Мини – проект педагогического сопровождения
проект (старшая группа)

Дарья Вадимовна Новик

Выявление у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу

Санкт – Петербургу, осведомленности об архитектурных символах города.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-proekt.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №35 компенсирующего вида

    Красносельского района Санкт-Петербурга

Мини – проект педагогического сопровождения

 Тема:

Выявление у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу Санкт – Петербургу,

осведомленности об архитектурных символах города.

                                                                                           

                                                                                           Учитель-дефектолог

      Новик Дарья Вадимовна

Санкт-Петербург

2019

       

 Введение.

Я считаю, что проблема развития интереса и любви у детей к родному городу есть, была и будет актуальна всегда. Потому что это одна из основ воспитания поколения, воспитания каждого гражданина. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения. Чтобы даты перестали быть хронологией, факты – перечислением, чтобы за именами вставали живые люди, нужно пробудить интерес, заставить работать воображение. Мы живём в Петербурге, городе с необыкновенной историей, культурой, с неповторимым внешним обликом. Человек, живущий в Петербурге и не знающий своего города, духовно беден. Он обделён чувством прекрасного, которое не может не развиваться в городе на Неве. К сожалению, сейчас не только дети не знают свой город, но иногда и взрослые не уделяют должного внимания данному вопросу. И наша задача с самых ранних лет заложить не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Санкт-Петербурга. Именно в этом и заключается цель работы с дошкольниками. Очень хочется, чтобы наш город поразил ребёнка с самого детства своей неповторимостью, индивидуальностью. Если это чувство удастся привить ещё в детском саду, то можно с уверенностью сказать, что в дальнейшей жизни этот человек с гордостью и трепетом будет носить звание “петербуржец” и передаст это чувство своим детям. И бесспорно, что главная направляющая и ведущая роль в познании ребёнком своего родного города возлагается на взрослых – на воспитателей детского сада, на родителей. Только в тесной связи можно будет достичь желаемых результатов. Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств нужно формировать в ребёнке как можно раньше.  Поэтому очень важно с детства, использую различные методы, прививать детям любовь к родному городу, обогащать детей знаниями о нем и развивать интерес к нему. Тем более сейчас, столько разных возможностей для реализации этого: экскурсии, создание домашнего музея или музея а дошкольном учреждении, множество репродукций, картин, книг, пособий, специальных программ, игр и т.д. и т.п.

Цель: Выявление интереса и знаний у детей старшего дошкольного возраста о родном городе (Санкт - Петербурге).

            Задачи:

  • Изучить особенности представлений и отношения детей к Санкт – Петербургу, к его архитектуре, процессу их познания
  • Выявить у детей старшего дошкольного возраста избирательную направленность интереса к архитектуре Санкт – Петербурга.
  • Выявить у детей старшего дошкольного возраста глубину интереса к архитектуре Санкт - Петербурга.
  • Определить, с какими символами города дети уже знакомы, а с какими еще нет.
  • Предложить методики для развития интереса и знаний детей о родном городе.

1. Принципы по приобщению дошкольников к культурному наследию Санкт – Петербурга.

Маленькие петербуржцы с первых лет жизни вовлечены во взаимодействие с культурным наследием родного города, составной частью которого является знакомство с символами Санкт-Петербурга. Это взаимодействие протекает как стихийно, так и организованно – в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая технология приобщения детей к культурному наследию родного города базируется на принципах, которые помогают педагогу в организации работы по данному направлению. Это принципы гуманизации, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей, культуросообразности, субъект-субъектного взаимодействия  педагога и ребенка в процессе приобщения к культурному наследию города, педагогической поддержки, креативности и др. Рассмотрим особенности применения некоторых из принципов.

Принцип культуросообразности определяет особенности отбора содержания работы по ознакомлению детей с культурой Санкт-Петербурга.

Ю.М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми, который осуществляется при помощи текстов и символов. Символы - наиболее устойчивые элементы культуры, являясь механизмом памяти культуры, они переносят тексты, сюжетные схемы из прошлого в настоящее и будущее. Обращение к истории Санкт-Петербурга показывает, что при его создании умышленно задавались ценности красоты, героизма, чувства гордости за свою Родину, стремление к образованности, способствующее дальнейшему её процветанию. Основатели города – Петр I, архитекторы, скульпторы  через архитектурные сооружения стремились воспитывать горожан, используя символы города. По мнению Ю.М.Лотмана, чтобы «читать город, как текст» нужно научиться расшифровывать, понимать его символы.

