Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Гарусина Екатерина Ивановна

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества. Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт. Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области. Мнение о том, что детское воображение безгранично, немного неточно. Дети действительно любят фантазировать. Но говорить о большом творческом потенциале здесь еще рано. Развитие воображения в дошкольном возрасте происходит за счет сбора информации, которая поступает в виде схем и стереотипов. Дальше ребенок начинает комбинировать хранящуюся в его памяти информацию. Чем больше в сознании малыша появляется знаний и представлений, тем легче ему создавать новые комбинации.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение - это психический процесс. Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.

 В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Самые лучшие способы развития творческого мышления – сюжетно-ролевые игры, рисование, лепка, аппликация и складывание конструктора. В какие же игры можно играть с ребенком, чтобы развить в нем творческий потенциал?

Игры на развитие воображения. Воображения детей дошкольного возраста проще осуществлять при помощи картинок. Малышу можно предложить нарисовать что-нибудь свое, а можно попросить его дорисовать имеющиеся на листочке элементы. Это может быть круг, квадрат, треугольник и т.д. И чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть картинки. Солнышко, домик и воздушный змей – это уровень 3-4 лет. Детки старшего возраста должны придумывать что-нибудь необычное. Кроме геометрических фигур для данного задания подходят также бесформенные кляксы. Вписать их в картину еще сложнее. Здесь без фантазии не обойтись.

Развитие творческого воображения невозможно без обыгрывания предметов. Очень полезно, например, играть с детскими игрушками в школу. Мама может задавать игрушкам разные вопросы, а малыш должен на них отвечать голосом каждого из героев. Таким образом, ребенок будет постоянно придумывать короткие истории, которые придется еще и запоминать, чтобы продолжить историю позже. Это настоящее осознанное творчество.

Игры на развитие воображения также связаны с использованием одних предметов в качестве других. Именно на этой технике базируется методика Монтессори. Дети могут играть с простыми кубиками, представляя, что это цыплятки или чашки для кукол. В качестве машинок они могут использовать деревянные блоки. В качестве денег в игрушечном магазине – листья или пуговицы. В паровозик они могут объединять шишки. На первый взгляд все это кажется весьма странным, но такие игры действительно развивают воображение, заставляя детей смотреть на мир другими глазами.

Можно придумывать вместе с ребенком сказки. Обычно это любят все дети. Сначала можно переделать несколько известных сказок, введя в них новых героев, изменив сюжет или концовку. Дальше можно попробовать смешать между собой несколько известных сказок. Малышу будет очень интересно отгадать, откуда взяты герои и события. А дальше он и сам сможет загадать родителям такую сказку-загадку.

Также можно попросить ребенка придумать сказку по заданным словам. Сначала можно назвать такие слова, которые явно относятся к определенной сказке, например, колобок, волк, лиса и дед с бабой. Но в данный набор слов обязательно нужно добавить что-нибудь неожиданное, например, автомобиль или мороженое. В первый раз ребенок с трудом придумает, куда вставить новое слово. Но со временем ему наверняка понравится выдумывать такие сказки на новый лад. Это очень увлекательное и интересное занятие, которое к тому же отлично развивает творческое мышление, готовя ребенка к поиску нестандартных решений в разных ситуациях.

Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд. Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества. Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия. Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей. Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей. Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.

Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру. Игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы ...

Консультация для родителей «Использование цветной непряденой шерсти в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов развития ребёнка. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проход...

Комплексно-тематическое планирование по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

В данной работе представлен комплексно-тематичечкий план работы по развитию творческого воображения по средствам овладения детьми нетрадиционных техник ИЗО деятельгости с учетом требований ФГТ и возра...