Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ
статья

Смоленскова Юлия Александровна

Доклад к  семинару.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proletkina_n.g._igrovye_tehnologii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 213» Октябрьского района г. Саратова

410004 г. Саратов, ул. Дегтярная, 11А, т/ф 8(452)29-33-53  E-mail: d.sad-213@yandex.ru

Выступление на городском семинаре «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

по теме: Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

Подготовила: Пролеткина Надежда Геннадьевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 213»

Саратов – 2018

 «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». В.А. Сухомлинский»

 

Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования являются игровые технологии.

В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.

В условиях введения и реализации ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии и как их использовать в образовательном процессе?

Технология это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

Цель игровых технологий - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Существует несколько классификаций игр детей дошкольного возраста. Для Вашего внимания предлагаю одну из классификаций по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой:

  1. Игры, возникающие по инициативе детей:
  • Сюжетно ролевые,
  • Режиссёрские,
  • Театрализованные,
  • Игра - экспериментирование.
  1. Игры, возникающие по инициативе взрослого:
  • Игры обучающие,
  • интеллектуальные,
  • дидактические,
  • подвижные,
  • музыкально-дидактические,
  • игры развлечения,
  • театрально постановочные игры.
  1. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций: традиционные или народные игры.

Игровая деятельность в жизни ребенка выполняет несколько функции:

  • развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная: освоение диалектики общения; самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей;
  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

По виду деятельности  все игры можно разделить на:

а) физические;

б) интеллектуальные;

в) трудовые;

г) социальные;

д) психологические.

По характеру педагогического процесса игры можно сгруппировать на:

а) познавательные - направленные на расширение кругозора, познавательной деятельности; формирование определенных знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.

 б) воспитательные - направленные на воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

в) развивающие - направленные на развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развитие творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

г) социализирующие - направленные на приобщение к нормам и ценностям общества; адаптацию к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

д) обучающие, тренировочные;

е) продуктивные, творческие;

ё) коммуникативные, диагностические.

Позволю себе напомнить, что согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности ребенка по пяти образовательным областям.

В нашей Образовательной программе и рабочих программах по образовательным областям запланировано и используются в деятельности с детьми все игровые технологии:

  1. Социально-коммуникативное развитие осуществляется с помощью игровых технологий, таких как:
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Театрализованные игры;
  • Игры – драматизации;
  • Режиссерские игры и др.

  1. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Здесь следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации, игры-эксперементирования, направленные на получение и закрепление знаний, развитие познавательных способностей.

  1. В речевом развитии применение игровых технологий   позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Так в своей работе можно использовать следующие игровые технологии:
  • Игры, направленные на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
  • Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.
  • Игры, направленные на развитие дыхания и голоса.

  1. В художественно-эстетическое развитии с помощью игровых технологий позволяет знакомить детей с искусством, развивать интерес к творчеству, знакомить с традициями народов, происходит понимание произведений искусства, мира природы.

  1. В физическом развитии мы используем игры, направленные на здоровьесбережение, игровые тренажеры и игры для развития и коррекции движений, способствующие физическому развитию.

В 2017-2018 учебном году одной из реализуемой годовой задачей является «Продолжить формирование системы работы по экспериментальной и проектной деятельности с детьми дошкольного возраста через игровую деятельность». В рамках этой задачи педагогическим коллективом была проводится следующая работа:

  • Подбирается методическая литература и дидактический материал по теме;
  • Проведена методическая неделя «Игра как форма организации детской деятельности», с целью привлечения внимания педагогов к проблемам организации детской игры;
  • Проведен смотр-конкурс «Создание условий для игровой деятельности детей дошкольного возраста»,  педагоги повышают свой профессиональный уровень по вопросам организации игровой деятельности детей через консультации, круглые столы, семинары-практикумы, открытые просмотры сюжетно-ролевых игр, игр-экспериментов, проектную деятельность по разным темам (последняя тема «В гостях у сказки», в данный момент идет работе по проекту «Космос для детей»);
  • Продолжается работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды своими руками (изготовление различных дидактических игр, в том числе Лэпбуков).

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Использование игровых технологий в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации образования, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:-  познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...

Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развитие  логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно бы...

Мастер-класс "Использование игровых технологи в образовательном процессе ДОУ"

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить опыт работы по теме, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решени...

Презентация " Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ"

В данной презентации содержатся методы и приёмы в работе с детьми...

Презентация на тему "Использование игровых технологий в образовательном процессе"

Презентация на тему "Использование игровых технологий в образовательном процессе"...