К официальным символам Санкт-Петербурга относятся его Герб и Флаг. К неофициальным, но общепринятым символам принято относить: Петропавловскую крепость с ангелом на шпиле Собора, Адмиралтейство и его шпиль с корабликом, Стрелку Васильевского острова, Решетку Летнего сада, Медный всадник, Львов и Грифонов, Александровскую колонну на Дворцовой площади, изображения Апостолов и Святых, Богов и Героев Древней Греции, украшающих Летний сад (М.С.Каган, Б.К.Пукинский и др.). В строгом смысле неофициальные символы – это эмблемы, по которым узнают наш город.

С принципом культуросообразности тесно связан принцип креативности (Е.А.Бондаревская, С.В.Кульневич), означающий творческое самоопределение ребенка в культуре. Реализация данного принципа предполагает развитие и активизацию интересов детей, творческих способностей, воображения, создание эмоционально-положительного фона познания, организацию поисковой деятельности ребенка, позволяющей высказывать предположения, догадки и проверять их.

Функционально-эстетический аспект символов города отражает систему ценностных ориентаций, определяющую своеобразие культуры Санкт-Петербурга. При этом каждый из символов нашего города – это художественный образ, возникший на основе синтеза архитектуры и скульптуры как видов искусства. Следовательно, ознакомление ребенка с символами нашего города может осуществляться в логике организации художественной деятельности ребенка – от художественного восприятия и познания к художественному исполнению и творчеству.

Приобщение ребёнка к культурному наследию Санкт-Петербурга осуществляется преимущественно в стенах дошкольного образовательного учреждения. Поэтому необходимо «приблизить» город к ребёнку за счёт создания предметной развивающей среды. Она должна обеспечить условия для возникновения детских видов деятельности, в ходе которых ребёнок не только приобретает знания, но и проявляет творчество, актуализирует освоенный опыт.

Принцип направленности педагогической диагностики на выявление интереса детей к культурному наследию города и деятельности, направленной на творческое самовыражение ребенка.

Интерес ребенка к символам города рассматривается как избирательное, положительно окрашенное отношение к ним, желание вступать в общение по поводу полученных знаний, включать представления о символах в специфически детские виды деятельности (рисование, рассказывание, игры и др.). Основными способами диагностики являются проективный тест «Лесенка», рисуночный тест «Я гуляю по Санкт-Петербургу», игра «Экскурсовод».

Так, например, доминирование в рисунках детей теплых тонов, изображение декоративных элементов, размещение ребенком себя в центре рисунка, прорисовывание тех деталей, на которые обращалось внимание в процессе работы, свидетельствует об эмоционально-положительном отношении к символам города.

2. Интересные данные из уже проведенных исследований.

Первый этап педагогической технологии направлен на выявление представлений детей о символах Санкт-Петербурга и интереса к ним. Диагностика позволила определить логику отбора символов города при построении педагогической технологии, выявить начальные представления детей о символах и отношение к ним, определить наиболее доступные и привлекательные для детей виды деятельности.

Второй этап педагогической технологии направлен на накопление у детей опыта, помогающего воспринимать художественные образы, заложенные в символах Санкт-Петербурга. На этом этапе важно обеспечить эмоциональную отзывчивость ребенка на художественные образы, что является важнейшим механизмом присвоения ценностей: «ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить»

На данном этапе педагог осуществляет работу, направленную на накопление конкретных и дифференцированных представлений о символах города, способствует проявлению эмоциональной отзывчивости, пробуждает познавательную активность детей, организует художественную исполнительскую деятельность на основе осваиваемого содержания. Для этого используются рассматривание иллюстративного материала и просмотр видеоматериалов с включением элементов эвристической беседы, направленной на высказывание детьми предположений и догадок в процессе интерпретации образа, экспериментирование с материалами и предметами.

Накопление у детей первичного опыта восприятия символов нашего города делает возможным организацию экскурсий. В ходе экскурсии происходит активизация имеющегося опыта, ребенок переживает чувство радости от узнавания, проявляются элементы самоутверждения ("я это уже знаю!" " я могу об этом рассказать!", "я знаю, как ответить на вопрос!"), необходимые для развития интереса.

Усилению эмоциональной отзывчивости на художественные образы при ознакомлении с символами города способствуют ассоциативные игры, слушание музыки и звуков города, пластические игры, в которых ребенок воспроизводит движения, действия, заключенные в скульптурных изображениях.

Результатом работы на данном этапе является становление устойчивого интереса к символам города, проявляющегося в положительном эмоциональном отношении к ним, способность их узнавать и называть, желание отражать полученные представления в игровой и художественной деятельности.

