Проект "Книжкина неделя" во второй младшей группе
проект (младшая группа)

Чистова Мария Владимировна

Проект кроткосрочный, творческий на тему: "Книжкина неделя" во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_knizhkina_nedelya_2_ml_gr_dlya_sayta.doc803.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 9 «Звездочка»

ПРОЕКТ

«Книжкина неделя»

во второй младшей группе

Выполнила: воспитатель

                     Чистова М.В.

г. Ногинск

2018 г.

Проект

«КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ»

Паспорт проекта

Адресация проекта: проект предназначен для детей второй младшей группы

Руководитель проекта: воспитатель Чистова М.В.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников

Возрастная группа: 3-4 года

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Уровень контактов: в пределах ДОУ

Итоговое мероприятие: досуг совместно с родителями «В гостях у сказки»

Актуальность. Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

В настоящее время современные информационные технологии, особым способом воздействуя на людей, ослабили интерес к книге и желание работать с ней. Ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей, а также расширит представления детей о произведениях детских писателей, развить связную речь, творческие способности детей. Необходимо опираться на самостоятельность, инициативу, активность и творчество самих ребят. Очень важно показать, что книга - верный друг.

Цель проекта формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

Задачи проекта:

1. Развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний.

2. Расширять представления детей о многообразии форм книг, о том, как создаются книги.

3. Формировать у детей познавательные умения:

  • умение наблюдать, сравнивать;
  • творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию;
  • самовыражаться в разных видах деятельности.

4. Воспитывать бережное отношение, любовь к книге.

5. Способствовать всестороннему развитию речи детей.

6. Формировать у родителей понятия важности их участия в формировании книжной культуры детей.

7. Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.

Планируемые результаты проведения «Книжкиной недели»:

- повышение интереса детей к художественной литературе;

- возрождение домашнего чтения;

- повышение культуры речи педагогов, родителей и детей

После завершения проекта педагоги смогут:

• повысить свое педагогическое мастерство, самообразование;

• обогатить развивающую среду дидактическими играми, наглядными пособиями по теме;

• расширить круг взаимодействия с родителями;

• испытать педагогическую радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.

После завершения проекта дети смогут:

• понимать важность книги в жизни человека;

• бережно относиться к книге – источнику знаний;

• получить положительно эмоциональный отклик от общения с книгой.

После завершения проекта родители смогут:

• стать активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, оформление фотоальбомов.

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, игровая деятельность.

Развивающая предметно-пространственная среда для реализации проекта:

  • Дидактические игры по теме: разрезные картинки, пазлы, лото.
  • Детская художественная литература для чтения: сказки, энциклопедии и пр.
  • Картины и иллюстрации к произведениям.
  • Портреты детских писателей.
  • Видеозаписи и аудиозаписи.
  • Наборы разных видов театра (настольный, кукольный, на фланелеграфе).
  • Макси сказочных героев, атрибуты для драматизации.
  • Материалы для продуктивной деятельности.

Этапы проекта:

I Этап – подготовительный:

1. Определение цели и задач проекта.

2. Сбор информационного материала:

  • изучение методических пособий и литературы по теме;
  • подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки);
  • изготовление дидактических игр по теме, наглядных пособий

3. Анкетирование родителей на тему: «Читаем вместе».

4. Привлечение родителей к участию в тематических выставках.

5. Составление перспективного плана мероприятий.

II Этап – основной (познавательно – развивающий):

1. Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:

  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • рассматривание картин, иллюстраций к сказкам;
  • игры-драматизации;
  • дидактические игры по сказкам;
  • художественно-эстетическая деятельность (аппликация, рисование);
  • тематические выставки
  1. Итоговое мероприятие - совместный досуг с родителями «В гостях у сказки».

III Этап – заключительный:

1. Анализ и подведение итогов по реализации проекта.

2. Фотоотчет.

3. Выставка детского творчества по теме проекта.

План реализации проекта.

I. Подготовительный этап (с 2 по 8 апреля):

1. Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, рассказы).

2. Создание дидактических игр: «Угадай героя сказки», «Определи последовательность (по сказкам)», лото, разрезные картинки, пазлы.

3. Подготовка консультаций для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Сказкотерапия», «Что читать детям 3-4 лет»;

4. Анкетирование родителей «Читаем вместе»;

5. Составление конспектов тематических занятий, разработка сценария досуга с родителями «В гостях у сказки».

6. Изготовление газеты «Книжкина неделя».

