Проект "Музыка и Дети"
проект

Хабилайнен Валентина Алексеевна

Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с музыкой разных жанров, то можно развить в детях более глубокое эмоциональное восприятие музыки в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzyka_i_deti.docx158.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО

 ВИДА № 11

«УЛЫБКА»

ПРОЕКТ

«МУЗЫКА И ДЕТИ»

Подготовила: воспитатель

Хабилайнен Валентина Алексеевна

КЛИН  

2018  год

  • Актуальность темы:

Нам всем хорошо известно, что основой духовно - нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи, образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Где духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни. Как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг.

 В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Современный окружающий мир выдвигает  новые  требования к современному человеку с каждым новым днём.  Сейчас более успешен тот, кто помимо развитого интеллекта, умеет себя выгодно подать, умеет ориентироваться в обстановке, обладает гибким и творческим умом.

Какие они – творчески одаренные люди? Это, как правило, люди с тонким чувством юмора, имеющие разносторонние интересы, глубоко понимающие себя и других,  с развитым эмоциональным интеллектом, игривы, по-хорошему авантюрны, имеющие свое мнение, открыты для общения.

Творчество служит человеку для его саморазвития, самовоспитания и самообучения. Творчество это созидательная энергия, которая направлена на  его личностный рост, соприкосновение с душевной гармонией,  реализацию собственной индивидуальности.

Творчество начинается  с детства.

О чём мечтают дети? О чём мечтают их родители? Самое поразительное открытие, к которому мы приходим, перестав быть «детьми», это то, что мы… остаемся безнадёжно похожими на них, улыбающихся нам или дующих губы  в обиде.  Мы, как и они мечтаем  быть самыми лучшими,  самыми красивыми, самыми счастливыми и удачливыми, и, конечно же, самыми умными. У каждого ребёнка есть  свои мечты, задатки.  Дети от природы любознательны и полны желания реализовать себя. Как превратить эти задатки в способности?

На свете нет неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что ребёнок – личность. Важно найти для каждого ребёнка то слово, в котором он сейчас нуждается. А главное, верить в своего воспитанника, отдавая ему свою любовь, тепло своего сердца, свет своей души.

Творчество трактуется учёными как человеческая деятельность высокого уровня познания и преобразования окружающего мира. В процессе творческой деятельности изменяется сам человек, формы, личностные качества и способы его мышления.

Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. И здесь нам помогают шедевры классической музыки.

Классическая музыка обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, дает детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства. С помощью классической музыки, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к себе и окружающим, природе,  животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d7c4b66782e4f352e10f4b92c326bedd-l&n=13

Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкальной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий. Возникают определенные противоречия между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыке и уровнем готовности детей к данному виду деятельности.

  • Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: Познание; Развитие речи; Художественное творчество; Коммуникация

  • Время работы над проектом: октябрь 2018 – май 2022
  • Возрастная категория: дети от 3 до 7 лет
  • Вид проекта:
    Открытый:  (в контакте с семьей, учреждениями культуры, ДШИ имени П. И. Чайковского), групповой, творческий, долгосрочный.
  • Цель проекта:

Повышение качества музыкального воспитания детей дошкольного возраста в ДОО через создание   условий для приобщения их к классической музыке.

  • Взаимодействие с музыкальным руководителем;
  • Знакомство детей с классической музыкой;
  • формирование начал музыкально-художественной культуры,
  • формирование  творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством прослушивания классической музыки,
  • развитие стремления к поиску форм для воплощения творческого  замысла.
    Цель достигается в процессе решения поставленных задач.
  • Задачи проекта:

•        познакомить  детей с классической музыкой, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
•        развивать музыкальные способности, эстетический вкус,  умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта;
•         побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности;
•        познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т.ч  народных разными исполнителями: вокалистами, музыкантами, артистами балета
•        создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки;
•        формировать единый детско-взрослый коллектив.

  • Гипотеза проекта

        Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с музыкой разных жанров, то можно развить в детях более глубокое эмоциональное восприятие музыки в целом.

  • Участники проекта:

Воспитанники, родители, педагоги МДОУ

  • Основные формы реализации поставленных задач проекта:
  • игровые занятия с музыкальным сопровождением,
  • интегрированные занятия,
  • «Минуты музыки» – прослушивание музыки в режиме дня;
  • продуктивная деятельность (изодеятельность)
  • музыкальные гостиные ,
  • музыкальные викторины,
  • релаксационные паузы
  • встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами-исполнителями,
  • ритмическая мозаика

  • Предполагаемый результат и\или продукт деятельности

Воспитанники:
Положительная динамика в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку. Становление начал музыкального вкуса, появление интереса классической  музыке. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражение его результатов в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.
Родители:
Развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального воспитания ребенка. Создание музыкальной коллекции для слушания в семье.
Педагоги:
Активное участие в развитии музыкального восприятия детей, обогащение музыкальной культуры. Изучение индивидуальных особенностей детей и вариативная организация процесса восприятия музыки.