Третий этап педагогической технологии направлен на организацию самостоятельной художественной деятельности детей на основе представлений о символах Санкт-Петербурга. На данном этапе педагог создает условия для творческого самовыражения детей в изобразительной и речевой деятельности.

Результатом работы на данном этапе является дальнейшее становление устойчивого интереса к символам города, развитие у детей элементарного познавательного интереса, становление деятельности, в которой отражение представлений о символах приобретает для ребенка личностную значимость благодаря проявлениям творчества.

В процессе организации первого (диагностического) этапа было установлено, что дети старшего дошкольного возраста выделяют в качестве символов Санкт-Петербурга: кораблик Адмиралтейства, Александровскую колонну на Дворцовой площади, Петропавловскую крепость, Сфинксов, Эрмитаж, Медного всадника и др. Дети узнают, но не всегда запоминают правильное название зданий, скульптур, поэтому в процессе беседы часто дают им свои названия, например  "Львы с золотыми крыльями" (Грифоны), "Царь на коне" (Медный всадник).

Среди символов нашего города дети особо выделяют кораблик Адмиралтейства, они правильно называют этот символ и указывают его местонахождение. По-видимому, особое внимание детей к этому архитектурному элементу связан с его узнаваемостью, простотой, красотой и яркой привлекательностью: "он золотой", "золото блестит", "светится на солнышке".

Более половины детей узнали на фотографии Сфинкса и правильно его назвали. Часть детей говорили: "это лев с человеческим лицом", "получеловек", "человек-лев". Дети знают, что сфинксы находятся в Санкт-Петербурге, но затрудняются точно определить их местоположение: "на берегу реки", "там еще корабли стоят".  Большинство детей, стремятся раскрыть смысл Сфинксов как символов нашего города: "Сфинксы являются защитниками нашего города", "Они сильные, смелые", "Охраняют наш город от врагов". Рассуждения детей об этих символах города характеризуется эмоциональной окрашенностью, стремлением объяснить, почему Сфинкс – символ нашего города.

При характеристике символов для детей 5-7 лет типично использование приемов творческого воображения, которые активизируются, если знания есть, но их запас недостаточен. Так, Грифонов дети характеризуют как "льва и птицу", называют их "летающими львами", "пантерами с крыльями". Дети стремятся объяснить функцию Грифонов: "они охраняют все золото, серебро", "они держат мост и роняют его, чтобы не прошли бандиты". Высказывания детей эмоционально окрашены, характерно "оживление" скульптур, наделение их сказочной силой.

Около половины дошкольников узнают и правильно называют Медного всадника. Для части детей характерен "сказочный" взгляд на эту скульптуру, которым дети восполняют недостающие знания: "какой-то король". Многие дети стремятся объяснить символическое значение памятника: "Он всадник – скакал и доскакал до конца горы, и остановил лошадь, в честь этого поставили памятник", "Он – победитель всех", "Он охраняет наш город".

Анализ высказываний детей свидетельствует, что для них характерно подчеркивание красоты в изображениях символов: "они золотые", "у них красивые лапы", "мне нравятся их цвета". Детей привлекают личностные характеристики мифологических существ: "они храбрые, мудрые смелые", "они защищали людей". Таким образом, рассуждая о символах нашего города, дети  5-7 стремятся к выделению нравственно-эстетических ценностей на доступном для них уровне, стремятся охарактеризовать значение символов "Они самые главные, они знаки", "Они очень красивые и они охраняют город".

В целом, представления детей о символах города характеризуются высокой эмоциональной окрашенностью, недостаточной точностью, дифференцированностью и глубиной.

Изучение отношения детей к деятельности, отражающей знания о символах города,  показало, что дети стремятся включаться в игровые задания и изобразительную деятельность (рисование), при этом речевая деятельность (рассказывание, сочинение) представляет для них определенную трудность из-за недостаточности знаний.

Таким образом, для большинства детей 5-7 лет характерно положительное эмоциональное отношение к символам города, но, при этом, интерес к ним носит кратковременный, эпизодический и ситуативный характер.

3. Особенности возраста, что уже следует знать ребенку и как лучше преподносить знания.

Четырёхлетний ребёнок должен знать названия своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание тех детей, что постарше, нужно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, магазин, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется – это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города. Ребёнку объясняют, в честь кого они воздвигнуты, с какими историческими событиями связаны. Старший дошкольник знает название своего города (в нашем городе дети также должны объяснить почему он так назван, какие другие названия они знают), своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы и как называется главная магистраль города.

Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами родного города, главными улицами и проспектами, архитектурными ансамблями и памятниками, уметь рассказать о них. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Когда говорят “москвич”, “петербуржец”, “киевлянин” или “минчанин” то это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живёт. Каждый человек любит свой город и гордится своей принадлежностью к людям, населяющим его.

