«Эффективные технологии взаимодействия педагога-психолога с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО»
консультация на тему

Брусликова Елена Васильевна

      Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

     Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivn_tehnol_vzaimod_ped-psih_s_semyoy.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Брусничка»

Доклад для районного методического объединения педагогов-психологов

по теме: «Эффективные технологии взаимодействия педагога-психолога с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО»

Подготовила:

педагог-психолог

Е.В. Брусликова

г. Тарко-Сале

март 2016 год

Мы с Вами знаем:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил 1 сентября 2013 года;

- ФГОС дошкольного образования, который вступил 1 января 2014 года;

- Примерную основную образовательную программу дошкольного образования.

        

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

ФГОС дошкольного образования

I. Общие положения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями)

            Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

            Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения.

         Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.

                Педагоги, в свою очередь, также должны делиться информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении детей во время пребывания в Организации.

              Родители (законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к Организации, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы.

Риски для детей дошкольного возраста.

  • Рост  группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;
  • Неблагоприятная  тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

Лев Николаевич Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Дошкольное учреждение и Семья

В дошкольном учреждении:

  • Ребенок  получает всестороннее образование;
  • Приобретает  умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми;
  • Учится проявлять  собственную активность.

А родительские функции – это адаптация ребёнка к миру и удовлетворение потребностей ребенка, всё это даёт эмоциональное отношения к ребёнку, от этого вытекает принятие ребёнка родителем, формирование отношения к миру и к себе, появление ценностных ориентаций и мировоззрения.

Психологические модели формирующиеся в семье

  • Модель  привязанности
  • Гендерные  модели
  • Супружеские  модели
  • Модели  детско-родительских отношений.

Типы семей

- благополучная семья

- неблагополучная семья

Классификация неблагополучных семей

- «Недоверчивая семья»

- «Легкомысленная семья»

- «Хитрая семья»

Виды дисфункционнальных семей

  • «Внешне спокойная семья»
  • «Вулканическая семья»
  • «Семья – санаторий»
  • «Семья-крепость»
  • «Семья – театр»
  • «Семья – третий лишний»
  • «Семья с кумиром»

В примерной основной образовательной программе дошкольного образовании включены современные технологии в работе педагога-психолога с родителями:

  • Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа.
  •  Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д., могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами.
  • Организацией поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.

Психодиагностика семьи

Для диагностики семьи используются следующие методики и тесты:

  •  Тест–опросник определения родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина;
  • Тест–опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина;
  • Методика анализа семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера;
  •  Опросник для измерения родительских установок и реакций Е. Шеффера;
  • Методика Е. Шеффера и Р. Белла по определению отношения родителей к ребенку и другие.

Основные виды помощи

  • Психологическая  неграмотность родителей – психологическое просвещение;
  • Искажённые  родительские отношения – консультирование, семейная психотерапия;
  • Дисгармония   психического развития ребенка – диагностика, коррекция;
  • Задержка  психического развития – консультирование, направление к дефектологу;
  • Нарушение  личностного развития ребенка – психокоррекция.

Семейные консультирование

Типы  поддержки:

  • Влиятельный
  • Внимательный
  • Спрашивающий
  • Утверждающий
  • Стремящийся  к пониманию

Основные проблемы родителей

  • Синдром  неуверенного родителя – жалоба на ребенка (несоответствие развития или поведения должному идеалу), проблема «не знаю, как…»;
  • Отношение  к ребенку пессимистичное, без достаточной близости, без уважения запрос - «помогите исправить»;
  • Личностное  неблагополучие родителя – жалоба на свои переживания и состояние, неадекватные эмоции, действия; запрос состоит в эмоциональной поддержке;
  • Поиск  союзников - жалоба на «третьих лиц» (привести их поведение в соответствие с моралью и справедливостью), запрос – «помогите заставить».

Некорректное поведение психолога

1) морализование – консультант сходит с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли учителя;

2) самолюбование – игнорирование исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения;

3) демонстрация негативных реакций – проявление психологом каких-либо негативных эмоций или личных оценок по отношению к клиенту является нарушением профессиональной этики.

Специальные навыки и умения

  • Постановка  открытых и закрытых вопросов;
  • Фиксирование  внимания на мыслях и чувствах клиента;
  • Перефразирование  и суммирование важнейших высказываний;
  • Выразительное  молчание (внимание, напряженная пауза, отрицание);
  • Умение  следовать в беседе за логикой клиента;
  • Умение  совместного принятия решений.

Активные формы работы с родителями

  • Родительские  группы,
  • Групповая  дискуссия,
  • Ролевые  игры,
  • Домашние   задания по модификации поведения,
  • Анализ  и интерпретацию взаимоотношений (моделирование в контролируемых условиях семейных ситуаций, разыгрывание проблемных ситуаций);
  • Метод совместных действий (выполнение ребенком и родителем общего задания);
  • Видеокоррекция

Групповая дискуссия

  • Цель дискуссии – выработка оптимального подхода к конкретной жизненной ситуации.
  • Результатами дискуссии являются: информативность - приобретение новых знаний, изменение точки зрения; отреагирование – уменьшение напряженности, осознание проблемы; сближение – взаимопонимание и сближение участников дискуссии; улучшение – устранение проблемы, разрешение ситуации.

Видеокоррекция

  • Проигрывание  ситуаций в условиях видеозаписи с последующим ее просмотром и анализом.
  • Эффектами работы является повышение их сенситивности к ребенку, выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, получение родителями информации о восприятии семейной ситуации ребенком.

Например, просмотр сказки «Красавица и Чудовище»

Правила семьи:

  • Каждый  член семьи должен иметь жизненное пространство;
  • Каждый  член семьи должен помнить о необходимости уважительного отношения к другому;
  • Каждый  член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других, следовательно, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другим человеком, и может помочь ему измениться;
  • Каждый  член семьи может оказаться в центре воздействий со стороны других членов – важно не избегать этих воздействий, а научиться управлять ими.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Руководство взаимодействием общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО» .

Данная консультация содержит в себе описание различных форм работы с родителями в связи с переходом на ФГОС ДО....

Модель сетевого взаимодействия ДОУ города и села в рамках реализации ФГОС ДО

Модель сетевого взаимодействияДОУ города и села в рамках реализации ФГОС ДО...

Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...

Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"

Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО предназначен воспитателям детского сада, работающим на логопедической подготовительной к школе группе. Проект построен   с целью...

Разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

   Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные госуд...

"Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микрокл...