II. Основной этап (с 9 апреля по 13 апреля):

1. Тематические выставки: «Моя любимая книжка», «Книжки-малышки», «Книга – мой лучший друг»;

2. Чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, загадки);

3. Рассматривание иллюстраций к детским художественным произведениям;

4. Проведение дидактических игр: дидактические игры «Угадай сказку», «Узнай героя», «Составь сказку» (по картинкам), «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам и т. д.

5. Беседы о правилах обращения с книгой, «Какие бывают книги», «Кто пишет книги», «Из чего сделаны книги», беседа о произведениях К. Чуковского и А. Барто,

6. Совместное творчество детей и родителей - книжки-самоделки;

7. Театрализованная деятельность;

8. Художественно-эстетическая деятельность: изготовление закладок для книг (аппликация), рисование любимых героев (в раскрасках).

9. Трудовая деятельность: организация «Книжкиной больницы» (ревизия и ремонт книг)

10. Конкурс чтецов по стихам А.Барто (доставить детям радость от конкурса, вспомнить стихотворения детских поэтов, развивать интерес к художественной литературе, развивать умение слушать своего товарища);

11. Взаимодействие с родителями: консультации для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Сказкотерапия», «Что читать детям 3-4 лет»; досуг-развлечение для детей и родителей «В гостях у сказки».

III. Заключительный этап (с 14 по 18 апреля):

1. Подведение итогов реализации проекта.

2. Выставка результатов творчества детей.

3. Демонстрация результатов работы по проекту: фотоотчет

Роль родителей в реализации проекта:

  1. Участие в выставке совместного творчества родителей и детей «Книжки-малышки».
  2. Досуг с родителями «В гостях у сказки».

3.        Индивидуальные беседы «Какие книжки читают дома», консультации.

Приложение к проекту «Книжкина неделя»

План проведения недели книги

Понедельник (9 апреля 2018)

Открытие недели книги «Королева книжек – малышек»

Цели дня:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к книгам
  • Расширять представления о книжках –малышках
  • Развивать интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги

Мероприятия:

1. Беседа «Какие бывают книги». Дать детям понятие, что книга - друг детей.

2. Организация выставки «Книга – мой лучший друг»

3. Занятие по познавательному развитию «Смешной рисунок» (Дать представление из чего сделана книга, познакомить со свойствами бумаги)

4. Чтение стихов, загадок про книги, героев сказок.

5. Сюжетно-ролевая игра «Кто в теремочке живет?».

Вторник (10 апреля 2018)

По страницам любимых книг

Цели дня:

  • Создать условия для рассматривания иллюстраций по желанию детей книг, принесенных из дома
  • Побуждать детей к рассказу по иллюстрациям о героях

Мероприятия:

1. Беседа о правилах обращения с книгой

2. Аппликация «Закладки для книг»

3. Игра – драматизация по сказке «Репка»

4. Организация выставки книг, принесённых из дома «Моя любимая книга»

5. Конкурс чтецов по стихам А. Барто.

Среда (11 апреля 2018)

«В гостях у сказки»

Цели дня:

  • Сформировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыгрывать
  • Закрепить знание содержания знакомых сказок
  • Сформировать желание быть похожим на положительных героев

Мероприятия:

1. Беседа по сказкам

2. Рассматривание детьми иллюстраций к сказкам

3. Занятие по ФЭМП «В гости к сказкам»

4. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (на основе сюжета сказки «Волк и семеро козлят» - развитие ролевого диалога и игровых умений

5. Викторина «Сказка, я тебя знаю»

Четверг (12 апреля 2018)

Чудеса в книжном царстве

Цели дня:

  • Сформировать интерес к художественной литературе
  • Научить высказывать суждения по отношению к поступкам героев произведений К. И. Чуковского
  • Знакомство с писателем К. И. Чуковский.

Мероприятия:

1. Беседа с детьми «Кто пишет книги», знакомство с писателем К.Чуковским.

2. Рисование «Дорисуй героя» - развитие воображения, памяти, мелкой моторики

3. Физкультурное занятие «В гостях у Бармалея»

4. Чтение отрывков произведений К. И. Чуковского

5. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».

Пятница (13 апреля 2018)

Книжкина больница

Цели дня:

  • Воспитывать бережное отношение к книгам
  • Научить детей оказывать помощь в ремонте книг
  • Создать положительный эмоциональный настрой

Мероприятия:

1. Веселая зарядка с клоуном Плюхом

2. Беседа «Из чего сделаны книги»

3. Выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки»

4. Труд в книжном уголке «Книжкина больница»: учить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге

5. Итоговое мероприятие: досуг с родителями «В гостях у сказки»

На протяжении недели проводятся дидактические игры: «Угадай по картинкам про что это стихотворение?», «Отгадай загадки», «В гостях у сказки», «Из какой мы сказки?», «Составь сказку» (по картинкам), «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам.