Для воспитания у ребёнка любви к родному городу необходимы экскурсии, целевые прогулки.

Конечно, воспитатель обязан проводить такие прогулки и экскурсии, но без помощи и поддержки родителей в данном вопросе не обойтись. Родители имеют большие возможности и лучшие условия для знакомства ребёнка с городом, чем детские сады. Ведь родители, взяв своего ребёнка, практически могут поехать в любую часть города на экскурсию или просто на прогулку.

Очень важным является – убеждение родителей в действительной необходимости получения детьми таких знаний. Для этого можно выступить на родительском собрании с сообщением о значимости этого вопроса, о том как необходимы эти знания для последующей жизни ребёнка. На этом же собрании целесообразно привести примеры детских ответов и суждений на данную тему (как положительных, так и отрицательных) и подвести к тому, какими же знаниями должны обладать дети.

Далее необходимо разъяснить родителям, что именно они могут и должны сыграть решающую роль в этой работе. Показать им, что они имеют ежедневную возможность обогащать знания и опыт детей. Для этого не нужно куда-то ехать или идти. Достаточно по дороге в детский сад или домой заострить внимание на интересном здании, сквере, решётке, памятнике. Можно поиграть в интересную игру – “Кто больше запомнит?”. Суть игры сводится к запоминанию и воспроизведению тех учреждений, домов, которые встречаются на знакомых улицах. Постоянно предлагать ребёнку рассказать о том, что он видит. Такие беседы способствуют развитию наблюдательности, памяти, воспитывают желание узнать что-то новое. И, конечно, развивают речь ребёнка.

Ознакомления детей с родным городом и воспитания любви к нему  ведётся по двум направлениям: через непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, прогулки, экскурсии; и через демонстрацию иллюстрационного материала: открытки, фото, репродукции, кино и диафильмы. Необходимо широко использовать во всех формах работы художественное слово, разрабатывать беседы как на занятиях, так и во время прогулок, рассказы воспитателя об истории города и людях, живших и живущих в нём. Нравятся детям и тематические вечера досуга, где дети закрепляют полученные знания, а так же придают праздничную форму работе по данному вопросу.

Очень важно организовать систематическую работу с детьми, суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления. Придерживаясь принципа постепенного перехода от близкого и простого к далёкому и сложному, следует провести беседу и выяснить знания детей о названии города, своей улицы, названия главной магистрали. В итоге у детей накопится достаточный опыт для создания и оформления альбома “ Наш город родной”. Эта коллективная работа, к которой можно привлечь и родителей, способствует воспитанию нравственных чувств дошкольников.

В этот альбом можно поместить фотографии, открытки, а также работы детей (рисунки, аппликации).

Во время бесед экскурсий, наблюдений подчеркнуть красоту и богатство нашего города, но подвести их к пониманию того, что всё это создано трудолюбивыми и искусными руками человека и что это главное наше богатство – человек. Чтобы познакомить детей с трудовыми достижениями земляков, можно провести экскурсию на почту, в магазин, к стенду с фотографиями сотрудников. Дети должны знать, что в нашем огромном городе живёт много хороших людей, которые делают всё, чтобы город был краше.

Любить свой город – значит и любить природу в нём. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Чтобы привить любовь к родной природе, научить детей ценить труд людей, нужно проводить экскурсии в парки, скверы, сады.

Во время экскурсий, наблюдений и прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Лучший способ выражения своих эмоций от увиденного – это изобразительная деятельность. В частности занятия рисованием, т.к. оно ещё раз помогает детям пережить увиденное, пережить чувство прекрасного, закрепить новые знания и впечатления.

Разработка констатирующего  эксперимента.

Интерес, как особый вид отношения отличает единство эмоционального и познавательного компонента, которое ярче всего проявляется в интеллектуальных эмоциях, в волевых усилиях по преодолению трудностей в деятельности. У детей дошкольного возраста интерес к определенному предмету действительности выступает как склонность к деятельности, связанной с ним. Интерес старшего дошкольника к архитектуре Санкт – Петербурга – это эмоционально – познавательное отношение, направленное на определенные символы и архитектурные сооружения Санкт – Петербурга и виды деятельности, связанные с восприятием, осмыслением и творческим отражением детьми значимых образов города. Интерес углубляется: от интереса поверхностного, к ярким занимательным сторонам – к стремлению приникнуть за пределы увиденного.  Возрастет действенность интереса, т.е. он становится мотивом коммуникативно – познавательной, творческой деятельности, в которых ребенок проявляет самостоятельность, стремится к результату. Особенности интереса ребенка дошкольного возраста являются основанием для определения критериев оценки результатов педагогической диагностики. Для решения поставленных нами задач я выбрала следующие диагностики:

1. Беседа с детьми о Санкт – Петербурге и его архитектуре.

