Педагогическая концепция
материал

Репкина Надежда Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx72.76 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация

Лужского муниципального района Ленинградской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

188230, г. Луга, ул. Свободы, д. 23

тел.: 8 (813-72) 2-20-25

сайт http://lugash05.ucoz.ru

Педагогическая концепция на тему:

«Предметно-пространственная эколого-развивающей среда (ППЭРС), как условие успешного экологического воспитания дошкольника»

Автор концепции: Репкина Н.А.

Воспитатель дошкольных групп

МБОУ СОШ № 5

Луга, 2019 г.


Актуальность.

На сегодняшний день нет необходимости доказывать важность экологического воспитания. У всех стран земного шара появилась единая цель - не потерять, а сберечь природные ресурсы перед лицом экологических проблем.

В нашей стране разработан документ «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012), в котором говорится о том, что проблема экологического воспитания вышла на первый план и ей необходимо уделить внимание на всех уровнях образования населения.

Роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста, является начальным звеном в этой цепи.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего детей с фауной и флорой родного края, страны.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В соответствии с данной целью мною были поставлены следующие задачи:

• развитие познавательного интереса к миру природы;

• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• воспитание гуманного, эмоционально - положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

• формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде);

• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия значений природы, ценности общения с природой).

Новизна.

Новизна данной системы – это сложившееся требование времени. На данном этапе человеческого развития необходимо повышение активности педагогического коллектива, родителей, детей к экологическому образованию; становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде.

Изучив тему экологического образования в России, оказалось, что разработано, достаточно большое количество программ по экологическому образованию дошкольников  («Наш дом – природа», «Мы», «Паутинка», «Семицветик», «Надежда»). Все программы имеют емкое содержание, апробированное на практике, ориентированы на определённый возраст и используют различные методики способные заинтересовать и педагогов, и детей, и родителей. Полученные знания,  помогли мне разработать систему дополнительного образования по экологическому воспитанию «Друзья природы».

Разработанная система включает все важные составляющие: цели, содержание, методы, средства и формы работы, рекомендации к предметно-развивающей среде.

Работая над темой экологического воспитания дошкольников, для себя я выделила приоритетное направление: создание предметно-развивающей среды в группе и на территории детского сада.

Идея моей педагогической концепции заключается в том, что предметно-пространственная эколого - развивающая среда – это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения целевых ориентиров, определяемых ФГОС ДО. Эколого-развивающая среда позволяет организовывать различные виды образовательной деятельности в детском саду, формировать у детей элементарные представления из области естествознания.

Поэтому работу по экологическому воспитанию дошкольников, выстраиваю следующим образом:

Создаю предметно-пространственную развивающую среду в группе и на территории детского сада, используя инновационные методы и формы работы. На базе созданных условий веду деятельность по экологическому образованию и воспитанию дошкольников.


Основные принципы экологического воспитания.

Принцип научности. В дошкольном возрасте ребенок должен получать только научно достоверную информацию. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т.е. «сообщений из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания. Не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, <…> не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития».

Принцип доступности. Предполагает исключение из экологического образования дошкольников научных терминов, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, экспериментирования, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т.д.

Принцип гуманистичности. Предполагает формирование у ребенка уважительного отношения ко всем формам жизни на планете.

Принцип прогнозирования. В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей прогнозирование ограничивается воспитанием привычки и умением оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.

Деятельностный подход – основа экологического образования дошкольника. Так, Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни…. Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».

Принцип интеграции. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции. На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Регионализм. Дошкольное экологическое образование должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связанно с конкретным мышлением детей дошкольного возраста.

Принцип системности. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный.


Моя педагогическая концепция.

Важным условием реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении считаю, правильную организацию и экологизацию развивающей предметной среды, которая способствует:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов детской деятельности.

Предметно-пространственная эколого-развивающая среда формирует у ребенка элементы экологической культуры.

Мною, совместно с педагогами и родителями воспитанников, создана эколого-развивающая среда в помещениях и на территории дошкольных групп МБОУ СОШ №5.

