Мастер-класс для педагогов
материал (старшая группа)

Сухова Юлия Владимировна

Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Сухова Юлия Владимировна

Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

I. Организационный момент (мотивация к деятельности) (Слайд №1)

- Добрый день уважаемые коллеги! В своем мастер – классе я хочу познакомить вас с интерактивными методами, которые я использую в своей работе.

Мой мастер – класс посвящен речевому развитию дошкольников, потому, что это – одна из актуальных задач на этапе формирования личности ребенка.

Благодаря развитию речи у дошкольников формируются коммуникативные навыки и умения. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании, тем активнее он развивается всесторонне.

Каждый из нас имеет опыт публичных выступлений и не секрет, что часто мы испытываем перед ними волнение и трепет. Я уверена, что эти же чувства испытывают и наши воспитанники и то, какими коммуникативными навыками будут они обладать, во многом зависит от нас, поэтому огромное значение в своей деятельности, я уделяю речевому развитию(Слайд №2)

Цель: повышение уровня педагогической компетентности по использованию интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1. Раскрыть значимость используемых методов.

2. Познакомить педагогов с основными интерактивными методами и приемами речевого развития дошкольников и их практическим применением.

3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер – класса.

(Слайд №3)

- Сегодня я приглашаю Вас отправиться в необычное морское путешествие по неизведанным островам, для этого я предлагаю надеть эмблемы с названием корабля «Мечта».

- Ну, вот теперь мы с вами настоящая команда.

II. Установление эмоционального контакта

Ввиду того, что команда нашего корабля только что сформирована, я предлагаю, поприветствовать друг друга и вместе с тем преодолеть застенчивость и нерешительность.

Сейчас я попрошу вас встать и походить по палубе нашего корабля, здороваться со всеми кто встречается на пути, но здороваться надо определенным образом

- на хлопок – здороваемся за руки и произносим любое приветствие;

- на звук колокольчика – здороваемся плечиками и произносим «добрый день».

-Замечательно, а теперь предлагаю занять свои места на корабле, но прежде чем мы отправимся в наше путешествие, хочу предложить вам ненадолго остановиться в бухте «Ожидания» (Появляется карта с островами без надписей) и задать вам вопрос «Чего вы ждете от сегодняшнего мастер класса. И сделаем мы это с помощью интерактивного технологии «Хоровод». Выполнять задание по очереди, передавать друг другу морской узел. Отвечает тот, у кого в руке окажется морской узел.

III. Теоретическая часть

(Слайд №4) А теперь наш путь лежит на остров под названием «ФГОС ДО» (На карте появляется остров с надписью ФГОС)

- Вот мы с вами и причалили к этому загадочному острову, я уверена, что все изучали ФГОС ДО, поэтому предлагаю вспомнить: «Что согласно стандарту, включает «речевое развитие»(педагоги думают, обсуждают).

- Хорошо, на правах капитана корабля я позволю себе обобщить все сказанное вами(Слайд №5)

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- Замечательно, все вспомнили основные аспекты ФГОС ДО по речевому развитию, а теперь наш курс лежит на необитаемый остров. (Слайд №6) (На экране остров Интерактивный)

Посмотрите, это на самом деле очень загадочный остров, мы мало что знаем о нем, но его название нам известно «Интерактивный»(Слайд №7) я предлагаю вам изучить этот остров, путем взаимодействия друг с другом, что и предполагает термин «интерактивность»Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

(Слайд 8) Интерактивная технология «Кластер»

Кластер – это технология, помогающая свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Называю словосочетание «Интерактивные технологии». Вы в течение 1 минуты записываете слова, которые приходят на ум, относящиеся к этому словосочетанию.

В свою очередь интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания или общения, в результате применения методов и приёмов интерактивного обучения в речевом развитии позволяет решать задачи:

умения принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

(Слайд №9)Применение интерактивных технологий начинается в младшем дошкольном возрасте. Вам представлены различные интерактивные технологии, которые рекомендованы с учетом возраста воспитанников.