На выявление особенностей представлений и отношения детей к городу и процессу его познания направлены метод беседа и анализ детских рисунков. Вопросы в беседе обращены к личному опыту ребенка, требуют от ребенка узнавания города, его достопримечательностей с опорой на наглядность. В рисунках информативным для выявления представлений детей является степень реалистичности и детализации изображаемого объекта. На выявления отношения в беседу включены вопросы, побуждающие детей к оценочным и описательным высказываниям, к прогнозированию своего поведения в городе.

Беседа с детьми о Санкт – Петербурге и его архитектуре.

Цель: выявить особенность представления и отношения детей к городу и его архитектуре.

Стимульный материал:

  1. Набор открытки с панорамными видами Санкт – Петербурга (подчеркивающими его особенности, например, островное положение), несколько открыток с другими городами.
  2. Набор открытки с архитектурными сооружениями Санкт – Петербурга, которые имеют разное социальное значение – развлекательное (например, цирк), познавательное (музеи), эстетическое (сады, парки).

Беседу можно организовать в форме «Интервью с юным петербуржцем», предварительно задав вопрос ребенку:

  • Можно ли тебя назвать петербуржцем? Почему?

В беседу необходимо включить примерно одинаковое количество вопросов на выявление представлений и отношения детей к городу, общее количество вопросов – не должно превышать 8.

Возможные варианты вопросов к детям, направленных на выявление представлений о городе и архитектуре

  • Что такое город (Что там есть? Для чего нужен город? Какие ты знаешь города?)
  • Как называется твой родной город?
  • Докажи, что Санкт – Петербург  - это город.
  • Выбери картинки с  Санкт – Петербургом. Как ты узнал, что это Санкт -  Петербург?
  • Что интересного ты знаешь о Санкт – Петербурге?
  • Ты знаешь, что обозначает слово «архитектура»?
  • Предложить ребенку рассмотреть открытки с архитектурными достопримечательностями Санкт – Петербурга.
  • Какие архитектурные сооружения тебе знакомы?
  • Откуда тебе знакомы эти достопримечательности (вопрос позволит выявить источник обогащения представлений детей о городе) ?
  • Что тебе известно о них, расскажи! Что тебе рассказывали родители? Что ты запомнил с экскурсии?

Возможные варианты вопросов к детям, направленных на выявление отношения детей к родному городу, горожанам, культурному окружению:

  • Тебе нравится жить в Санкт – Петербурге? Почему?
  • Ты согласился бы уехать жить в другой город? (Какой?) Почему?
  • Продолжи фразу: Санкт – Петербург – это самый –
  • Какими словами можно описать Санкт – Петербург?
  • Красивый/ некрасивый (Чем красив Санкт – Петербург?)
  • Радостный /грустный (Почему а Санкт – Петербурге радостно жить?)
  • Интересный /неинтересный (Что есть интересного в санкт – Петербурге?)
  • Что хорошего ты хотел бы сделать для родного города?
  • Тебе бы хотелось узнать новое и интересное о Санкт -  Петербурге? Для чего тебе это нужно?

Способ обработки полученных данных – интерпретация детских ответов.

2.Методика «Лесенка» (модификация; использовалась в исследованиях В.И. Логиновой, М. В. Крухлет, А. Г. Гогоберидзе)

Методик анна выявление направленности интереса детей к архитектуре Санкт – Петербурга. В ее основе лежит ситуация выбора ребенком предпочитаемых архитектурных объектов.

Цель: выявить избирательную направленность интереса к архитектуре Санкт – Петребурга у детей старшего дошкольного возраста.

Стимульный материал: открытки с архитектурными сооружениями Санкт – Петербурга, которые имеют разное социальное значение – развлекательное (например, цирк), познавательное (музеи), эстетическое (сады, парки).

Давай сделаем  «лесенку» твоего интереса. На самую главную (высокую) ступеньку лесенки положи то, о чем тебе хотелось бы узнать больше всего в Санкт – Петербурге. На ступеньку пониже положи то, о чем бы ты еще хотел узнать в нашем городе. Что ты положишь на самую нижнюю ступеньку лесенки? Почему ты выбрал открытки именно с этим архитектурными достопримечательностями?

Анализируются особенности предпочтиний ребенка архитектурных достопримечательностей Санкт – Петербурга.

