Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада
статья

Варосян Анаит Нерсесовна

  Во всем мире наблюдаются изменения семейных отношений. Институт семьи утрачивает свою ведущую социальную роль. Известный ученый, психолог-футуролог И.В. Бестужев-Лада в одном из своих выступлений подчеркнул, что общество во всем мире стоит перед появлением каких-то новых форм социального взаимодействия полов и статуса  брачных отношений.

  Социология отмечает определенные изменения статуса семейных отношений в России. Увеличилось число разводов от зарегистрированных браков, появились новые формы семейных отношений: большое количество детей, рожденных от незарегистрированных браков; рождение детей от несовершеннолетних матерей, которых опекает или старшее поколение семьи, или государство; особый слой составляют матери-одиночки, изначально рассчитывающие в воспитании ребенка на свои силы и помощь государства; многодетные семьи. Требуется пристальное внимание со стороны социальных и правоохранительных органов в  интересах  детей, рожденных в  этих семьях.

  Педагогическая практика сегодняшнего дня должна научиться работать с семьей, ориентируясь на социальные изменения , происходящие в обществе. Следует принимать во внимание не только социальную категорию семьи по фактору материального обеспечения, но и форму семейных отношений, тип семьи , в которой растет ребенок. При этом время диктует необходимость бережного и внимательного отношения к проблемам семейного воспитания и положению детей внутри семей разного типа. Работа с семьей приобретает новые формы в деятельности социальных педагогов в условиях общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Современная практика должна очень тонко и оперативно реагировать на динамику этой стороны жизни общества.

  Сегодня у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребенка , поскольку любовь близких  взрослых , их индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического  созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3-х лет. В результате внимание родителей сосредоточено только на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом и предоставлением ему множества игрушек.  В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка  и начинают учить и воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребенка 5-7 лет. В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей , что может привести к  весьма печальным последствиям.

  Опыт показывает, что большинство детей не умеет  или не считает нужным играть со сверстниками и организовывать совместную деятельность. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.), являются следствием такого «неумения» родителей. Кроме того, в семье дети, как правило, не приобретают опыт общения со сверстниками, что затрудняет их взаимодействие с другими детьми и делает проблемным их адаптацию к ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.49 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и

 детского сада

  Во всем мире наблюдаются изменения семейных отношений. Институт семьи утрачивает свою ведущую социальную роль. Известный ученый, психолог-футуролог И.В. Бестужев-Лада в одном из своих выступлений подчеркнул, что общество во всем мире стоит перед появлением каких-то новых форм социального взаимодействия полов и статуса  брачных отношений.

  Социология отмечает определенные изменения статуса семейных отношений в России. Увеличилось число разводов от зарегистрированных браков, появились новые формы семейных отношений: большое количество детей, рожденных от незарегистрированных браков; рождение детей от несовершеннолетних матерей, которых опекает или старшее поколение семьи, или государство; особый слой составляют матери-одиночки, изначально рассчитывающие в воспитании ребенка на свои силы и помощь государства; многодетные семьи. Требуется пристальное внимание со стороны социальных и правоохранительных органов в  интересах  детей, рожденных в  этих семьях.

  Педагогическая практика сегодняшнего дня должна научиться работать с семьей, ориентируясь на социальные изменения , происходящие в обществе. Следует принимать во внимание не только социальную категорию семьи по фактору материального обеспечения, но и форму семейных отношений, тип семьи , в которой растет ребенок. При этом время диктует необходимость бережного и внимательного отношения к проблемам семейного воспитания и положению детей внутри семей разного типа. Работа с семьей приобретает новые формы в деятельности социальных педагогов в условиях общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Современная практика должна очень тонко и оперативно реагировать на динамику этой стороны жизни общества.

  Сегодня у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребенка , поскольку любовь близких  взрослых , их индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического  созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3-х лет. В результате внимание родителей сосредоточено только на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом и предоставлением ему множества игрушек.  В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка  и начинают учить и воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребенка 5-7 лет. В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей , что может привести к  весьма печальным последствиям.

  Опыт показывает, что большинство детей не умеет  или не считает нужным играть со сверстниками и организовывать совместную деятельность. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.), являются следствием такого «неумения» родителей. Кроме того, в семье дети, как правило, не приобретают опыт общения со сверстниками, что затрудняет их взаимодействие с другими детьми и делает проблемным их адаптацию к ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."

Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях семейного детского сада».

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его воспри...

Экологическое воспитание детей раннего возраста в условиях ДОУ

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребен...

Круглый стол для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада»

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его ...

Мастер-класс на тему "Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи"

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. Развитие речи в...

«Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО».

laquo;Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО»....

Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ

Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ...