Открытое занятие - Конструктивно-исследовательская деятельность "Кубышка" (РМО) 2018
методическая разработка на тему

Лисинко Ольга Владимировна

Интегративное по характеру и содержанию НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kubyshka.doc52 КБ
Office presentation icon kubyshka.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №9 комбинированного вида» г. Сосногорска

Конспект НОД для детей

подготовительной к школе группы

КУБЫШКА

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Цель: развивать конструктивное мышление, навыки и умения детей при работе с листом бумаги.

Задачи, соответственно образовательным областям:

  • познавательное развитие – познакомить детей с цветком, произрастающим в водной среде – кубышкой жёлтой, дать полезные сведения о нём, проанализировать особенности его строения; развитие исследовательского интереса;
  • речевое развитие – расширение словарного запаса детей (кубышка, крынка, венчик, плодовая коробочка), и развитие понимания сложных фраз конструктивного содержания при работе с листом бумаги;
  • социально-коммуникативное развитие – воспитание бережного отношения к природе родного края, экологической культуры в целом;
  • физическое развитие – соблюдение здоровьесберегающего режима проведения НОД;
  • художественно-эстетическое развитие – воспитание понимания, чувственного восприятия красоты природы посредством моделирования в экспериментальной деятельности.

Структура НОД: комплексное, интегративного характера (познание, конструирование из бумаги, экспериментальная деятельность).

Используемые методы и технологии:

  • кластер;
  • технология совместной учебной деятельности;
  • экспериментальное моделирование.

Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №9» г. Сосногорска Лисинко О.В.

Сосногорск, 2018

Конспект

Ритуальное приветствие, обращённое к гостям.

Дети садятся за столы.

        1. Познание.

Ребята, сегодня у нас с вами конструирование из бумаги. Мы будем с вами делать вот что – читаем слово, написанное на доске – КУБЫШКА.

        Что-то никто меня не спрашивает, что это такое – КУБЫШКА. Вы знаете, что такое КУБЫШКА? Нет? Тогда давайте узнаем вместе. Поиграем в игру «Угадай, что означает слово», задавайте мне наводящие вопросы.

Кластерным методом выясняем, что это цветок.

        Да, это цветок, но необычный. Есть цветы лесные, есть полевые, есть луговые, есть декоративные (культурные), а есть цветы, которые растут в воде. Что же это за вода? Какие природные водоёмы вы знаете?

Дети перечисляют.

        Молодцы, много знаете. Так вот, кубышки растут в озёрах. Я вам даже больше скажу – кубышка жёлтая растёт в наших озёрах, совсем рядом. Как называется город, в котором мы с вами живём? Сосногорск. А рядом с Сосногорском есть город Ухта. А рядом с Ухтой есть посёлок, который называется Седью. Возле этого посёлка есть прекрасные леса и озёра. Если вы с родителями летом поедете в этот лес за грибами и выйдете к берегу озера, то сможете увидеть эти замечательные цветы. Они растут по краю озера.

Демонстрируется фото – заросли кубышки.

        Корни у кубышки закреплены в дне озера. Потом идёт длинный тонкий стебель, до самой поверхности воды. Он даже немножко выглядывает из воды, и на нём распускается жёлтый цветок. Листья у кубышки зелёные, округлые, крупные и плавают на поверхности воды, как тарелочки.

        Чем же необычна кубышка? Почему я хочу, чтобы вы хорошо запомнили этот цветок? Да потому, что кубышка – очень полезное лекарственное растение, из него изготавливают много разных лекарств, используют в медицине. Кубышка растёт только в чистой воде, растёт кубышка в озере – значит, оно чистое, не загрязнено деятельностью человека. Но, даже не это главное. Очень важно помнить, что кубышка – это растение из Красной книги. Оно очень редкое, кубышек мало. Их нельзя срывать и делать из них букетики. Я очень надеюсь, что вы это запомните и расскажете об этом своим родителям.

Кубышками можно только любоваться, какие они милые. Это, действительно, очень милый цветок. Давайте его хорошенько рассмотрим.

Демонстрируется фото – отдельно взятый крупным планом цветок.

Кубышка бывает только жёлтая. Сначала, как у всех цветов, появляется бутон, потом он начинает раскрываться. Внутри у неё довольно крупная пушистенькая сердцевинка – это пестик и много-много тонких тычинок. А вокруг сердцевинки – венчик из лепестков. Сколько их? Посчитаем, – пять. Это – кубышка обыкновенная.

Почему же люди назвали этот цветок кубышкой? Это не просто так. Русский народ – мудрый народ. Русские люди ничего не называли просто так, все названия имеют свой скрытый смысл. Посмотрите внимательно на эти фотографии.

Демонстрируются соответствующие дальнейшему рассказу фотографии.

