«Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре музыкальности»
материал

Путинцева Мария Викторовна
«Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре музыкальности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре музыкальности»

Ребенок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни). Музыка является искусством выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание. Активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, музыка является незаменимым средством духовного развития.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру, следовательно, эмоциональная сфера формируется в музыкальной атмосфере.

Музыка – источник влияния и воздействия на чувства и мышление человека. Она вызывает в воображении человека образы реальной жизни, способствует переживания и осмыслению их. С помощью своей эмоциональной речи музыка влияет на чувства, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Музыкальная деятельность – привлекательная для ребенка задача в силу ее эмоциональности. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны владеть комплексом музыкальных способностей, которые объединяются в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению.

Эмоциональная отзывчивость – важнейшее профессиональное качество. При этом эмоциональная отзывчивость рассматривается в двух планах: в ее ''внутреннем'' (восприятие-переживание) и ''внешнем'' (выражение эмоций в жестах и мимике) проявлениях.

Эмоциональная отзывчивость – структура, которая может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, таким образом, как необходимо для ощущения и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражение (в исполнительской и творческой деятельности).

Проявление эмоциональной отзывчивости на музыку проявляется в двух способностях – ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предыдущем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пении, игре на музыкальных инструментах) при ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Эмоциональное переживание музыки – важный компонент эмоциональной отзывчивости, который способствует пониманию музыкального произведения. В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывает или духовное удовлетворение, или недовольство, поэтому при слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие ее конкретное состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает ярче, вызывает соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т.д.

Эмоциональную отзывчивость на музыку в структуре музыкальности можно охарактеризовать следующими особенностями:

- во-первых, процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд;

- во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребенку «проживать» собственно эмоциональные переживания;

- в-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя;

- в-четвертых, в процессе слушания музыки ребенок воспринимает выраженные в музыке эмоции;

- в-пятых, в процессе слушания музыки ребенок воспринимает естественные эмоции музыки, то есть средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций.

Основные пути развития эмоциональной отзывчивости – ее формирование в различных видах музыкальной деятельности учащихся: в процессе слушания (активного слушания-восприятия) и доступного детям исполнения музыки, к которому относятся также разные формы движения под музыку.

Итак, влияние музыки на глубокие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост, эмоции. Именно в процессе слушания музыки происходит осознание собственного эмоционального состояния, углубляется эмоциональное восприятие, воспринимаются средства музыкальной выразительности. При слушании музыки роль эмоционального компонента нельзя недооценивать. Эмоциональная отзывчивость на музыку – это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению. Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности-восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражение (в исполнительской и творческой деятельности).

Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано выше, проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предыдущем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".

Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...

Развитие у младших дошкольников эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе пения

ПЕние - один из самых любимых детьми видов деятельнлсти.      В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительно...

ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"...

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста

Цель: определение уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Задачи:1) разработка комплексов вопросов для интервьюирования специалистов, работающих с дошкольниками...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет

Доклад музыкального руководителя по теме  «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...