Талица №1

«Экологическое пространство» в помещении

«Экологическое пространство» на территории дошкольных групп

Центр природы

Экологическая тропа включает:

- клумбу непрерывного цветения – «Альпийская горка»;

- видовые точки по растениям (дуб, береза, сосна, клен, калина, рябина, дикая яблоня, малина, шиповник, пень со мхом);

- видовые точки по насекомым (муравейник, «Отель для насекомых»);

- огород садовых культур;

- «Фито-огород»;

- компостный ящик;

- грибницу;

- «Птичью столовую»;

- уголок «Нетронутой природы».

Центры воды и песка

Центр экспериментирования «Лаборатория»

Центр «Огород на подоконнике»

Центр конструирования

Центр книги «Экологическая книга»

Центр «Экологический театр»

Центр творчества

Площадка для проведения экологических праздников, экскурсий, игр.

Центр музыки

«Экологическое пространство» организовано и представлено с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный мною наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.


Экологическая тропа

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которую я позиционирую как инновационную форму экологического образования, которая соединяет в себе несколько функций: познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую.

Создание тропы я начинала с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. В этой работе меня консультировал специалист по ландшафтному дизайну Павлова Е.П. (сотрудница ЦВМ и Р «Боровое»), а в создании экологической тропы принимал участие весь педагогический коллектив ОУ и родители воспитанников.

На тропе создаю условия для самостоятельного изучения натуральных природных объектов детьми. Ребенок может познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействовать с ними.

Экологическая тропинка позволяет мне более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для получения экологических знаний и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты мы посещаем много раз, особенно когда становятся заметны сезонные изменения. Во время ознакомительной прогулки, посещаем разные точки; на целевой прогулке мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), поэтому ограничиваемся только одним объектом. Ценность экскурсий «в природу» состоит в том, что дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (поляна, лес), так и созданной человеком (огород, цветник, компостный ящик), учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для жизни растений, за которыми они ухаживают на участке.

На тропе я с детьми провожу наблюдения, игры, элементарное экспериментирование, приобщение к художественному слову. Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях объясняю детям влияние деятельности человека на природу и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоёмов, вырубка леса, уничтожение садов и т. д.).

Перед собой ставлю задачу – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Благодаря созданной предметно-пространственной эколого развивающей среде я осуществляю экологическое образование дошкольников по всем образовательным областям.

В планирование содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вношу задания направленные на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В ходе реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» формирую первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» наполняю детской литературой природоведческой направленности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» дает возможность мне организовать деятельность детей, по воплощению чувственного опыта и переживаний увиденного, в образах, что предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» имеет общую цель с экологическим воспитанием и направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Работу по экологическому воспитанию детей провожу планомерно, систематически, постоянно, согласно с разработанным перспективным планом, охватывая все виды детской деятельности:

Так в игровой деятельности использую:

Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; способствует развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Игры провожу с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение идёт за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий.

Ролевая игра - позволяет детям разыгрывать жизненные ситуации (реально происходившие или смоделированные). Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором они живут и который могут изменить и преобразить. Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие на огород», «Зоологический магазин», «Витаминный обед» и т. д.

В работе с детьми использую такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

В игровой деятельности использую метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я- цветок…», «Я – сломанная ветка…», «Я – муравей…», «Я – ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно.

Игра-загадка «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица). В старшем возрасте дети сами активно могут придумывать такие объявления.

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», ««Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

Словесная дидактическая игра «Что будет, если?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города?  Другой вариант этой игры: на столе или фланелеграфе располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

В группах созданы картотеки по экологическому воспитанию,что позволяет планировать работу и систематически ее осуществлять.

Я активно использую проектно-исследовательскую деятельность в работе по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи, в этом возрасте, ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организованная проектно-исследовательская деятельность дошкольников на экологическом материале позволяет мне формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, поэтому я активно использую в своей работе проектный метод. В рамках реализации этой работы мною созданы долгосрочные проекты по темам: «Птицы наши друзья», «Экологическая тропа», «Животные крайнего севера», «Друзья воробья», «Красная книга Ленинградской области».

Проектно-исследовательская деятельность, реализуемая с детьми, является универсальным средством экологического воспитания, взаимодействия с семьями воспитанников, способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей, помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

В ходе реализации ППЭРС наполнилась макетами, наглядно-демонстрационным материалом по данным темам.

В рамках проектно-исследовательской деятельности использую метод моделирования основанный на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В своей работе я использую разные модели: предметные модели - интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т. д.); макеты природы: «Лес», «Деревня», «Грядки для овощей», «Плодовое дерево», «Подводный мир», «Времена года» и др.

