Проблема качества дошкольного образования
статья

Образование сегодня является важнейшей сферой социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание и направленность отражают образовательные  программы и стандарты. В центре образовательного процесса находится потребитель знаний - обучающийся. Конечным продуктом станет качество его подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_kachestva_doshkolnogo_obrazovaniya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Проблема качества дошкольного образования

Алексеева

Юлия Николаевна

                                                                                        ГБДОУ № 54

Кировского р-на СПб

 В контексте образовательной политики РФ Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является: повышение качества дошкольного образования, также предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Образовательная программа является важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГОС ДО как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.

Весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования является проблема качества дошкольного образования.

Так сложилось, что весь спрос с воспитателей ДОУ на протяжении многих десятилетий был исключительно за подготовку детей к школе. К сожалению, мы пренебрегли педагогикой как основной профессией, и это оказалось самым опасным тормозом для восприятия, понимания, овладения и

внедрения ФГОС.

В общем образовании первичны не предметные методики, не

образовательные технологии, а аксиомы педагогики: люби и знай ребенка,

главный субъект в ДОУ– ребенок, умей работать с ним как с

личностью, чтобы реализовать основную цель – развитие его личности в

соответствии с потенциальными возможностями, умей работать с главными

партнерами – субъектами – родителями, чтобы создать условия для развития,

уважай коллег, чтобы можно было выработать общий подход к ребенку, знай

и учитывай реальность, как впишется в социальное пространство выпускник

детского сада. Согласитесь, этого, прежде всего, требуют новые стандарты.

Когда эти аксиомы старой доброй педагогики будут приняты умом и

сердцем искренне, до конца, тогда и можно будет утверждать, что в

образование возвратилась педагогика.

А сейчас еще раз вдумаемся в слова патриарха отечественной

педагогики М.М. Поташника о профессиональном развитии современного

педагога: «развитый интеллект, эрудиция, общая культура личности – это тот

фундамент, на котором строится любая педагогическая технология и тем

более такая новая и сложная, как освоение ФГОС».

Изменения произошедшие в системе образования за короткий срок заставляют педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

Исходя из этого, следует первое условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей. Имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно - образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения.

Освоение педагогами технологии по использованию игровой мотивации при проведении образовательной деятельности и стимулированию партнёрской деятельности с детьми, приёмами интеграции образовательных областей, позволяют в полном объёме строить образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Когда дети участвуют в образовательной деятельности, когда педагог становится партнёром ребёнка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняется стиль поведения взрослого, рабочее пространство за общим столом, отношение педагога к общей работе. Меняется и положение детей: появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое. Вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

Возникновение новых тенденций в образовании и в социокультурной политике приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. По-прежнему, ценным и важным фактором в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения является создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого ребенка дошкольника.

Качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы.

Большое значение, на наш взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности ДОУ, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий, для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости.

Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Следует сделать акцент на том, что дошкольное детство - наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет, как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды: предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изобразительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ребенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя исследования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, создателем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

Таким образом, качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество дошкольного образования: достижения, проблемы.

Cтатья посвящена проблеме обеспечения современного качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО, а также основным теоретическим и методологическим подходам к качеству образования и нор...

Метод проектной деятельности как современная образовательная технология в решении проблемы качества дошкольного образования

Статья содержит теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через овладение инновационными технологиями организации педагогическог...

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....

Управление качеством дошкольного образования. Актуальные проблемы и перспективы развития.

В данной статье раскрывается опыт управленческой деятельности старшего воспитателя Муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7» г. БоготолаВ ход...

Мониторинг качества дошкольного образования, проблемы, ошибки, пути решения.

Перед системой образования РФ стоят задачи обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образо...

ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».

В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...