Когда кубышка отцветает, лепесточки у неё темнеют, тонут в воде. Тычинки в сердцевинке тоже увядают и тонут. А вот пестик становится всё больше, всё толще и превращается вот в такую плодовую коробочку. В ней созревают семена. Эта плодовая коробочка плавает на бочку на поверхности воды, потом из неё выпадают семена, падают на дно озера, в песок, и из них вырастают новые кубышки.

Вот так выглядит плодовая коробочка кубышки на рисунке. На что она похожа?

Нужно довести ассоциации детей до понятия «кувшин».

Действительно, это очень похоже на кувшин, но это не кувшин. И я вам сейчас это докажу. Посмотрите на этот рисунок.

Демонстрируется рисунок, на котором в ряд изображены предметы посуды: кувшин, крынка, кубышка.

Первым нарисован кувшин. Он похож на нашу плодовую коробочку кубышки, но отличается. Чем? – Правильно, у кувшина есть ручка. Наша плодовая коробочка больше похожа на второй предмет на рисунке – кувшин без ручки, эта посуда называется крынка. В кувшин обычно наливали воду, в крынку – молоко или сметану. А вот третий вид посуды, изображённый на рисунке, называется «кубышка». В нём раньше на Руси хранили деньги, монетки. Чтобы монетки трудно было достать, горлышко у кубышки делали узкое, чтобы рука не пролезала внутрь. А, чтобы монеток помещалось побольше, тулово кубышки делали толстым, округлым. А, чтобы гости не подглядывали, сколько же денег в кубышке – её закрывали крыжечкой.

На ваших раздаточных тарелочках на столах лежат плодовые коробочки кубышки, это счётный материал для математики. Возьмите их, рассмотрите внимательно и скажите, на какую посуду из трёх они больше похожи? Почему?

Дети рассматривают, анализируют. Они должны понять самое главную особенность: кубышка – закрытая. Именно поэтому цветок назвали кубышкой, а не кувшином или крынкой.

Дополнительно демонстрируется сравнительное фото кубышки-предмета посуды и кубышки-цветка.

Посмотрите, ребятки, похоже? – один в один. Вот поэтому замечательный цветочек и назвали русские люди «кубышкой». А для самых любознательных я скажу, что есть ещё одно важное сходство. Раньше монетки копили в кубышках, а теперь, где мы храним деньги? Как этот предмет называется сейчас? – Правильно, копилка. У многих из вас есть дома копилка, где хранится ваше богатство. Так вот для цветка, его плодовая коробочка – это тоже как бы копилка, в ней хранятся, до поры до времени, что? – Семена, главное богатство любого цветка. Потому-то и кубышка, а не что-нибудь другое.

Молодцы, ребятки, теперь вы знаете про замечательный цветок кубышку почти всё. Осталось вам рассказать по секрету, что у кубышки обычно пять лепестков. Но иногда, очень-очень редко, можно увидеть кубышку многолепестковую. У неё венчик состоит не из одного ряда лепестков, а из двух. Снизу у неё расположены 4 лепестка, а сверху ещё 5. Сколько всего лепестков получается? – Верно, 9. Из-за того, что лепестков у кубышки многолепестковой больше, цветок получается пышный, очень красивый. Вот такую девятилепестковую кубышку мы и будем сегодня с вами делать.

Но сначала, нужно немножко передохнуть, поднять себе настроение. Всегда лучше работается, если настроение хорошее. Давайте немножко потанцуем.

Музыкальная пауза.

2. Конструирование из бумаги.

Раздаточный материал для каждого ребёнка:

  • 2 квадрата бумаги жёлтого цвета, одинакового размера;
  • клей-карандаш;
  • ножницы;
  • простой карандаш.

Итак, давайте приступим к изготовлению цветка. Сначала мы сделаем ряд венчика из 4-х лепестков, а потом из 5-ти.

Далее идёт конструирование из бумаги. Воспитатель изготавливает свою модель цветка, дети – каждый свою. Изготавливается четырёхлепестный ряд, затем – пятилепестный.

Обучение – с опорой на фотографии (пошаговое конструирование).

Проводится пальчиковая гимнастика.

 Далее, каждый лепесток у обоих рядов венчика закручивается внутрь с помощью карандаша. Затем они скрепляются между собой клеем, затем в серединку цветка приклеивается пестик-кубышка.

3. Экспериментальное моделирование.

Молодцы, ребятки, наши замечательные кубышки готовы. Очень красиво получилось, ими действительно можно любоваться. Жаль, что они не настоящие, сделаны из бумаги. Вот ещё настоящие бы увидеть!

А вы видели когда-нибудь, как раскрываются цветы? Нет, не уже раскрытые, а именно как они красиво раскрываются? Цветы раскрываются медленно, лепестки чуть-чуть дрожат. Когда ветерок их обдувает… Это волшебное зрелище! Я – видела. Однажды, я рано утром долго-долго сидела на берегу озера и смотрела, как раскрываются кубышки. Здорово, я никогда этого не забуду.