Для создания природной модели я вместе с детьми использую природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, палочки и др.), бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др.), материал – заместитель (ленточки, зерновые и др.). Работа с макетами, при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствуют развитию внешних чувств, активизируют мелкую моторику рук.

Работая с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас.

Другой вид моделирования – графический, который помогает нам с воспитанниками проследить закономерности изменений в росте, в развитии живых существ, изменений по временам года и др. Мы ведём фенологические календари природы на улице и дневники наблюдений за растениями, календарь роста и развития в группе. В графическом виде фиксируем информацию о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т. д.

В экологическом воспитании дошкольников активно использую опытно-исследовательскую деятельность, которая  направлена на «открытие нового» и развивает продуктивные формы мышления. Профессор Российской академии образования Н. Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование, и привёл следующие доказательства:

1) Игре надо учить, а в деятельности экспериментирования ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания.

2) В экспериментаторстве достаточно чётко представлен момент саморазвития: по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели.

3) Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы провожу путём практического моделирования, т. е. экспериментирования. Использую, предметы-заместители с детьми, которые помогают делать самостоятельные выводы: «для чего у рыб обтекаемая форма?», «почему животные имеют защитную окраску?», «для чего хищникам нужны когти?».

Для меня важно чтобы дети умели добывать знания сами и могли оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Поэтому инновационным в своей работе могу считать систему экспериментальной деятельности, где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной активности в процессе экспериментирования. Данный вид деятельности проводится и в НОД согласно учебного плана ОУ и в ходе режимных моментов и в ходе реализации проектов.

Основным содержанием исследований является:

- неживая природа (вода, воздух, свет);

- природные материалы (песок, глина, камень, почва);

- природные явления (ветер, снег, солнце и т.д.);

- мир растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

Реализуя проект «Огород на подоконнике», чтобы подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, проращивали семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Чтобы подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное и наблюдали за их ростом.

Многие опыты провожу на прогулке. Так мы с  детьми определяли чистоту воздуха: три одинаковых картонных квадратика 15x15 см, с одной стороны густо намазали вазелином. И во время прогулки разложили на территории детского сада: первый - недалеко от проезжей части, второй - возле прогулочной зоны, третий - в глубине территории, в зеленой зоне. Оставили картонки на 2-3 дня и потом сравнили, на какой из них осело больше пыли. Дети сделали вывод о том, что воздух не везде одинаково чистый. Детей такой эксперимент очень впечатлил.


В своей работе использую музыкально-художественную деятельность, как нетрадиционную форму экологического образования и воспитания детей, где проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, пропагандирующих природоохранную деятельность.

Так мною создан «Экологический театр», который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности.

В деятельность экологического театра, вовлечены родители воспитанников. Они не только помогают в создании костюмов и декораций, а становятся непосредственными участниками представления.

Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Я с воспитанниками своей группы активно участвую в конкурсах, викторинах, развлечениях и праздниках экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп», где дети могут ощутить себя частью природы и учатся сопереживать животным и растениям. Для осуществления музыкально-художественной деятельности по экологическому образованию созданы материальные условия в ОУ, имеются в достаточном количестве костюмы и атрибуты животных и растений.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

Планировать трудовую деятельность детей мне удается на территории дошкольных групп, на экологической тропе. Дети выполняют посильные поручения (поливают, рыхлят, собирают урожай, собирают семена цветов, природный материал). Это дает возможность мне научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

В нашем дошкольном учреждении в рамках годового планирования  природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Были проведены следующие акции: «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц), «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц), «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря), «Любимый – чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию дошкольных групп, благоустраиваем и озеленяем), «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников), «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов), «Посади дерево» (посадка саженцев калины, кедра и клёна с каштаном выращенных из семечка), «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками), «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

В ходе реализации акций обогатилась предметно развивающая среда и появилась возможность дальнейших наблюдений и изучений объектов природы на территории дошкольных групп.

Огромную роль в экологическом образовании отвожу целевым прогулкам и наблюдениям. Территория дошкольных групп как нельзя лучше подходит для проведения этой формы работы с детьми, не требующая выхода за пределы ОУ. Для проведения целевых прогулок и наблюдений я организую уголки, наполненные специфическим оборудованием, использование которого позволяет мне организовать игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, в ней тонут камни, что сухой снег рассыпается, а из мокрого, можно лепить и т. д.

