Мастер - класс на тему «Развитие творческой и познавательной активности дошкольников через конструирование из строительного материала»
методическая разработка на тему

Белова Елена Анатольевна

Данная разработка представляет собой конспект мастер - класса, целью которого является повышение компетентности педагогов при работе с детьми по конструированию из строительного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx22.49 КБ
Файл master_-_klass.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческой и познавательной активности дошкольников через конструирование из строительного материала»

Цель: повышение компетентности педагогов при работе с детьми по конструированию из строительного материала.
Задачи: 
1. Вызвать интерес у педагогов к использованию строительного материала в конструктивной деятельности.
2.Познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в совместной деятельности при конструировании из строительного материала.
3.Способствовать приобретению педагогами практических навыков применения методов и приёмов используемыми в совместной деятельности при конструировании из строительного материала.

Слайд 1

В переводе с латинского термин «конструирование» означает создание модели, построение. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место. Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата. Конструктивная деятельность содействует развитию ребенка. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Обучение конструированию имеет большое значение для подготовки детей к школе, развития у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

Типы конструирования в детском саду.

Слайд 2, 3

Различают два типа конструирования: техническое (из строительного материала, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков) и художественное конструирование (из бумаги, природного материала).

Слайд 4

 Виды конструирования в детском саду


В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона;
конструирование из природного и бросового материала;

конструирование из крупногабаритных модулей;

компьютерное конструирование.

Мне хотелось бы остановиться на конструировании из строительного материала.

Слайд 5

Конструирование из строительного материала

-способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений;

-речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.);

-дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький), в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - впереди, и т.д.).

Слайд 6

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

-трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

-умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки, спланировать процесс  изготовления и т. д.), работать дружно, не мешая друг другу.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками развивается художественный вкус.

Слайд 7

Формы организации обучения детскому конструированию:  

Конструирование по образцу (проводится с младшего дошкольного  возраста).  Воспитатель показывает образец и подробно объясняет процесс возведения постройки.

Со среднего дошкольного возраста проводится конструирование по образцу без показа.

Конструирование по условиям (вводится со среднего дошкольного возраста). Педагог не дает образца, а объясняет детям условия, которым постройка или поделка должны соответствовать.

Конструирование по предложенной теме (вводится со среднего дошкольного до возраста). Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город», «По сказке») и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.

Конструирование по  замыслу (вводится с конца среднего  дошкольного возраста). Дети сами определяют тематику конструирования. Данная форма обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать.

Конструирование по модели. В качестве образца дают модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто от ребенка (модель обклеена бумагой). Дети должны воспроизвести из строительного материала. Способ решения этой задачи не дается. Такое конструирование является эффективным средством активизации их мышления.

Конструирование по чертежам и схемам (проводится со старшего дошкольного возраста). Сначала детей обучают построению простых  схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам - схемам).

Первая задача, которая ставится при проведении конструирования из строительного материала - это знакомство с названиями строительных деталей.

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, вспомнить названия строительных деталей, разгадав загадки. (За правильный ответ воспитатели получают по одной детали из набора «Блоки Дьенеша»).

Шесть квадратов подружились,                        
И в него навек сложились.
(Куб)

Присмотрись, стоит ведро -
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили,
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать. (Цилиндр).

Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник,
Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это… (призма).

Вот колпак на голове – 
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида,
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (Конус).

Какие строительные детали не назвали? (брусок, арка, пластина, полуцилиндр).

Для того, чтобы обучать детей конструированию по чертежам и схемам, нужно научить детей  узнавать строительную деталь по чертежу, выполненному в трёх проекциях (вид спереди, вид сверху, вид сбоку).

Предлагаю вам, уважаемые педагоги выполнить следующие задания:

Слайды 8 - 11

Определите, с какой строительной детали выполнен чертёж в трёх проекциях?

Слайд 12

Найдите к каждой башне чертеж с видом сверху.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент непрерывной образовательной деятельности по конструированию на тему «Городок для гномов».

(Воспитатели просматривают начало занятия, мотивационный момент. Затем тем воспитателям, которые получили детали из набора  «Блоки Дьенеша» за правильные ответы, предлагают выполнить постройки из деревянного конструктора по предложенным схемам, либо самим нарисовать чертёж и выполнить постройку).

Перед тем, как воспитатели начнут свою работу, предлагаю выполнить физминутку.

Физминутка

«Маленький гном»

Жил-был маленький гном

У гнома был маленький дом

Гномик кашу варил

И всем – всем - всем говорил

«Все мы, и ты, и я – друзья!

В гости ко мне прибегайте

Ноги вытирайте!

Садитесь за стол

Кашей угощайтесь!

И друг другу – улыбайтесь!

В завершении воспитателям задаются вопросы:

Назовите, пожалуйста, свою постройку.

Назовите тип, вид и форму конструирования.

Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось?

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

Энгельсского муниципального района Саратовской области


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие творческой и познавательной активности дошкольников через конструирование из строительного материала» Подготовила : Белова Елена Анатольевна воспитатель группы № 5 МАДОУ «Детский сад № 57»

Слайд 5

Конструирование из строительного материала - способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений -речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), -дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — впереди и т.д.).

Слайд 6

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: - трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность . Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе : -умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки, спланировать процесс изготовления и т.д.); работать дружно, не мешая друг другу.

Слайд 7

Формы организации обучения детскому конструированию: Конструирование по образцу (проводится с младшего дошкольного возраста) Конструирование по условиям (вводится со среднего дошкольного возраста) Конструирование по предложенной теме (вводится со среднего дошкольного до возраста) Конструирование по замыслу (вводится с конца среднего дошкольного возраста) Конструирование по модели. Конструирование по чертежам и схемам (проводится со старшего дошкольного возраста).

Слайд 8

С какой строительной детали выполнен чертеж в трех проекциях?

Слайд 9

С какой строительной детали выполнен чертеж в трех проекциях?

Слайд 10

С какой строительной детали выполнен чертеж в трех проекциях?

Слайд 11

С какой строительной детали выполнен чертеж в трех проекциях?

Слайд 12

Найдите к каждой башне чертеж с видом сверху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»

Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....

Мастер-класс на тему: «Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка»

Цель: передача опыта подготовки участников Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».Задачи: •...

Творческая работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»

Творческая работа на тему:«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»...

Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры»

Мастер-класса для воспитателей ДОУ. Научить слушателей приёмам работы, по формированию коммуникативной компетентности у учащихся детей младшего школьного возраста (по закону об образовании – уро...

Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Мастер-класс:  «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....

Презентация "Развитие творческой и познавательной активности дошкольников посредством конструирования из разного материала в старшем дошкольном возрасте"

Презентация "Развитие творческой и познавательной активности дошкольников посредством конструирования из разного материала в старшем дошкольном возрасте"...

Мастер – класс по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Мастер – класс  по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....