ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
консультация на тему

Сусарева Анна Ивановна

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольная образовательная организация является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема внедрения современных компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс является довольно значимой. Соединение информационных компьютерных технологий и традиционных педагогических методик способно повысить эффективность и качество дошкольного образования, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, что требует тщательного изучения влияния современных компьютерных технологий на различные стороны развития личности ребенка-дошкольника и их места в воспитании современной личности. Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод об актуальности исследований компьютеризации дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Сусарева Анна Ивановна

МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида» (Саранск)

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольная образовательная организация является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема внедрения современных компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс является довольно значимой. Соединение информационных компьютерных технологий и традиционных педагогических методик способно повысить эффективность и качество дошкольного образования, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, что требует тщательного изучения влияния современных компьютерных технологий на различные стороны развития личности ребенка-дошкольника и их места в воспитании современной личности. Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод об актуальности исследований компьютеризации дошкольного образования.

Проблема компьютеризации дошкольного образования давно заняла приоритетное место в работах современных исследователей. Теоретические основы использования компьютерных технологий в содержании дошкольного образования представлены в работах С. Л. Новоселовой, Г. П. Петку, Ю. М. Горвиц, И. М. Ахметзянова, М. Степановой, Роберт, И. В., и др. [1; 4; 6] Вопросы внедрения компьютеров в учебный процесс рассматривались в исследованиях Софронова, С. В., Акпулатова, С. А., Б. С. Гершунского, В. Ф. Горбенко, Л. И. а также в ряде работ зарубежных исследователей (А. Борк, М. Лесперанс-Лабель, Т. Сакамото и др.) [7].

Итак, можно отметить следующее, что компьютер в дошкольной образовательной организации является обогащающим и преобразующим элементом развивающей среды. Именно при таком понимании проблема внедрения новых информационных технологий приобретает гуманитарный развивающий характер.

Выраженной тенденцией развития современного общества являются его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Компьютер может быть применён не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса во всех учебных заведениях от детского сада до школы.

Минобразования России обращает внимание на то, что компьютерные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменить их [5, с.8].

Многие специалисты полагают, что в настоящее время только компьютер позволит осуществить качественный рывок в системе образования (Л. Н. Проколиенко, Е. И. Машбиц, Н. Ф. Талызина, Б. Ф. Гершунска) [3].

В работах Б. Ф. Ломова, О. К. Тихомирова, В. Я. Ляудис, Н. Ф. Талызиной, Т Ф. Габай, Е. И. Машбица проведен анализ места и функций компьютера в учебном процессе; обоснована возможность применения компьютера в целях повышения эффективности учебного процесса (Б. С. Гершунский, А. А. Кузнецов, Т. А. Сергеева); разработаны дидактические требования к обучающим компьютерным программам (Т. А. Сергеева, А. И. Чернявская) [3, с. 213].

Изучение проблем компьютеризации образования показало, что вопросы применения компьютера в дошкольном возрасте занимают определенное место в исследованиях проводимых не только у нас в стране, но во всем мире.

Обзор первых опытов введения компьютера в детские сады в нашей стране показал, что применение компьютерных технологий в работе с дошкольниками возможно и необходимо. Благодаря компьютеру, который применялся в основном как средство обучения математике, грамоте, конструирование, у детей повысился интерес к занятиям, дети стали лучше усваивать сенсорные эталоны, математические представления, первые грамматические правила.

Л. С. Выготский писал, что «детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре» [7, с.234]. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам.

Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка. Компьютер перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы с детьми в детской дошкольной организации. Успех компьютеризации во многом зависит от метода ее введения на тех или иных уровнях образования и, разумеется, от качества техники и методики ее применения, соответствия человеческим возможностям [4, с.6].

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.

Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Компьютер должен стать развивающим и обогащающим средством самостоятельной деятельности ребенка. Компьютерные игровые и обучающие программы должны носить, прежде всего, развивающий характер, быть близки интересам ребенка, реализовывать его стремление к экспериментированию, творчеству. Необходимы компьютерные программы, строение которых отвечало бы интеллектуальной структуре деятельности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их [2, с.24].

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:  дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении; тренируется внимание и память; раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки; развивается сенсомоторика детей: уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не только «исполнять», но и «создавать» [4, с.65].

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элементарных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются стойкие представления о явлениях и объектах окружающего мира.

Использование компьютерных технологий позволяет вывести дошкольные образовательные организации на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования. Применяя компьютерные технологии в различных формах, мы способствуем всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

Литература

  1. Ахметзянов, И. М.   Гигиенические требования к организации занятий дошкольников с использованием персональных компьютеров / И. М. Ахметзянов // Управление ДОУ. – 2008. – № 6. – С. 48 - 53.
  2. Гармонин, В. В. Обучающие компьютерные игры / В. В. Гармонин // Информатика и образование. – 1994. – №4. – С. 23 - 25.
  3. Гершунский, Б. С.  Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. – М.: Педагогика, 1987. – 263 с.
  4. Загвязинский, В. И. Теория обучения : современная интерпритация : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  6. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Электронный ресурс] / И. В. Роберт. - Эл. изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-398с.
  7. Софронова, С. В., Акпулатова, С. А. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников.[Электронный ресурс] / С. В. Софронова. - Прикладная информатика. Litres, 2014.
  8. http://www.uskd.ru – Обучающие и развивающие программы для детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования»

В статье представлен взгляд на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с современными требованиями....

Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...

Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками

В статье затронута проблема здоровья в дошкольном образовании, которая стала одной из ключевых в современное время. Это связано с одной стороны, со сменой образовательной парадигмы, ориентированной на...

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.В данном направлении невозможно увидеть моментальных резул...

Этико-эстетическое направление как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.

В содержательном разделе рабочей программы воспитания нашего ДОУ - этико-эстетическое направление заявлено как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.Становлен...