Широко использую на прогулке разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т. д., игры с игрушками, приводимыми в движение ветром).

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы складывается из следующих моментов: выделение самих объектов и частей, из которых они состоят. Определение свойств и характеристик объектов и их частей цвета, размера, формы, особенностей поверхности и т д.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность — это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.

В целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, использую различные способы фиксации наблюдаемого: календари природы и погоды, дневники наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за птицами, гербарии, детские рисунки и т. д. Фиксация дает детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту, помогает поддержать их интерес и позволяет подкрепить те чувства и эмоции, которые ребенок испытал и пережил в процессе организуемых наблюдений за миром природы.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Я побуждаю детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь, цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».

Работа с родителями.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, моя система работы сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой.

Стараюсь найти новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. В своей педагогической практике я постоянно использую инновационные технологии, в результате которых достигается положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности дошкольника.

Для проведения работы с родителями по экологическому воспитанию детей разработала примерную тематику бесед и консультаций, а также тематику ширм.

Еще одна форма работы с семьей, - бюро педагогических услуг или «Жалобная книга природы», где рассматриваются практические советы по узкой теме. Родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же предлагаются родителям серии вопросов, которые они должны решить вместе с ребенком дома, на природе. Помещаются логические задачи, например: на асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать? Дети совместно с родителями знакомятся с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Например: проверьте свои наблюдения и расскажите детям: « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» - объясните.

Для домашней совместной деятельности детей и родителей организуются в группах, в детском саду выставки поделок из природного материала, рисунков. Дети, принявшие участие в выставках, награждаются сувенирами. Такие задания пробуждают у детей интерес к разнообразному миру природы, развивают фантазию, побуждают их к трудовой, художественной деятельности.

Ежегодно проводим экологическую акцию «Покормите птиц зимой». В программе акции - конкурс «Лучшая кормушка для птиц», «Лучший скворечник»; выставки «Корм для разных птиц», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

Регулярно предлагаю родителям серию наблюдений в природе и специальные задания типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться пейзажем..., благодаря этому дети и родители учатся слушать музыку « лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Традицией нашего учреждения стало проведение мастер-классов по экспериментированию, где вместе с детьми взрослые совершают открытия.

Таким образом, взаимодействие с родителями направлено на приобщение семьи к экологическим проблемам и на вовлечение их в совместную работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного!

Многолетнее накопление теоретического и практического материала позволило мне создать предметно-пространственную развивающую среду в дошкольных группах (см. табл. № 1). Использование данного материала помогает мне приобщать ребенка к миру природы, накопить ребенку первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений.

Кружковая работа.

В рамках образовательной работы не уместить весь накопленный мною объем материала, для углубленной работы по воспитанию экологической культуры личности, поэтому мною создана дополнительная образовательная программа экологической направленности.

Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их интересов.

Основные направления:

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

Полное содержание доступно на сайте - https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/01/19/programma-kruzhka-druzya-prirody

Мониторинг качества знаний по экологическому направлению.

Мною, в системе, ведется диагностическое обследование детей с целью получения информации об их экологическом развитии. Анализ полученных результатов педагогической диагностики помогает выявить достижения дошкольников в освоении программы экологической направленности и определить уровень их экологической культуры.

Характерным достижением для большинства детей к концу освоения курса дополнительной общеразвивающей программы кружка являются:

- ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения;

- ребенок видит многообразие природы, признает ценность жизни, видит связи живого с условиями среды и другими живыми существами;

- имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях, стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников;

- с радостью помогает всему живому, ухаживает за животными и растениями в детском саду и дома. Качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата (в пределах освоенных умений).

Опыт моей работы показал, что путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды в группе, в детском саду с использованием инновационных технологий, в условиях введения ФГОС

ДО, мною, решается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

Моя педагогическая концепция

Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

Моя педагогическая концепция

«Музыка как средство нравственного воспитания детей  дошкольного возраста»Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание д...

Моя педагогическая концепция

Моя педагогическая концепция основана на чувстве защищенности и базируется на принципах:- научить ребенка любить себя и окружающий его мир;- научить ребенка уважать и соблюдать общепринятые нормы пове...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

Концепция педагога о выборе своей профессии....