Конспект мастер-класса на тему: «Занимательные салфетки»
методическая разработка

Тема: «Занимательные салфетки»

Педагог- мастер: Бывшева Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №26»

Цель: диссеминация опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через экспериментирование и моделирование в познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОО.

Задачи:

Обучающие

— представить участникам мастер – класса одну из форм организации познавательно-исследовательской деятельности – объемное моделирование условий, этапов роста и развития растений, строения овощей;

-  повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через создание условий для проектной, познавательно-исследовательской деятельности, моделирования, наблюдения, экспериментирования;

- Формирование практических навыков педагогов по созданию и  использованию в образовательном процессе объемного моделирования из бытовых материалов – вискозных салфеток.

- Передача педагогом-мастером своего опыта в практическую деятельность

Развивающие

-Развитие нестандартного мышления в применении материала, познавательного интереса, фантазии, содействие развитию творческих способностей.

Воспитательные

- Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_zanimatelnye_salfetki.docx173.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

Шатурского муниципального района Московской области

Конспект мастер-класса

на тему: «Занимательные салфетки»

для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства

«Воспитатель года»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад №26»

Бывшева Н.Н.

г.Шатура

2018 г.


План-конспект мастер-класса

Тема: «Занимательные салфетки»

Педагог- мастер: Бывшева Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №26»

Цель: диссеминация опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через экспериментирование и моделирование в познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОО.

Задачи:

Обучающие

— представить участникам мастер – класса одну из форм организации познавательно-исследовательской деятельности – объемное моделирование условий, этапов роста и развития растений, строения овощей;

-  повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через создание условий для проектной, познавательно-исследовательской деятельности, моделирования, наблюдения, экспериментирования;

- Формирование практических навыков педагогов по созданию и  использованию в образовательном процессе объемного моделирования из бытовых материалов – вискозных салфеток.

- Передача педагогом-мастером своего опыта в практическую деятельность

Развивающие

-Развитие нестандартного мышления в применении материала, познавательного интереса, фантазии, содействие развитию творческих способностей.

Воспитательные

- Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самоконтроля.

Оборудование: контейнер, грядка, поделки из салфеток (овощи, семена, ростки), образцы творчества из салфеток (театр, материал для игр), музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал: заготовки по выкройкам, нитки разного цвета, иголки, ножницы, пуговицы.

Форма проведения мастер-класса: 

Выступление, презентация материала + практическая работа.

Ход мастер-класса.

Вводная часть: введение в тему
(1 минута).

Основная часть: демонстрация теоретического и практического опыта ДОУ в разнообразном применении салфеток в познавательно-исследовательской деятельности, способов использования материала в работе. Выполнение практической работы  (20 минут).

Заключительная часть: вопросы, обсуждение, рефлексия (5 минут), знакомство с выставкой работ.


Ход мастер-класса.

Вводная часть.

Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму » Это отражает всю сущность окружающего мира.

Основная часть.
С познавательно-исследовательской деятельностью связаны все мои выступления в рамках конкурса «Воспитатель года».

Представление опыта работы было по теме «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». ООД было организовано по теме «Удивительно мыло». Дети учились исследовать и различать свойства и состояния мыла с помощью элементарных способов исследования, таких как наблюдение, эксперимент. Ребята помогали Соломинке и Лаптю вернуть Пузыря: исследовали мыло по цвету, форме, размеру, узнали «Чем пахнет мыло?», провели серию экспериментов и в итоге сделали много мыльных пузырей, которые взяли с собой на прогулку.

Сегодня я предлагаю вам принять участие в мастер-классе по теме «Занимательные салфетки», который может помочь разнообразить деятельность с детьми. Я очень надеюсь, что мой мастер класс даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе. Я расскажу вам о своем опыте работы с салфетками, возможностях их применения в экспериментальной деятельности и моделировании в познавательно-исследовательской деятельности. 

В экспериментальной деятельности с использованием салфеток основное направление – свойства и качества материала. Например, с детьми можно исследовать свойства салфеток как разновидность материала (по цвету, форме, впитыванию жидкости), а также применение человеком в быту и использование в творчестве – из салфеток можно делать аппликации, поделки.

В моей группе из вискозных салфеток сделан «Веселый Алфавит» для детей, где образ буквы связан с предметами и животными, на которые начинаются их названия. Из салфеток пошиты персонажи и атрибуты по сказке «Три поросенка» для театрализованной и игровой деятельности. Из салфеток сделано пасхальное оформление: яйца, цыплята, кулич…для игровой тематической деятельности.  

Еще одну форму применения салфеток увидела у коллег – «Веселая грядка» с овощами, сшитая из фетра. Я решила, что для познавательно-исследовательской деятельности – это отличный вариант. Ведь не всегда есть возможность в реальности найти актуальный демонстрационный материал.

