Статья «Повышение эффективности музыкального образования дошкольников через взаимодействие с родителями»
статья

Яновская Татьяна Всеволодовна

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Повышение эффективности музыкального образования дошкольников через взаимодействие с родителями»

ВВЕДЕНИЕ

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В. А. Сухомлинский

Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Таких семей крайне мало. В детском саду мы учим детей вслушиваться в музыку, “купаться” в ней, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививаем культурные и эстетические ценности. А дома взрослые навязывают ему “современную эстраду”, ведь ребёнок поневоле слышит то, что включают взрослые. Получается не что иное, как раздвоение эталонов, это неправильная позиция родителей. Безразличие взрослых – это проблема. Мы - педагоги обязаны помочь семье, научить родителей использовать чудесную силу музыкального искусства. Много ошибок родители совершают по незнанию, здесь помощь детского сада оказывается просто необходимой. Родители не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений.

В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Родители являются одними из заказчиков на образование. Для успешной реализации введения ФГОС дошкольного образования, необходима помощь родителей. А как же привлечь родителей? Этот вопрос встал и перед нами.

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому. Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействиипедагогов детского сада и семьи. Поэтому взаимодействие музыкальногоруководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.

Цель:Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии музыкальных способностей у ребенка. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей для обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Задачи:

- развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать к музыкальному искусству;

- вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс;

разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении;

- активизировать участие родителей в различных мероприятиях ДОУ, с целью повышения эффективности музыкального образования.

1. Традиционные и инновационные формы взаимодействия с семьей

Наш детский сад открылся три года назад 1 сентября 2014 года. Приоритетной задачей на тот момент стало установление тесного сотрудничества с родителями. Отношения решили строить по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Чтобы установить контакт между ДОУ и семьей, мы используем традиционные формы, а именно:

- выступления на родительских собраниях;

- индивидуальные беседы;

- анкетный опрос;

- информационные стенды;

- активное участие в мероприятиях, организуемых воспитателями и музыкальным руководителем.

Как показывает практика, наибольшая результативность проявляется в ходе использования новых нетрадиционных форм работы, таких как:

- проведение совместных с родителями праздников, развлечений, конкурсов;

- изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов;

- совместный просмотр гастролирующих театров;

- привлечение родителей к участию детей в районных мероприятиях (День Победы, День Арзамасского района, День села, конкурс «Мама – папа - я дружная семья»;

- приглашение учащихся музыкальной школы - выпускников детского сада;

- общение в социальных сетях, а так же через публикации на сайте ДОУ, где есть страница музыкального руководителя;

- праздничные чаепития и др.

С помощью таких мероприятий мы стараемся ещё больше сблизить родителей со своими детьми, установить тесный контакт между родителями и детьми, - совместные мероприятия повышают детскую самооценку, формируют самостоятельность и развивают творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальности. Мы стараемся прививать детям любовь и уважение к членам семьи.

Через наглядную информацию, а именно, через материалы стендов, тематических выставок и др знакомим родителей с вопросами воспитания, показываем воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно даем родителям нужную педагогическую информацию. В свой стенд «Музыка» я вкладываю материалы по следующим направлениям: Календарь событий или мероприятии; консультации по музыкальному воспитанию в семье; информация о музыкальных инструментах, интересные факты о музыке и композиторах; в начале года выставляю «Основные задачи музыкального воспитания».

В работе с родителями я использую такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки:

1) текстовый материал о значении музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

2) консультация для родителей на определенную тему;

3) рекомендуемые дидактические игры, тексты песен, фонотеку.

4) планы-конспекты музыкальных занятий;

5) рекомендации, советы по организации музыкальной деятельности в семье;

6) фотоматериал, отражающий занятия музыкой в детском саду;

7) газетные и журнальные статьи;

8)папки посвященные истории праздника;

9)о композиторах;

10)рекомендации по изготовлению музыкальных инструментов своими руками.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Важной составляющей области взаимодействия с родителями считаем пропаганду музыкального искусства. Для обогащения музыкальной среды семей мной была собрана фонотека: где собраны коллекция детских песен, музыки для движения и танцев, шедевров мировой классики, детских сказок, музыки для релаксации, этнической музыки. У родителей появилась реальная возможность познакомиться со специализированной музыкой. Большую помощь при подборе фонотеки оказали родители-меломаны. Теперь, зачастую, дети рекомендуют родителям взять на прослушивание тот или иной диск.

В своей работе используем информационные листки. Они содержат объявления о событиях, просьбы о помощи, благодарность родителям.

Также использую различные памятки для родителей«Как учить с детьми стихи?»«Охрана детского голоса»«Как выбрать платье на выпускной?»«Как вести себя на утренниках».

Также организую выставки и фотовыставки, организованной деятельности детей, работе кружка «Капельки», выступлениям детей на различных мероприятиях, развлечениям и праздникам. Организация фотовыставки – отражающие содержание музыкальных занятий, праздников (календарных и фольклорных) и развлечений; выставки рисунков, созданные после прослушивания классических произведений.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность не только увидеть стиль и предмет общения педагога с детьми, но и самим активно «включиться» в общение: поучаствовать в играх, исполнить песню, послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах. Открытые просмотры очень много дают родителям. Они получают возможность наблюдать за своими детьми вне семьи, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Родители, которые выбрали активную позицию стали соратниками, у них появляется мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И, в итоге, повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.