ОТЧЕТ

о проведении «Книжкиной недели»

во второй младшей группе

С 9 по 13 апреля 2018 года во второй младшей группе МБДОУ – детский сад №9 проводилась «Книжкина неделя». В проведении недели книги приняли участие 18 воспитанников и их родители. Работа проводилась согласно плану проведения «Книжкиной недели». 

На подготовительном этапе проекта провелось анкетирование родителей на тему «Читаем вместе», по результатам которого (см. прил. к отчету 1) было выявлено следующее:

  1. В каждой семье есть книги, хранящиеся в книжном шкафу или на книжных полках (92,6%), и почти в каждой семье (92,4%) есть специально отведенная для ребенка книжная полка с детскими книгами. Однако каждый день (вечер) ребенку читают только в 3 семьях (23,1%), во всех остальных семьях читают только, когда просит ребенок (77%), и только то что просит ребенок (85%), а в 2 семьях для чтения ребенку берут случайно попавшуюся на глаза книгу (15,3%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что сами родители не инициируют процесс чтения детям в семье, не прививают любовь к чтению, интерес к книгам, читают мало и только когда сам ребенок захочет и только то, что он хочет (знает). Причем большинство родителей считают, что их ребенок должен научиться читать уже к 5-6 годам (61,6%), а в 4 семьях считают, что дети должны читать в возрасте младше 5 лет (30,8%), но при этом сами не способствуют формированию у детей устойчивого интереса к книге, чтению.
  2. Родители знают любимые книги своего ребенка в 12 семьях из 13 (92,4%), беседуют с детьми о прочитанном (77%), большинство детей задают вопросы, проявляют интерес к прочитанному (85%), но при этом рассказать любимое произведение (или отрывок из него) могут только 8 детей (61,6%), остальные – либо не могут, либо родители не знают: могут или нет. Это также подтверждает, что детям дома читают недостаточно.

Рис.1 Анкеты «Читаем вместе»

Таким образом, актуальность и необходимость реализации проекта по формированию интереса у детей к книге через творческую и познавательную деятельность, а также привлечение родителей к формированию книжной культуры детей в нашей группе очевидна.

Открытие недели книги состоялось в понедельник - 09 апреля 2018 года.

Родителей и детей ожидала ярко оформленная приемная: на стенах развешаны персонажи из разных сказок, разработаны памятки для родителей «Что читать детям 3-4 лет», на информационном стенде была размещена информация о начале «Книжкиной недели» (представлен план работы на неделю, иллюстрации к сказкам, загадки о сказочных героях, пословицы о книге) и выставка на тему: «Книга – мой лучший друг».

                           

                                                                                                                       .      

                                   

   

                                     

                                    Рис. 2. Оформление раздевалки                                                                                 Рис. 3. Выставка книг              

                                           

Во второй половине первого дня «Книжкиной недели» ребята сделали свою первую книжку-малышку «Колобок», сложив листы в виде книги и нарисовав красочные иллюстрации к сказке. Они проявили творчество, каждая книга получилась неповторимой.

Родителям было предложено творческое задание для совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению книжек – самоделок собственного сочинения и иллюстрирования.

                   Рис. 4. НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Книжка-малышка»

Во вторник – 10 апреля открылась выставка «Моя любимая книга», на которой были представлены книги наших детей, принесенные из дома. Целую неделю выставка пополнялась новыми экземплярами. Предварительно была проведена беседа о правилах обращения с книгой, о том, что нельзя в ней рисовать, нельзя ее рвать, бросать. Ребята аккуратно обращались с книгами в течение дня, вечером они забирали их домой, чтобы еще раз родители прочитали любимую книгу на ночь, а рано утром возвращали их на место. В течение всей недели мы, воспитатели, брали эти книги и читали ребятам, каждый хотел, чтобы именно его любимую книгу услышали все.

Рис. 5. Выставка «Моя любимая книга»

                                                                      Рис. 6. Просмотр и чтение любимых книг с выставки                  

В первой половине дня была проведена НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Закладка для книги», где была применена игровая ситуация- нашей няне нужно помочь разыскать любимую сказку в книге для чтения детям. Ребята активно, с большим интересом принялись помогать ей - изготавливать закладку для книги.

                Рис. 7. НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Закладка для книги»

Во второй половине дня проводился конкурс чтецов по произведениям А. Барто. Дети с большим удовольствием читали любимые стихи перед своими сверстниками, а те им бурно аплодировали. Затем несколько ребят проиграли и показали другим ребятам сказку «Репка» с помощью настольного театра.