Фетр я заменила на салфетки и попробовала сшить не только овощи, которые растут в земле и над землей, но и отразить условия и этапы роста, развития растений от семени до плода.

Получается своеобразная наглядная модель для детей, на которой они и видят, и могут обследовать объекты, анализировать данные, применить в игровой  и практической деятельности.

 Преимущества метода моделирования перед наглядными очевидны. Фундаментом моделирования является создание и оперирование моделями (дети могут сажать семена, создавать имитацию роста и развития, ухаживать за овощами-моделями, собирать урожай…и тп.). Раскрывая содержание заменяемого объекта, метод моделирования осуществляет познавательную функцию. Дети познают предмет через его признаки. Познавательные преобразования выполняются непосредственно на объекте, которым выступает модель.

Предметная модель несет в себе конструктивную и пропорциональную основу составляющих предмет частей. Такая модель аналогична изучаемому объекту.

Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Очень важно, что моделирование доступно для понимания детьми. В работе с детьми моделирование позволяет быстрее, по сравнению с реальным опытом,  изучить объект и, например, увидеть его рост и созревание.

Перед вами модель грядки с моделями овощей и контейнер, в котором можно рассмотреть этапы роста некоторых растений. Давайте рассмотрим рост на примере свеклы. Вот грядка с землей, модель которой спроектирована таким образом, чтобы была возможность посадить семя, наблюдать за ростом (контейнер прозрачный), собрать урожай. Я смоделировала рост овоща: семя в земле, семечко проклюнулось, вышел росток с первыми листочками, образование плода и ботвы, созревший плод.

Кстати, такая игрушка позволит изучить с ребенком простую арифметику и, даже, геометрические тела.

Параллельно можно вести экспериментальную деятельность с реальными объектами (овощами, посаженными в воду или грунт), используя модели для более четкого понимания детьми происходящего с реальным объектом (не все этапы видны глазу).  Ведь когда мы сажаем растения у нас на грядках в огороде, цветниках на территории детского сада или в группе, ухаживаем за ними, наблюдаем их развитие, то не все этапы можем рассмотреть, а что-то и пропустить.

Я предлагаю вам сделать объемные овощи из салфеток  своими руками для познавательной деятельности, экспериментирования, проектной деятельности, занимательных детских игр. 

Как вы думаете, что мы будем шить?


Загадка

На грядках кустиком цветёт,

А клубнями в земле растёт.

Мы копаем понемножку...

Собираем что?.. (Картошку)

(Ответы гостей)

На нашей грядке нет картофеля! Соберем урожай?

Я подготовила заготовки и инструкции, с помощью которых можно сделать коллективную работу – куст картофеля.

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой

Практическая работа участников мастер-класса под музыкальное сопровождение

Заключительная часть.

Рефлексивно-оценочный компонент:
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн»

Каждой паре участников мастер-класса  - по 1 строчке

1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.

Салфетка, моделирование

2 строчка – 2 прилагательных, которые описывают свойства темы

Интересный, занимательный

3 строчка – 3 глагола, рассказывающие о действиях темы;

Учит. Вдохновляет. Создает

4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, выражающая личное отношение к теме, или предложение, с помощью которого вы дадите оценку нашей деятельности.

Салфетки помогают не только в быту/ Моделирование из салфеток интересное занятие.

5 строчка – 1 слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Поучительно! Здорово!


Приложение 1

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, выворачиваем (по желанию),  заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой, пришиваем пуговицу.

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, выворачиваем (по желанию),  заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой, пришиваем пуговицу.

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, выворачиваем (по желанию),  заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой, пришиваем пуговицу.

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, выворачиваем (по желанию),  заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой, пришиваем пуговицу.

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, выворачиваем (по желанию),  заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой, пришиваем пуговицу.

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, выворачиваем (по желанию),  заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой, пришиваем пуговицу.

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, выворачиваем (по желанию),  заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой, пришиваем пуговицу.

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, выворачиваем (по желанию),  заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой, пришиваем пуговицу.

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, выворачиваем (по желанию),  заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой, пришиваем пуговицу.

Инструкция:

Картофель: Сшиваем края основной детали, выворачиваем (по желанию),  заполняем наполнителем, собираем верхушку сборкой, пришиваем пуговицу.


Приложение 2

Как сделать грядку своими руками, пошаговый мастер-класс

Работа объемная и потребует большое количество материалов, а именно:

  • лоскутки фетра (оранжевый или желтый, красный, светло-зеленый, бордовый);
  • зеленая синельная проволока;
  • тонкая полоса липучки;
  • тонкая коричневая ткань или плотные старые чулки;
  • иголка и разноцветные нитки;
  • вата или синтепон.