Наши родители с удовольствием принимают участие в развлечениях, в праздниках – это совместные театрализованные представления, шумовой оркестр, совместные выступления детей и родителей.

Совместная подготовка и проведение кукольных театров и драматизаций также играет большую роль во взаимодействии музыкального руководителя и родителейРодители совместно с музыкальным руководителем изготавливают декорации и костюмы, помогают выучить слова постановки. Итогом является показ детьми драматизации на родительском собрании.

Многие родители принимают активное участие в мероприятиях; раскрываются как артисты, оформители, костюмеры; а также лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся активными участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей становится более эффективным.

Привлекая родителей и их детей к активному восприятию творчества других музыкальных, театральных коллективов, знакомя детей с интересными людьми, давая им возможность выступать на различных сценах, перед различной аудиторией, мы побуждаем их к творческому сотрудничеству, устраняем отчуждённость, вселяем уверенность и решаем многие проблемы в музыкальном воспитании дошкольников.

2. Принципы взаимодействия с родителями

Мое общение с родителями, как музыкального руководителя строится на следующих принципах:

1. единое понимание педагогом и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

2. доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие воспитателя с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

3. индивидуальный подход. Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы (быть своего рода психологом). Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5. готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж конкретного воспитателя и учреждения в целом.

6. динамичность. Отдельно взятая группа в сегодняшнем быстро меняющемся мире должна находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны менять формы работы и направления работы воспитателя.

7. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

3. Анализ социального состава семей

На сегодняшний день в ходе работы определились три группы родителей. Первая группа «Трудоголики» – это родители, очень занятые на работе. Поэтому они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа не может активно посещать родительские собрания, консультации, тренинги, семинары. Но при правильной организации взаимодействияименно они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком работу на конкурс, примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например, «Мама, папа, я – спортивная семья» или субботнике по благоустройству территории детского сада – высадка зеленых насаждений, облагораживание прогулочной площадки.

Вторая группа «Наблюдатели» – это родители с удобным графиком работы, неработающие бабушки и дедушки. Задача воспитателя – активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу группы, чтобы они не оставались на позиции пассивного наблюдателя. Как видно из практики, активными участниками мероприятий в этой родительской группе становятся бабушки и дедушки.

Третья группа «Молодой актив» – это молодые родители, с завышенными потребностями и требованиями к детскому саду в получении навыков поведения в коллективе, соблюдении правильного режима дня, обучении и развитии. Задача педагогов – выделить из этой группы родителей энергичных мам или пап с хорошими амбициями, которые после правильной работы с ними в последствие станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателя. На эту родительскую группу и необходимо опираться при подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.

Рационально строить работу с родителями воспитанников, опираясь на годовой план дошкольного учреждения, чтобы тематика мероприятий соответствовала задачам годового плана. Тогда воспитатель имеет возможность более качественно подготовиться к встрече с родительской общественностью, представить более достоверную, грамотно подобранную информацию по интересующим вопросам из разных образовательных областей.

Работа педагога с применением разнообразных форм взаимодействия с родителями будет иметь положительный результат только в случае равноправных партнерских отношений педагог – родитель, при правильном стиле управления детским коллективом и родительской группой.

Подводя итог, можно сказать, что к концу учебного года очень многие родители, участвовавшие в открытых просмотрах, собраниях, индивидуальных беседах, как бы становятся на ступеньку выше. Они уже имеют представление о том, что должен в данном возрасте знать и уметь их ребенок. Родители вырастают в своей самооценке как воспитатели собственных детей. У них появляется уверенность в своих силах и они точно знают, чем занять ребенка и как это сделать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых инновационных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Сочетание традиционных и инновационных форм работы помогают улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводят к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи. Конечно, такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки к нему музыкального руководителя, поскольку он определяет содержание выступлений, ход встречи, оформляет наглядные пособия, разрабатывает рекомендации. Но такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога.

Из этого следует, что тема «Повышение эффективности музыкального развития детей через взаимодействие с родителями в рамках внедрения ФГОС» является актуальной и нуждается в систематизации для более эффективного педагогического процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155

3. КостинаЭ. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Москва «Просвещение», 2004

4. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее

воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Ганичева,Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников[Текст]. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.

6. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений

педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2

7. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и

семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. Мозаика-Синтез, 2007

8. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/8/obrazovat


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы по теме: "Оздоровление дошкольников через взаимодействие с родителями"

Чем ребята интересуются, что они видят  в окружающей жизни – они всему этому подражают, и все это их увлекает. И вот нужно   уметь их интересы организовать определенным...

«Дистанционное музыкальное образование дошкольников через взаимодействие с семьей»

В связи со сложившимся эпидемиологическим положением в мире, жизнь людей изменилась. Пандемия коснулась каждого. Семьи оказались в замкнутом пространстве на долгое время....

Ранняя профориентация старших дошкольников через взаимодействие с родителями

Ранняя профориентация старших дошкольников через взаимодействие с родителями...

«Развитие музыкальных способностей детей, через взаимодействие с родителями»

Музыкальная встреча с родителями на первом родительсклм собрании в младшей группе. Здесь происходит знакомство с родителями, разговор и о музыкальных способностях детей младшего дошкольного возраста, ...