3.Проблемно – игровая ситуация «Вопрошайка» (модификация игры «Вопрошайка» Н. Б. Шумаковой)

Цель: выявить глубину интереса детей к архитектуре Санкт – Петербурга.

Стимульный материал: открытки с архитектурными сооружениями Санкт – Петербурга, которые имеют разное социальное значение – развлекательное (например, цирк), познавательное (музеи), эстетическое (сады, парки).

А теперь давай поиграем в игру «Вопрошайка». Спрашивай всё, что тебе интересно узнать о том, что изображено на понравившихся тебе открытках. В игре выигрывает тот, кто больше всех спрашивает. Я буду играть со всеми детьми вашей группы по очереди и потом скажу, кто победил.

Анализируются желание ребенка задавать вопросы, количество и характер вопросов. Вопросы созерцательного характера обращены к внешней стороне архитектурного сооружения, к фактам. Вопросы познавательного характера обращены к событийной, скрытой от непосредственного взгляда стороне архитектурных сооружений, к причинно – следственным связям.

4.Диагностическая ситуация «Посмотри и расскажи»

Направлена на изучение представлений старших дошкольников о главных символах Санкт – Петербурга.

Материал. Открытки с изображением Петропавловского собора с ангелом на шпиле, Адмиралтейства (шпиль с корабликом), Стрелки Васильевского острова, решетки Летнего сада. Медного всадника, Александровской колонны на Дворцовой площади и Эрмитажа, Казанского собора, Банковского моста.

Задание для ребенка. «К на мприехал Альф. Он никогда здесь не был. Альф сфотографировал то, что увидел, но не знает, что это за сооружения. Что ты можшь сказать о них Альфу. Дополнительные вопросы: Назови, что здесь изображено. Для чего это построено (сделано)? Что ты можешь рассказать об этом сооружении?»

Критерии оценки:

  • Количество называемых объектов
  • Наличие знаний о символах: правильность наименования, точность определения назначения, степень достоверности.
  • Наличие эстетической оценки, ее обоснованность.

Проект формирующего эксперимента:

Сейчас существует множество возможностей для культурного развития ребенка. Для каждого найдется свой оптимальный вариант по интересам, по времени и финансовым возможностям. Главное, чтобы в этом были заинтересованы и воспитатели и родители. Если окружение ребенка будет вовлечено в изучение города вместе с ним, будет вместе с ребенком переживать, открывать новое и интересоваться, то ребенок непременно приобретет ценность, интерес, знание и любовь к родному городу.  

Вариантов как работать в этом направлении много:

  • Экскурсии и походы в музей. Сейчас очень много интересных экскурсий для детей, так же почти в каждом музее есть специальные программы по знакомству детей с культурой города,  с искусством и его направлениями. Важно с детства приобщать детей к походам в музеи, прививать им любовь и интерес к архитектуре родного города, научить их ценить, восхищаться и гордиться этим.
  • Прогулки. Прогулку можно организовать как воспитателю, так и родителям. Особенно удобен такой вариант для родителей. Это отличное время проведения семейного досуга. Всей семьей съездить в центр города и прогуляться там, из этого можно устроить целое событии, маленький праздник для ребенка. Для улучшения результата предварительно можно посмотреть картинки дома, почитать в книгах или в интеренете о сооружениях, которые вы планируете посмотреть вместе.
  • Занятия. Можно провести ряд занятий на стимулирование познавательной деятельности, активности детей, на развитие интереса к родному городу и его символам, на закрепление и расширение уже имеющиеся знаний у детей о городе. Такие занятия может проводить, как воспитатель в детском саду, так и родители дома.

Примеры занятий:

Тема: Кораблик на шпиле Адмиралтейства. Герб Санкт-Петербурга.

Проблемная  ситуация с элементами эвристической беседы «Волшебные фотографии».

 Цель:

-         стимулировать познавательную активность детей;

-         накопить у детей первичные представления о символах города.

Материал: 2 «волшебных» фотографии с символами города – Кораблик  Адмиралтейства, Герб. Кукла Петруша (прототип Петра I) ростом с ребенка.

Ход: Петруша приносит детям «волшебные» фотографии (видна лишь часть изображения), которые ему подарил фотограф-волшебник. Фотограф пообещал, что эти фотографии позволят увидеть символы нашего города. Петруша просит детей помочь узнать изображения (символы города). Если дети узнают символы города, фотографии проявятся и можно будет рассмотреть изображение. Каждый раз, когда дети определяют символ города по его части, начинают рассматривать настоящую фотографию и отвечают на вопросы.

