Статья "Подготовка к школе"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ирзакова Диана Михайловна

                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podgotovka_k_shkole.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к школе

Когда ребенок становится дошколенком, у родителей появляется много вопросов. Что малыш должен знать и уметь, обязательно ли посещать подготовку к школе и многие другие.

Что должен знать и уметь старший дошкольник?

В некоторых школах родителям заявляют, что обязательным условием поступления ребенка в их образовательное учреждение является умение читать, писать и считать. Но отказ в принятии ребенка по причине его неумения этого делать является нарушением законодательства. И вы можете смело апеллировать к данному факту, если разговор в школе с вами строят в подобном контексте. Да, эти базовые знания и умения способны существенно облегчить процесс обучения ребенка, но это уже совсем другой вопрос.

Некоторые родители сейчас могут возразить — как это ребенок может не уметь к школе читать, писать и считать, ведь этому всему обязаны научить в детском саду! Нет, перед дошкольными образовательными учреждениями такой задачи не стоит. Они могут реализовывать образовательные программы, в рамках которых дети будут изучать буквы, цифры, складывать буквы в слоги и т.д., но это не означает, что к выпуску из детского сада ребенок будет все уметь. Кроме того, далеко не все дети посещают дошкольные учреждения. Именно поэтому ответственность за то, будет ли ребенок уметь читать, считать и писать к школе полностью ложится на плечи родителей. О чем многие до сих пор не знают, обращаясь к устаревшим образовательным программам дошколят.

Между тем, стоит понимать, что детская психика не готова к большим нагрузкам, поэтому не следует перегружать малышей образованием и ранним развитием. Драмкружок, кружок по фото, хоркружок  — нам петь охота: это не про дошколят, для них развивающие программы должны быть более щадящими. А уж как вы их будете реализовывать, зависит только от вас — будете ли учить азам сами, запишите в клуб развития или возложите большие надежды на детский сад.

Между тем, есть три кита, на которых держится успешное обучение ребенка в школе — развитые память, речь и мелкая моторика рук. Вот им стоит уделить особое внимание. Заучивайте с малышом стихи, больше с ним беседуйте, побуждайте к рассказам с использованием распространенных предложений, вместе рисуйте, разукрашивайте, собирайте мелкий конструктор, да хоть чечевицу перебирайте для развития моторики.

Обязательно ли посещать подготовку к школе?

Опять же, в некоторых школах любят дезинформировать родителей, говоря, что для поступления в их школу, обязательным условием является посещение их подготовишки — подготовительных курсов. Нет, посещение школы дошкольника, и уж тем более какой-то конкретной, не является обязательным условием зачисления в образовательное учреждение.

Но это прекрасная возможность привыкнуть будущему школьнику к организационным вопросам: какому-никакому, но учебному распорядку, звонкам и, возможно, даже познакомиться с будущими одноклассниками. Подготовишка — это замечательный адаптационный этап.

Занятия в школе дошкольника — услуга платная, и родителям стоит помнить, что обязательно должен быть заключен договор на образовательные услуги, в котором будут прописаны все организационные нюансы, перечень занятий, их стоимость и т.д.

Некоторые считают, что дети должны уметь читать, писать и считать ещё до школы. Говорят, даже есть какие-то программы. В этих загадочных программах написано, что дети в первый класс должны приходить, умея читать и писать. Некоторые родители начинают учить своих детей чтению в 5 лет и даже в 4 года, а иногда и с пеленок.

В настоящее время деятельность образовательных учреждений регулирует Федеральный государственный образовательный стандарт, а деятельность детских садов ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).

В этом ФГОС ДО прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и а самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослыми и сверстниками, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Подведем итоги: ребенок на выходе из детского сада по требованиям ФГОС ДО должен быть физически развитым, любознательным, эмоционально-отзывчивым, общительным и способным управлять своим поведением. И даже ни намёка нет на то, что ребенок должен уметь читать, писать и считать. Основной упор делается не на навыки, а на личные качества и их развитие.

Спрашивается, зачем же этому учат на курсах, в детских садах? А все дело в том, что программы, по которым будут обучаться в первом классе наши маленькие школьники, рассчитаны на читающих детей. Пусть не бегло, пусть по слогам, но читающих. Вот такая вот нестыковочка!

Опять же, это не значит, что в первом классе учитель скажет: «Вы читать и писать итак умеете. Так что давайте сразу перейдем к деепричастным оборотам. А кто читать не научился, тот сам виноват». Нет, в первом классе будут ребятки и буквы учить, и по слогам читать.

Так что если ребенок пришел в школу без навыка чтения, письма и счета, но умея слышать, мыслить, запоминать, то он очень быстро всему научится.

Поэтому, нужна ли вашему ребенку подготовка к школе, всегда решать только вам. Но, знайте, что это совсем не обязательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...