  • Научно-методическое и материально-техническое обеспечение

Материалы и оборудование:  DVD-проигрыватель, музыкальные центры, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, пополнение наглядного демонстрационного материала группы. Детские  музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, мета ллофоны). Интернет-ресурсы

Научное обоснование:

  • Как считают  исследователи, музыка – одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникационную деятельность ребенка, призывая его взаимодействовать с другими детьми.
  • Специалисты из медицинской школы Гарварда обнаружили, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (corpus callosum), органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на четверть.
  • План работы

Этапы реализации проекта

1.        Организация подготовительной работы для реализации данного проекта

2.        Обсуждение целей и задач проекта.

3.        Изучение компетентности родителей по теме проекта «Музыка и дети».

4.        Создание условий для реализации проекта: оформление музыкального зала, пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, подбор музыкальных и литературных источников по соответствующим тематикам.

5.         Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников (индивидуальные беседы, рекомендации, выступление на собраниях)

6.        Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

7.        Организация тематических выставок, мини-презентаций. познакомить воспитателей с современными методическими разработками и литературой по теме: «Музыка и дети»;

8.        Провести цикл занятий и мероприятий по теме: «Творчество П.И. Чайковского»

9.        Познакомить детей с правилами поведения в театре, концертных залах во время слушания музыки, используя мультфильм «Уроки доброты» (9 серия);

7.        Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с классической музыкой дома;

8.        Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Творчество П.И. Чайковского»;

9.        Обогащение предметно-развивающей среды

Описание реализации проекта или программы

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование

предметно-развивающей

среды

октябрь

Изо-деятельность под музыку  П.И. Чайковского (воспитатели группы)

Индивидуальные беседы «Слушание классической музыки» (воспитатели группы)

Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведении утренника «Осень золотая») (отв. воспитатели, музыкальный руководитель)

Ноябрь  

Включение классической музыки в режимные моменты дня (прослушивание композиций в перерывах между занятиями, утром, перед сном; пробуждение под музыку) (Отв.: воспитатели групп)

Индивидуальные беседы «Как вызвать интерес к музыке у ребёнка» (отв.воспитатели группы)

Оформление музыкального зала к «Дню матери» (отв. муз. Руководитель, воспитатели группы)

Декабрь

Знакомство с циклом П.И. Чайковского «Времена года» «Зима» (воспитатели группы)

Разработка рекомендаций для родителей «Как научить ребёнка слушать классическую музыку?» (отв. воспитатели)

оформление музыкально-дидактических игр «Музыкальные жанры» (отв. муз. Руководитель)

Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведении утренника «Замороженная карта») (отв. воспитатели, музыкальный руководитель)

Январь

Занятие «Наш оркестр» (слушание музыки в исполнении симфонического оркестра) (воспитатели, муз. руководитель)

Наглядная информация для родителей «Надо ли слушать классическую музыку?» (воспитатели)

Оформление музыкально-дидактических игр «Музыкальные инструменты» (отв. муз. Руководитель)

Февраль

Цикл занятий по балету «Лебединое озеро» П.И. Чайковский (воспитатели)

Подготовка атрибутов для проведения «Дня защитника Отечества»

Оформление музыкального зала к «Дню защитника Отечества»

Март

Включение музыки разных жанров в режимные моменты дня (прослушивание композиций в перерывах между занятиями, утром, перед сном; пробуждение под музыку) (Отв.: воспитатели групп)

Консультация для родителей «Польза музыки в  художественном творчестве»

Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведении утренника «Мамин день») (отв. воспитатели, музыкальный руководитель)

Апрель

Май

Формировать стремление воспитанников к поиску способов и форм для воплощения творческого замысла. (воспитатели группы)

Индивидуальные беседы по теме «Музыка и дети»

Оформление музыкального зала к выпускному вечеру «Летучий корабль» (отв. муз. руководитель воспитатели группы)

  • Оценка, анализ и обобщение результатов работы

На практике, современные дети очень редко получают возможность

встречи с произведениями искусства, о чем говорит опрос родителей детей, проведённый в МДОУ «Улыбка», только 4% из опрошенных родителей знакомят своих детей с музыкальными произведениями великих композиторов; 8% посещают театры, концерты, выставки.

  • Выводы и рекомендации

Цель проекта «Музыка и дети» - повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ через создание   условий для приобщения их музыке разных жанров.

Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду.

В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь.  Словарь пополнился новыми словами. Дети различают и называют  музыкальные произведения, композитора, определяют характер музыки, рассказывают об образе  прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

Музыкальный язык - завораживающий, но непростой. И данный проект подтверждает, что педагог может не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.

  • Сведения об авторе:

Фамилия Имя Отчество: Хабилайнен Валентина Алексеевна

Место работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 «УЛЫБКА»

Должность: Воспитатель детей дошкольного возраста

Образование:  Среднее ПрофессиональноеШаблоны для Фотошоп / Рамки для Фото.

Стаж работы: 2 года 9 месяцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...