младшая группа – работа в парах, хоровод;

средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;

подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний.

Хочу представить вам некоторые интерактивные методы и приемы, которые я использую в своей практике в речевом развитии дошкольников.

(Слайд № 10)

 Во время работы над ролевыми диалогами мной применялась такая интерактивная технология как «Карусель», суть ее такова: образуется два круга: внутренний и внешний. Внутреннее кольцо - сидящие неподвижно дети, а внешнее - подвижное, дети поочередно передвигаются по кругу. Внутренний круг «Домашние животные, внешний «Дикие животные» и т. д.

Отдельные места из сказок мы проигрывали с использованием интерактивной технологии «Аквариум» ее суть заключается в том, что несколько человек разыгрывают сцену в круге, а остальные наблюдают и анализируют, вносят предложения.

«Работа в парах»- дети учатся взаимодействовать друг сдругом, объединяясь в пары по желанию. Работая  в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

«Хоровод»- дети выполняют задание по очереди, тем самым воспитывается у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

«Дисуссии»-дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю...», «Я считаю...», «По моему мнению...», «Я согласен, но...», «Я не согласен, потому что...».

«Мозговой штурм» - дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

 «Микрофон»- дети передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

(Слайд №14) 

IV. Практическая часть

- Уважаемые участники мы с вами сейчас изучили остров «Интерактивный» и наш путь лежит на остров «Практический» (на экране остров Практический)

- В этой части мастер – класса я предлагаю некоторые варианты практического применения интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

(Слайд №15) 3. Взяв в основу мнение великих педагогов, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы  мнемотехники.

 Интерактивная технология «Мнемотехника», - Уважаемые коллеги, посмотрите на нас полюбопытствовать вышла (Лиса, давайте мы вместе с вами попробуем составить рассказ об этом животном с помощью мнемотехники. В мнемотехнике существует два вида дидактического материала – схемы – модели и мнемотаблицы и они немного отличаются друг от друга.

Если Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов (на слайде готовая схема рассказа) и тут достаточно все понятно, (Слайд №20) то JI. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель JI. Е. Белоусовой используется со старшей группы. Она учить фиксировать полученный результат в доступной для детей схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

- Уважаемые коллеги перед вами лежат схемы, которые мы сейчас попытаемся заполнить.

- В центральном кружочке пишем букву «Л» — почему?

(Участники отвечают и пишут в центральном кружке букву «Л»)

- Лиса — это домашнее или дикое животное? Где она живет?

(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 1 в лесу в норе).

- Как называются детеныши лисы? Мама-лиса большая, а лисята?

(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 2 маму-лису и лисенка).

-Чему учит мама-лиса своих лисят? Придумаем добрые слова про лису, какая лиса?

(Участники описывают лису— без схемы, пишут в кружочке № 3 слово «мама»).

- А кто знает врагов лисы?

(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 4 зубы и ружье).

- Чем питаются лисы?

(Участники в кружочке № 5 зайчики, мышки и. т. д.)

- Какую пользу приносят лисы людям?

(Участники отвечают и рисуют в кружочке шубу, шапку, хвост-мех (воротник).

- А как вы относитесь к лисе?

(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 7 букву «Я»).

- А сейчас кто хочет рассказать про лису? (Участники рассказывают)

V. Рефлексия

Замечательно, а нам пора дальше в путь и наш корабль плывет на остров «Оправданных надежд» (Слайд №16)

- Уважаемые коллеги наше путешествие подошло к концу, а сейчас мне бы хотелось взять у вас интервью и выяснить «Оправдались ли ваши ожидания?» (Участники с помощью микрофона, высказывают свои ощущения).

(Слайд №17) - Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Итак применение интерактивных технологий является значимым методом и приемом в речевом развитии детей дошкольного возраста и позволяет развить коммуникативные умения и навыки воспитанников.

(Слайд №18) - Спасибо вам огромное за приятные минуты нашего путешествия!

Вступление…

Пассажиры корабля «Мечта»

«Хоровод»

«Карусель»

«Мнемотехника»

«Микрофон»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...