Беседа про Кораблик:

-         Где находится Кораблик? Какой он? Почему он находится так высоко? Что обозначает Кораблик? Почему кораблик находится на шпиле Адмиралтейства? Нужен ли нашему городу флюгер?

Беседа про Герб:

-         Что вы видите на Гербе? Какого цвета герб города? Почему он красный? Как вы думаете, почему на гербе изображены два якоря (морской и речной)? (Петербург – морской и речной порт). Что вы видите в центре Герба? (скипетр). Что это такое? Что он может обозначать? (город стал столицей России). Почему скипетр и якоря изображены на щите?

         Петруша хвалит детей и дарит им фотографии: «Молодцы, ребята! Теперь мы можем любоваться символами нашего города. А хотите ли вы узнать о них  больше?» (Да) Петруша обещает, что поможет детям познакомиться с символами города.

Ассоциативная игра "Подбери картинку".

Цель:

-         развить у детей интерес к познанию символов Петербурга;

-         закреплять умение сравнивать символы города с объектами природы и предметами рукотворного мира и находить, что между ними общего;

-         развить дифференцированные представления  о Кораблике, Гербе города.

Материал: карточки с изображением символов города, картинки с  предметами природного и рукотворного мира.

Ход: Воспитатель делит карточки с символами города между детьми, а  картинки с предметами природного и рукотворного мира остаются у ведущего (воспитателя). Воспитатель называет предмет и поднимает картинку с его изображением, ребенок находит картинку с подходящим предметом и кладет на карточку с символом, устанавливая между ними связи. Например, Кораблик – море, ветер, Адмиралтейство, золото; Герб – река и море, крепость.

Экспериментирование с материалами, предметами.

Цель: развить у детей интерес к познанию  символов Санкт-Петербурга.

·         Изготовление флюгера из картона. Цель: проверить, зависит ли от направления  ветра поворот и направление кораблика (флюгера).

·         Кораблик плывет (с использованием его модели) тем быстрее, чем сильнее дует ветер. Цель: проверить, зависит ли скорость передвижения кораблика по воде от силы ветра.

Слушание аудиозаписей (Гимн города, звуки города – плеск воды).

Цель: создать благоприятное психоэмоциональное состояние ребенка в процессе ознакомления с  символами города. 

Заучивание стихотворений.

«Кораблик Адмиралтейства» (С. Скаченков), «На гербе у города якоря два…» (Гусева Л.Б., Мухина Н.Л.),  «Над грохотом и пылью…» (М. Борисова), «На золотой игле…»(М. Борисова).

Рисование. 

·         «Нарисуй и раскрась кораблик Адмиралтейства»;

·         «Нарисуй и раскрась герб города» (с помощью трафарета)

         Моделирование.

·         Создание миниатюрного изображения герба города.

·         Создание макетов зданий нашего города (детский сад, Московский вокзал, магазин игрушек, Цирк, стадион и др.). Проблемный вопрос: на каких зданиях можно разместить изображение Герба Санкт-Петербурга? Почему?

Обобщающая эвристическая беседа «Кораблик Адмиралтейства» Цель: обобщить знания детей о Кораблике как символе Санкт-Петербурга.

·         Что это за здание? (Адмиралтейство). Почему так называется? (от слова адмирал, т.е. владыка морей). Для чего это здание построили? (здесь была корабельная верфь, раньше строили корабли). Как вы думаете, зачем?

·         Давайте вспомним, чем украшен шпиль Адмиралтейства? (корабликом). Какую функцию выполняет Кораблик? (флюгер). Что помогает определить флюгер? (подсказывает направление ветра).  Может ли сильный ветер сдуть кораблик? (нет). Почему? (он стойкий, несокрушимый - поворачивается по направлению ветра, но крепко укреплен).

·         Давайте рассмотрим Кораблик. Как он выглядит, что его украшает? К какому типу судов он относится? (парусник). Как изображен Кораблик, он стоит в порту или путешествует по волнам? (паруса расправлены, наполнены  ветром – он путешествует).

·         Что можно узнать про наш город, увидев Кораблик Адмиралтейства?

Конспект итоговой беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема:  « Почему Санкт – Петербург – город – музей?».

Программное содержание:

1) Расширить кругозор детей, способствовать накоплению опыта, знаний.

2) Закрепить у детей полученную, в ходе предварительной работы, информацию, о памятных местах, символах Петербурга, умение обобщать данные.

3) Совершенствовать умения в использовать в речи лексические средства выразительности ( сравнение, олицетворение, образное выражение).

4)Стимулировать детей говорить так, чтобы это было интересно слушателям.

5) Привить отношение к памятникам архитектуры, как к значимым ценностям, любовь к родному городу.

