Проект "Волшебный мир звуков"
проект
Предлагаю вашему вниманию проект по исследованию музыкальных и немузыкальных звуков. Погружение в мир звуков поможет детям развить слуховое внимание, способность рассуждать об услышанном; совместное со взрослыми творчество, исследование и экспериментирование обогатит слуховой, двигательный и эмоциональный опыт детей, укрепит их познавательную активность, подарит радость творить и созидать, разовьет фантазию и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
Проект "Волшебный мир звуков"
Характеристика проекта:
По виду: музыкально -исследовательский. По длительности : долгосрочный Участники проекта : воспитатели и дети средней группы .
Проблема:
Детям 5-го года жизни для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ, особенно при большой наполняемости групп.
Актуальность проблемы:
У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.
Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого ,наряду с исследованием звуков окружающего мира , необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов ,как традиционных, так и необычных.
Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей К.Орфом. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.
Цели:
- Развитие и поддержка познавательной активности.
- Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей.
Задачи:
- Обогащение музыкально-слухового опыта детей.
-Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.
-Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.
-Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей. -Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.
Ожидаемые результаты:
- Повышение эмоциональной отзывчивости , заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности. - Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне. - Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности
- Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.
Этапы проекта:
1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)
Этапы проекта:
1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)
1.04.18-15.04.18г.
2 этап –разработка проекта(составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление шумовых инструментов )
15.04.18.-31.08 18г.
3 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)
01.09.18- 30.04.19г.
4 этап –подведение итогов( повторение, подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов)
01.05.19.-20.05.19г.
Формы реализации проекта:
- Исследование звуков окружающего мира.
- Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.
- Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.
- Звуковая иллюстрация стихов.
- Прослушивание «Сказок-шумелок»( Малыгина М.П.)
- Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического и народного оркестра.
Режим реализации проекта:
-музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);
- в свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры для закрепления результатов;
-после презентации была проведена диагностика музыкальных способностей и подведены итоги.
Приложение№1
Планирование музыкально-игровой деятельности:
Месяц | Тема, оборудование. | Материал | Дидактические задачи |
Сентябрь | Звуки вокруг нас. | 1.А.Гогоберидзе «Посидим, помолчим, послушаем» 2.Аудиозапись «На бабушкином дворе», «Пение соловья», « Гуси», «Кузнечики», «Улетают журавли», «Котик мурлычет», «Осенний дождик». 3. Слушание песни «Песенка дождя» А.Соболевой | Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости. |
Октябрь | Звучащее дерево Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель. | 1.Беседа-демонстрация «Деревянные звуки» 2.Аудиозапись «Ложкари» 3.Подбор ритмического рисунка к попевкам «Осень». «Воробушек летит» с использованием деревянных инструментов. 4.Игра «Шкатулка» Т.Тютюнниковой. 5.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н.Кононовой 6.Игра «Бусинки» Т.Тютюнниковой 7.Игра «Хомячок» А.Соболевой 8.Презентация «Концертные инструменты из дерева» | Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами. Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков. Экспериментировать и исследовать звук, издаваемый деревянной шкатулкой с разным содержимым. Стимулировать познавательную активность. Учить различать тембры разных деревянных инструментов. Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива. Краткое ознакомление с деревянными инструментами симфонического и народного оркестра. |
Ноябрь | Металлическая фантазия Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, «звенелки» из разных металлических предметов (гвозди, болты, ключи, пружинки и.т.д.) | 1.Беседа-демонстрация «Металлические звуки» 2.Аудиозапись «Венгерский танец» Й.Брамса, «Фея серебра» П.Чайковского, 3.Аккомпанирование в такт на металлических инструментах во время пения попевок «Дождик идет» Л.Олифирово, «Зайка» В.Карасевой.. 4.Аудиозапись «Пасхальный звон» 5.Игра «Колокольцы- бубенцы» Т.Тютюнниковой. 6. Игра «Звенелки» 7.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» 8. Ритмический аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Старичок» с использованием разных металлических инструментов. 9.Презентация «Концертные инструменты из металла» | Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых металлическими предметами. Развитие чувства ритма , творческих и исполнительских навыков. Познакомить со звуком церковных колоколов. Развитие внимательности, слуховой концентрации, обогащение эмоционально-слухового опыта. Исследование звука, издаваемого металлическими предметами, стимулирование познавательной активности. Учить различать тембры разных металлических инструментов. Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, творческих навыков, укрепление чувства коллектива. Краткое ознакомление с металлическими инструментами симфонического и народного оркестра. |
Январь | Погремушки Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов ( баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и.т.д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т.д.) | 1.Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки» 2. Экспериментирование «Погремушка своими руками». Изготовление дидактического пособия «Подружки-тарахтушки» 3.Игра «Хохотушки-тарахтушки» Т.Тютюнниковой 4. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени», «Светит месяц». 5. Дидактическая игра «Найди щенка» Н.Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках) | Продемонстрировать разное звучание разных погремушек. Экспериментировать и исследовать звук в ходе изготовления погремушек из подручных материалов, вызывать интерес к познанию. Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации, исполнительских навыков, желания творить, импровизировать. Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств, укрепление чувства коллектива. |
Февраль | Бумажный карнавал. Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и.т.д. | 1.Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство» 2.Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т.Тютюнниковой 3.»Танец бумажных бабочек» | Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха. Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации. Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости. |
Март | Звуки дружат. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов. | 1.«Солнышко- золотое донышко» (песенка-игра) Т.Тютюнниковой (муз.А.Соболевой) 2. Звуковые иллюстрации стихов: «Зарядка» В.Данько, «Утренние звуки» Э.Фарджен, «Весна» Г.Сапгира» 3. «Мышиная история» Е.Железновой 4.Песни «Лунный кораблик» Т.Тютюнниковой, «Звездный вальс» А.Филиппенко. | Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива. |
Апрель | Подведение итогов. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов. | 1.Дидактическая игра «Волшебный волчок» (повторение пройденного по необходимости и по желанию детей) 2. Изготовление дидактического пособия «Звенелка» | Стимулирование познавательной и творческой активности, обобщение пройденного. Подарить радость совместного творческого исследования. |
Май | Презентация. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов. | Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков» | Разнообразить досуг детей, погрузить в атмосферу сказки, волшебства, дать возможность проявить творческие способности, продемонстрировать приобретенные умения и навыки. |
Список используемой литературы:
1.Т.Э.Тютюнникова «Бим,бам,бом» выпуск 1 (СП 2003г) 2. И. С. Штепина «Особенности развития познавательной активности дошкольников» [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.
3.А.Усачев «Если бросить камень вверх» (М.2008г)
4.М.П.Малыгина «Сказки-шумелки»
5.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (М.2005г)
6. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...