А как вы думаете, наши с вами кубышки раскроются, если их опустить в воду? Ведь они не живые, они – из бумаги, мы их сами сделали. Что с ними произойдёт, если их действительно опустить в воду?

Дети высказывают свои версии. Есть гипотеза – есть эксперимент.

А давайте попробуем опустить их в воду и посмотрим, утонут или раскроются.

Все подходим к столу, на котором стоят одноразовые тарелочки с водой голубого цвета по количеству детей. Две из них – пустые.

Давайте представим, что эти тарелочки с водой – маленькие озёра. Ой, почему-то две тарелочки пустые, наверное, я не успела и забыла наполнить их водой. Сейчас исправлю.

Воспитатель берёт кувшин, в который заранее налила несколько  капель пищевого красителя голубого цвета. Наливает в кувшин воды из-под крана – вода получается голубая.

Ух.ты, как красиво! Надо же, наливала обычную воду из-под крана, а она стала голубой! Как же я это сделала? Я волшебница?

Дети высказывают предположения, но вряд ли они знают про пищевой краситель.

Ох, какие вы у меня умные! А вот и не отгадали. Да, я подкрасила незаметно для вас воду, но чем? Спросите у своих родителей, чем можно подкрасить воду, ведь способов много. Завтра мы поговорим об этом. Возможно, кто-нибудь и узнает мой секрет. А пока я наливаю голубую воду в тарелочки, превращая их в озёра.

Сейчас мы будем опускать наши кубышки в воду. Но сначала, я вам расскажу одно замечательное поверье. Люди на Руси раньше верили, что, если увидеть, как распускается кубышка, то будет тебе счастье! Вы хотите быть счастливыми? Я тоже хочу. Интересно, распустятся ли наши цветы? Может, просто утонут и всё? Волнуетесь? Я тоже волнуюсь. Ну, опускаем… и внимательно смотрим…

Наблюдаем за тем, как раскрываются кубышки под музыкальное сопровождение – «Вальс цветов» И.П.Чайковского.

Ура! Они раскрылись! Значит, даже бумажные цветы в воде раскрываются, как живые. Они потом конечно же потонут, бумага всегда тонет. Но, довольно долго они плавают на поверхности воды. И это очень красиво! Смотрите, цветки почти совсем раскрылись, и стали очень хорошо видны плодовые коробочки – кубышки.

Ну, а нам с вами обязательно будет счастье. Мы делимся этим пожеланием счастья с нашими гостями, ведь они тоже наблюдали, как раскрывались наши кубышки. А ещё вы можете пожелать счастья вашим родным и близким. Придёте вы сегодня домой, сделаете кубышку, и опустите её в воду. Пусть родители удивляются!

Вы ведь запомнили, как делать кубышку? Кто сможет сделать кубышку дома самостоятельно? Я рада, значит, у нас всё будет хорошо.

Спасибо вам дети, за вашу работу, за ваш интерес, за ваше внимание и старательность. Я думаю, что учителя, к которым вы пойдёте в школу, будут рады, что к ним пришли такие замечательные дети. А сейчас нам пора прощаться с нашими гостями.

Ритуал прощания.

 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №9» г. Сосногорска учебная презентация КУБЫШКА Автор: воспитатель ДОУ №9 Лисинко О.В. г. Сосногорск, 2018

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия педагога- психолога на конкурс" Учитель года 2018"

Конспект открытого занятия педагога- психолога на конкурс" Учитель года 2018"...

Конспект открытого занятия в старшей группе Тема: «Испарение» (конкурсный материал "Воспитатель года Алтая-2018".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края      Конспект занятия в стар...

12 февраля 2018 год. Открытое занятие " Профессии"

12 февраля 2018 год. Открытое занятие " Профессии" старшая группа...

Конспект открытого занятия для конкурса " Педагог ДОУ 2018"

Конспект открытого занятия в средней группе «В гостях у сказки»Подготовила и провела: Полухина Светлана НиколаевнаТема: «В гостях у сказки.»Интеграция: «По...

Апрель 2018 год. Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы на тему: «Путешествие в песочную страну»

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

Конструкт НОД (открытое занятие) к конкурсу "Воспитатель года 2018"

Закрепить знания в области дифференциации звуков у ребят хотелось ярко и необычно. В занятиях по развитию речи использовала в работе "Звуковые  замки", выходя на незнакомую аудиторию мн...

Заняти по Конструктивно-исследовательской деятельности на тему "свойства воды"

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 22ЗАНЯТИЕ ПО КОНСТРУКТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ВОДА"Дата проведения: 4.12.2019Воспитатель: Свиридова Наталья НиколаевнаГруппа: С...