Организация занятия: Дети сидят на стульчиках вокруг стола, на котором разложены вспомогательные материалы.

Методика и содержание предварительной работы: показ иллюстраций, небольших роликов о городе для детей, экскурсии и беседы.

Памятные места, задействованные в обсуждении: Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Медный Всадник,  Стрелка Василевского острова, Сфинксы на Университетской набережной.

Ход беседы:

« Ребята, представляете, что сейчас случилось! В наш родной город, Санкт –Петербург на воздушном шаре прилетели наши любимые герои : Знайка и Незнайка.  

Летят они, летят, и Незнайка вдруг спрашивает Знайку:  « И где это мы находимся, и что вокруг за места такие интересные, все разные..."  

Знайка ему отвечает : «Как же ты не знаешь! Это же Санкт-Петербург, прекрасный город - музей! "  «Ничего не понимаю, - сказал Незнайка. – Почему музей?»

«Потому что,  тут находится множество старинных и красивых сооружений, построенных несколько сотен лет назад, и все едут  в этот город, чтобы полюбоваться ими "

 « А какие это сооружения ?» - спросил Незнайка. И тут Знайка растерялся, ведь он знал, но забыл.

Дети, а  давайте поможем нашим друзьям узнать, что это за сооружения такие памятные, которые все увидеть хотят, находятся  в нашем городе?"

Давайте вспомним, где мы с вами были, что видели.

Детям показывается фотография Петропавловской крепости:  Дети, что это? А кто ее построил?  Какое первое сооружение появилось в нашем городе? Почему царь Петр Первый приказал построить сначала именно крепость (а не дворец, например).

 Потом достается большая фотография Медного всадника, такая, чтобы были видны детали: Как называется этот памятник? Чей это памятник? Дети, а посмотрите, как царь держит руку, указывая в сторону Петропавловской крепости, что выражает этот жест, как вы думаете? Какое настроение у Петра?

А вот посмотрите,  что это такое ? ( Показывается фотография Исаакиевского собора). А как называется этот храм? Да, Исаакиевский собор. Посмотрите, а что это? (Указывает на купол). Да, это крыша, но как называется такая форма, на что она похожа? (Например на шлем воина, укрывает его голову, так и купол венчает собор).  

Давайте теперь вспомним,  на каком острове мы с вами живем?( Если живут на Васильевском например) Правильно, на  Васильевском .А вы знаете , что наш остров самый большой из всех островов Петербурга. А какая главная достопримечательность острова? Правильно, стрелка! (Показывается фотография стрелки Васильевского острова, можно пару, с разных ракурсов) . А почему это место называется именно так ( можно показать изображение стрелки и панорамный снимок острова, где будет четко видно сходство) А как вы думаете, если происходит наводнение, куда заливается вода? А как выглядит река Нева, если происходит наводнение?

А теперь, если мы немного дальше пройдем по набережной  нашего острова , кого мы сможем увидеть? ( Показывается фотография сфинксов с Университетской набережной).  Да, странные большие фигуры, которые называют сфинксами.  Посмотрите, чья у него голова? А тело какого животного, помните нам рассказывали на экскурсии. А откуда сфинксы родом? Где их дом?

Подвести итоги:  Что делали? Что обсуждали? Что узнали?

Какие же вы молодцы! Как много уже знаете о городе! Вот и Знайка с Незнайкой заслушались! Они очень рады, что так много нового узнали про Санкт – Петербург !

Список используемой литературы:

  1. http://www.pedlib.ru/Books/2/0427/2_0427-3.shtml    (Солнцева О.В. (РГПУ им. А.И.Герцена) Педагогическая технология развития интереса к символам Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста//Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. - СПб.: Союз, 2007)
  2. http://festival.1september.ru/articles/584210/
  3. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста (часть 2). Статья Солнцевой О. В. Диагностика интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт – Петербарга.
  4. http://festival.1september.ru/articles/590491/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Педагогическое сопровождение детей по разработке и включению в работу дидактической игры "Улица нашего города"

В своём проекте я разработала поэтапное обучение детей подготовительной группы новой дидактической игре, опираясь на методику Натальи Михайловны Крыловой. Мы с детьми создали самостоятельно д/игру "Ул...

Мини-исследование по изучению запросов и ожиданий семьи в психолого-педагогическом сопровождении

Мини-исследование по изучению запросов и ожиданий семьи в психолого-педагогическом сопровождении...

Проект педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей в условиях ДОУ.

Под педагогическим сопровождением мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей мы понимаем комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи ребенку и его семье, которые пре...

Положение о смотре-конкурсе проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь! и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе  проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь!...