.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами превратимся в ученых- исследователей. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. Помещение это называется- лаборатория. В лаборатории есть правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию для проведения опытов.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать наша наблюдательность.

Вот мы и пришли в нашу лабораторию.

 Основная часть.

Воспитатель:   Сегодня ученые, то есть мы с вами, будут изучать почву. Мы узнаем  что такое почва, для чего она нужна, как её загрязняют и что происходит когда  загрязняют почву. Уважаемые, учёные, вы готовы к работе?

Ответы детей.

Воспитатель: Почва- это верхний плодородный слой земли. Мы его называем просто земля. Сегодня мы проведём опыты с почвой.

 Опыт № 1 Состав почвы.

 На чистый лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем в микроскоп, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений.

Ребята, какой можно сделать вывод о составе почвы?

Ответы детей.

Опыт № 2 В почве есть воздух.

В Подземном царстве, почве, обитает много жильцов( дождевые черви, кроты, жуки). Все они, как и мы, дышат воздухом. Давайте проверим, есть ли в почве воздух? Опускаем кусочки почвы в воду и наблюдаем. Вот появились в воде пузырьки. Это воздух. Какой можно сделать вывод?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, в почве есть воздух, которым дышит всё живое.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше, выше.

Воспитатель: Но люди загрязняют почву, сейчас мы посмотрим  как это происходит.

Опыт № 3 Загрязнение почвы.

Вот две банки с почвой и две банки с водой. В одной банке вода чистая дождевая, в другой банке- мыльная грязная,  после стирки белья.

Поливаем почву из первой банки, то есть чистой дождевой водой. Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Почва стала влажной, но осталась чистой. Такая почва может напоить дерево, травинку.

Давайте польём почву из второй банки. Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Почва стала не только влажной, но и грязной, появилась мыльная пена, потёки. Давайте сравним образцы почвы после полива.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, если бы вы были на месте дождевого червяка, жука или крота какую бы почву выбрали вы для своего дома?

Ответы детей.

Воспитатель: А что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём бы жуки, кроты, дождевые червяки попросили людей, которые загрязняют почву?

Ответы  детей.

Воспитатель: В жизни, как и в сказках есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождями, талым снегом, она поит растения, животных, насекомых), но есть и «мёртвая вода»- грязная ( когда она попадает в почву подземным жителям приходится худо. Они могут заболеть или даже погибнут ). Откуда берётся «мёртвая вода»? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей. Во многих местах на нашей планете земля или почва загрязнена и «болеет» и уже не может кормить и поить растения чистой водой, животные и насекомые не могут жить в такой почве. Всё погибает. Посмотрите, я посадила лук в двух горшочках. В одном чистая плодородная земля и поливала я почву чистой водой. А в другом плохая, грязная земля, политая грязной водой.  Из этого следует, что нам надо бережно относиться к почве, заботиться о ней, чтобы всем было комфортно жить и расти, иначе всё может погибнуть. Ребята, давайте подумаем как мы можем заботиться о почве?

Ответы детей.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ну вот и заканчивается наше занятие и мы превращаемся из учёных-исследователей в детей.

Давайте вспомним  что такое почва?

Ответы детей?

Воспитатель: Для чего нужна почва?

Ответы детей.

Воспитатель: Из чего состоит почва?

Ответы детей.

Воспитатель: Зачем в почве вода и воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему нам нужно заботиться о почве?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось проводить опыты?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой опыт оказался самым интересным?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а что бы вы хотели исследовать на следующем занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо?" по рассказам В.Осеевой

Занятие содержит короткий рассказ о творчестве писательныцы, анализ поступков героев, инсценировку детьми рассказа "Синие листья"...

Интегрированная совместная деятельность. Что такое хорошо, что такое плохо.

Цель: формирование у детей  умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, знакомить детей с важными  правилами поведения в обществе: хорошо – плохо, можно – нельзя. Помочь детям осо...

«Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой (интегрированное занятие)

учить анализировать поступки героев. Формировать навыкивежливости, учтивости, речевого этикета.Активизировать словарь детей словами – приветствиями.1.Развивать связную речь, умение пересказывать...

Интегрированное занятие "Такая разная осень" для детей подготовительной группы с ТНР

Цель: составление рассказов по картине.Коррекционно-развивающие задачи:Развивать монологическую речь.Продолжать учить детей поддерживать беседу.Находить  различия и сравнивать два пейзажа, точно ...

Интегрированное НОД "ТАКИЕ РАЗНЫЕ МАТРЕШКИ"

Интегрированное НОД составлено на закрепление знаний детей о русской народной игрушке Матрёшке, как о декоративно-прикладном искусстве, а так же привлекать детей использовать ранее полученные знания о...

Итоговое интегрированное занятие "Такие разные бабочки"

Итоговое интегрированное занятие "Такие разные бабочки"...