                                                 Рис. 8. Конкурс чтецов по произведениям А. Барто.

                                                         Рис. 9. Драматизация сказки «Репка»

 

В среду – 11 апреля весь день говорили о сказках: вспоминали любимые сказки, сказочных героев.

В первой половине дня все вместе спасали Иванушку из сказки «Гуси-лебеди», выполняя математические задания (повторение геометрических фигур, понятий «столько, сколько», «поровну», «широкий», «узкий») во время НОД по ФЭМП.

Во второй половине дня провели викторину «Сказка, я тебя знаю». Ребята с большим интересом и азартом отгадывали загадки, отвечали на вопросы, стараясь быть первыми.

                           

                                                                          Рис. 10. Драматизация сказок в группе и на улице

В четверг – 12 апреля проведена интересная беседа на тему «Кто пишет книги» и познакомились с детским писателем К.Чуковским, читали его произведения: вспоминали уже знакомые «Доктор Айболит», «Краденое солнце» и познакомились с новыми «Топтыгин и лиса», «Чудо-дерево».

                                           Рис. 11. Знакомство с писателем К.Чуковским

Во второй половине дня ребята с удовольствием рисовали любимых героев, раскрашивали их.

Пятница – 13 апреля прошла очень насыщенно и интересно.

С самого утра была организована выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки». Ожидания оправдали себя: некоторые родители откликнулись на предложение по изготовлению с детьми рукотворной книжки и очень творчески и старательно подошли к этому заданию. Выставка получилась хоть и не большой, но очень интересной. Уходя домой, родители с детьми с большим интересом рассматривали самодельные книжки, а некоторые из них («Дикие животные», «Овощи», «Загадки о животных») можно будет использовать и в дальнейшем в образовательной деятельности.

                                    Рис. 12. выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки».

В первой половине дня беседовали с детьми на тему «Из чего сделаны книги», а потом была проведена игровая ситуация «Книжка заболела». Ребята узнали, как можно отремонтировать книгу и попробовали совместно с воспитателем «вылечить» книгу с помощью скотча, клея, ножниц и бумаги в «Книжкиной больнице».

                                                                      Рис. 13.  Игровая ситуация «Книжка заболела». 

И в заключении недели, во второй половине дня было проведено итоговое мероприятие – досуг-развлечение совместно с родителями «В гостях у сказки», на котором вспоминали знакомые сказки, сказочных героев, дети с удовольствием показали сказку «Репка», демонстрируя артистичность и смелость. Родители в свою очередь были не просто зрителями, а активными участниками досуга – отгадывали загадки, стали героями сказки про курочку Рябу, где им пришлось не только говорить слова по сказке, а еще петь и танцевать. В конце досуга дети с родителями вышли на веселый заключительный танец. Расходились все счастливые и довольные, делясь пережитыми положительными эмоциями и впечатлениями.

Рис. 14. Досуг-развлечение совместно с родителями «В гостях у сказки» (драматизация сказки «Репка»)

Рис. 15. Показ сказки «Курочка Ряба» родителями

             Рис. 16. Танец детей с родителями                                                                           Рис. 17. Родители

Всю неделю ребята играли в дидактические игры: «Угадай по картинкам про что это стихотворение?», «Отгадай загадки», «В гостях у сказки», «Из какой мы сказки?», «Составь сказку» (по картинкам), «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам.

С родителями проводились беседы и консультации на тему: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Сказкотерапия», раздавались памятки «Что читать детям 3-4 лет».

Неделя была интересной, творческой. Это проявилось во всех проводимых мероприятиях.

Таким образом, хорошо организованная и интересно проведённая «Книжкина неделя» помогла добиться следующих результатов:

- обогатить знания детей, проявить большой интерес у них к книге, возродить домашнее чтение, способствовала развитию индивидуальных качеств детей;

- стать родителям активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;

- повышению педагогического мастерства педагога, расширению круга взаимодействия с родителями.

Кроме того, обогатилась развивающая среда группы дидактическими играми, наглядными пособиями по теме. 

        

Рис. 18. Дидактические игры, наглядные пособия, ободки-маски для драматизации сказок

Все участники проекта (воспитатель, дети и родители) получили радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.

Рис. 19.  Выставка творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе

Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая»,  углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1.     Обучение детей украшать...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки» в 2016-2017 учебном году. Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстроен на основе образовательной программы дошкольного образования «От Рождения

Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки»  в 2016-2017 учебном году.Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей  группе выстр...

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».

Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...

Подвижные игры во второй младшей группе. Предлагаю картотеку прогулок для второй младшей группы.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»       младшая группа Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и ...