Делаем грядку для овощей из фетровой ткани

  • Для создания искусственной грядки нужно взять небольшой ящик, который и станет небольшой клумбой. Лучше всего использовать коробку, что будет больше глубокой, нежели широкой.
  • Для начала, покройте дно куском коричневой ткани, это может быть тонкая байка или кусок старого свитера. А стенки коробочки покрасьте коричневой краской. Когда все подсохнет, начните изготавливать грядки, для этого нужно сделать несколько колбасок по ширине коробки. Они делаются из тонкой ткани или плотных коричневых колготок. Полученный мешочек нужно вывернуть и сделать несколько стяжек по ширине, а дальше просто набить мягкими материалами: вата, синтепон или обрывки ненужной ткани.
  • Попытайтесь рассчитать размер колбасок так, чтоб они плотно лежали в коробочке, как это показано на фото.

grjadka-iz-tkani-v-korobke.jpggrjadka-ovoshhej-iz-fetra.jpg


Овощи из фетра: морковка, свекла, клубника

Шьем морковь из ткани

Сделать морковь из ткани достаточно просто. Из оранжевого фетра вырежьте равнобедренный треугольник, сложите две одинаковые стороны друг на дружку и сшейте. Получившийся мешочек нужно вывернуть и наполнить его набивочным материалом.

Теперь осталось пришить верхнюю оранжевую часть и хвостик. Нужен оранжевый кружок размером с верхом морковки, а из зеленого фетра несколько веточек ботвы.

morkov-iz-fetra.jpgmorkov-iz-fetra_2.jpg

Как сшить свеклу из фетровой ткани

Подготовьте фетр темно-красного или бордового цвета, вырежьте из него круг радиусом не более 19-ти сантиметров. Далее сделайте четыре треугольных надреза, как это показано на фото, и сшейте все по кромке.

Полученный мешочек выверните и наполните синтепоном или ватой. А сметочным швом стяните верхнюю часть, оставив небольшое отверстие.

Теперь пора приступить к изготовлению ботвы. Из зеленого фетра вырежьте продолговатые листья, а из бордового немного меньшие. Сшейте их вместе, а между ними положите небольшой кусок синельной проволоки, чтоб веточка стояла. Сами листья можно прострочить и придать им этим небольшой реалистичности.

burjak-iz-fetra.jpgburjak-iz-fetra_2.jpg


Делаем клубничку из фетра

Пора использовать красный фетр, из него нужно вырезать две ягодные заготовки, после чего сшить их, как показано на фото. Далее все так же просто, выворачивайте мешочек, заполняете его синтепоном и стягиваете верхнюю часть, оставляя небольшое отверстие

Придайте клубничке реалистичного вида, сделайте десяток белых стежков по всей ягодке. Из зеленого фетра вырежьте четырехконечный лепесток и пришейте к нему одну из частей липучки. Далее зеленый лепесток нужно пришить к ягодке, так чтоб липучка была сверху. По такому же типу можете сделать еще несколько ягодок.Осталось сделать куст для клубники и поделка готова. Скрутите вместе несколько кусков синельной проволоки, а на ее концах несколько лепестков с липучками. Более детально Вы можете рассмотреть все на фото ниже.

klubnichka-iz-fetra.jpgklubnichka-iz-fetra_2.jpgkust-klubniki-iz-sinelnoj-provoloki.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер - класса для ГКП Тема: "В зоопарке"

Мастер - класс проводится с воспитанниками и их родителями по итогам освоенного материала. В процессе всех заданий мастер - класса принимают участие все дети и родители....

КОНСПЕКТ МАСТЕР- КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА «ЛЕПБУК - КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТА»

Уровень и характер достижения ребенка зависит, прежде всего, от компетентности педагога, от его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально....

Конспект мастер- класса для родителей Тема: «Изготовление музыкальных шумовых инструментов»

Цель: Передача опыта музыкального руководителя по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала родителям.Задачи:1. Познакомить родителей с технологией изготовления музыкаль...

конспект мастер класса для родителей тема: " Как научить детей составлять рассказ по картине"

Мастер класс для родителей в игровой форме с заданиями по теме " как научить детей составлять рассказ по картине"...

Конспект мастер-класса для детей. Тема: «Изготовление голубя из бумаги»

Цель: Прививать доброту и уважение к русским обычаям,               традициям.  Задачи:• Привитие любви к родному ф...

Конспект мастер класса для воспитателей Тема: «Палитра зеленого»

Несколько игр, которые направлены на развитие цветовосприятия и создание хорошего настроения....