доклад на тему "Взаимодействие семьи и ДОО"
учебно-методический материал на тему

Михайлова Светлана Александровна

доклад и презентация к выступлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylova.docx18.6 КБ
Файл mihaylova.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Мурманская область, ЗАТО Александровск, г. Гаджиево

МБДОУ «Детский сад  №46 «Северяночка»

Михайлова Светлана Александровна, воспитатель

Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)

Выступление на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи»

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Актуальность проблемы

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

ХОД:

Ни для кого не секрет, что семья и первое в жизни у большинства детей образовательное учреждение – детский сад вносят огромный вклад в воспитание и обучение малыша, а значит и несут огромную ответственность. На наш взгляд, детский сад и семья несомненно способны создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

-установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;

- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам пед. процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы: сотрудничество; открытости; дифференциации и индивидуализации; диалогичности; стимулирование активности в организуемой деятельности; интеграции и координации внутренних и внешних условий развития.

В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребёнка, найти эффективные пути для реализации его потенциальных способностей и возможностей.

Исходя, из главного условия развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог-ребёнок-родитель», мы в нашем детском саду выработали стратегию - согласованности и вовлечения. 

Стратегия: «Для предупреждения  и преодоления  трудностей  семейного воспитания  недостаточно проводить  работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить её с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести её одновременно и параллельно».

Учитывая особое значение благоприятной микросоциальной среды для развития ребёнка, мы считаем своими основными  задачами:

- изучение каждой семьи, поступающей в дошкольное учреждение;

- психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в вопросах воспитания и обучения детей;

- оптимизация детско-родительских отношений.

 В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие  в этих формах.

К ним относятся:

-Родительские собрания (общие и групповые). 

- Родительские конференции.

- Дни открытых дверей. 

-  Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.

-  Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.).

- Индивидуальная консультация. 

- Ежеквартальное ознакомление родителей с достижениями ребенка и др. 

В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Мы  придерживались ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.  

Для более эффективной работы с родителями постарались расширить рамки нашего сотрудничества и организовали  данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм, к числу которых относятся:

• организация работы семейных клубов;

• Дни сотрудничества;

• онлайн общение с родителями посредством интернет сайта;

• организация встреч с родителями в форме дискуссионных качелей;

• разнообразные формы взаимного досуга (родительско-педагогический хоккей или шахматный поединок и др.).

Все формы взаимодействия осуществлялись в рамках проектной деятельности.

• На протяжении нескольких лет в нашем детском саду работают семейные клубы различного направления (по интересам):

• «В мире развивающих игр» (интеллектуальное развитие), руководитель – специалист по развивающему обучению 

• «Занимательный английский» (познавательное развитие), руководитель – воспитатель 

• «Секреты общения», руководитель – педагог-психолог 

• «Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей), руководитель – инструктор по физ. культуре 

• «Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие), руководитель – воспитатель по изо. деятельности

• Занятия всех клубов ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. 

• Основными целями работы семейных клубов являются: 

• объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей; 

• повышение педагогической компетенции родителей;

• обмен опытом семейного воспитания;

• укрепление детско-родительских отношений;

• предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

• Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: 

• круглый стол;

• тренинг;

• практикум;

• решение педагогических ситуаций;

• обмен опытом семейного воспитания;

• видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;

• организация совместной деятельности детей и родителей.

В результате дискуссий по проблемам родители сплачиваются и становятся постоянным участниками всех мероприятий и встреч в детском саду.


Вывод

Таким образом, проведенная нами работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.  Ориентируясь на гуманистический  подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие,  раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем,  помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 46 « Северяночка » Выполнила: Михайлова С.А. воспитатель

Слайд 2

Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд 3

Актуальность проблемы Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Слайд 4

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи. Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам пед . процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно. Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы: сотрудничество; открытости; дифференциации и индивидуализации; диалогичности; стимулирование активности в организуемой деятельности; интеграции и координации внутренних и внешних условий развития.

Слайд 6

Учитывая особое значение благоприятной микросоциальной среды для развития ребёнка, мы считаем своими основными задачами: - изучение каждой семьи, поступающей в дошкольное учреждение; -психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в вопросах воспитания и обучения детей; - оптимизация детско-родительских отношений.

Слайд 8

Для более эффективной работы с родителями постарались расширить рамки нашего сотрудничества и организовали данное взаимодействие с применением инновационных форм, к числу которых относятся: • организация работы семейных клубов; • Дни сотрудничества; • он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта; • организация встреч с родителями в форме дискуссионных качелей; • родительско-педагогический хоккей или шахматный поединок и др.

Слайд 9

Таким образом, проведенная нами работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для педсовета "Семья и детский сад: совместное воспитание дошкольника"

Материал может использоваться как доклад или выступление на родительском собрании....

Доклад "Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО"

Доклад "Взаимодействие с семьями воспитанников  в условиях введения ФГОС ДО"...

доклад Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание...

Доклад «Детский сад. Семья. Детский сад.»

Доклад: «Детский сад. Семья. Детский сад.»...

Доклад "Ребенок в семье и сообществе. Образ Я"

Доклад "Ребенок в семье и сообществе. Образ Я"...