ПРОЕКТ «МИНИ-МУЗЕЙ- БУРЯТСКАЯ ЮРТА»
проект на тему

Гармаева Туяна Дашиевна

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-muzey_yurta.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

ПРОЕКТ «МИНИ-МУЗЕЙ- БУРЯТСКАЯ ЮРТА»

РАЗРАБОТЧИК: Гармаева Т.Д

        

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап  

Постановка целей и задач перед родителями воспитанников

Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

- родительские собрания;

- консультации

- индивидуальная работа.

2 этап  

Выбор помещения

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов

3 этап  

Сбор экспонатов  

4 этап

Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап

Разработка тематики и содержания экскурсий и  ОД для ознакомления детей с экспонатами

6 этап

Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап

Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагог,  дети  или родители

8 этап

Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей

Принципы создания мини-музея

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Условия реализации проекта

При обучении обрядам, обычаям, играм мы значительное внимание уделяем познанию детьми истории и этнографии родного народа. 
С этой целью создан мини-музей, где собраны и экспонируются старинные предметы быта, национальная одежда  бурят В группе организован мини-музей.  Литература не только источник познания, она призвана выполнять задачи нравственного воспитания, пробуждать любовь к родному краю, к своему народу, развивать чувство прекрасного. Через родную (культуру) песню, сказку ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления о культуре своего народа. 
Поэтому, в первую очередь,   знакомство  детей с устным народным творчеством – национальном достоянием  бурятского народа.Совместно с родителями собрали библиотеку стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок. 
Вся работа по приобщению детей к национальной культуре строилась и строиться в тесном контакте с родителями. Родители принимают участие в сборе иллюстрационного материала, предметов быта. С их участием провели вечер отдыха по традициям  бурятского народа  «Праздник Сагаалган», обряд «Кормление огня» и другие мероприятия. 
Еще одним этапом по приобщению детей к истокам  культуры бурят является фольклор. Благодаря этому фольклору является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах. В  бурятском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.  В рамках работы над проектом были созданы пособия: 
Пособие №1 –«   Закамна для самых маленьких" ; 
Пособие № 2- «Путешествие по  бурятским сказкам»; 
 
Использование мультимедийных презентаций в ознакомлении детей с историей и культурой родного края позволили сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности ОД. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по изучению родного края обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание.

Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности».


Планируемые или полученные результаты

- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок. 
- Умение играть в  бурятские народные подвижные игры. 
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства. 
- Осмысленное и активное участие детей в  бурятских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи). 
- Знание истории родного края . 
- Используют атрибуты  бурятской народной культуры в самостоятельной деятельности. 
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. 
Наши воспитанники улучшили показатель знаний в среднем на 20 %. Что свидетельствует о положительной динамики воспитания патриотических чувств у дошкольников. Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному краю в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Проект Мини музей "Русская горница"

В данном материале раскрывается план работы с родителями каждой возрастной группы ДОУ, который соответсвует комплексно-тематическому плану работы группы....

Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"

Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....

Проект мини-музей "Подводный мир"

Организация мини-музея экологической тематики...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Совместный проект родителей,педагогов и детей:Проект "Мини -музей головных уборов"

Тип проекта: творческий, детско-взрослый, ребенок – субъект в ДОУ.Цель проекта:  привлечь родителей к участию в жизни своих детей в ДОУ....