Элементарная опытная деятельность старших дошкольников как способ познания окружающего мира.
статья (старшая группа)

Дильмухаметова Альмира Махмудовна
В данной статье обобщается практический опыт поисково – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, раскрываются инновационные технологии, приёмы мотивации воспитания личности дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний. Подробно обобщен материал по поисково-исследовательской деятельности воспитанников ДОУ и их родителей и взаимодействие с социальными партнёрами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373                                                                                     А.М.Дильмухаметова

        

Элементарная опытная деятельность старших дошкольников

как способ познания окружающего мира.

Аннотация: В данной статье обобщается практический опыт поисково – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, раскрываются инновационные технологии, приёмы мотивации воспитания личности дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний. Подробно обобщен материал по поисково-исследовательской деятельности воспитанников ДОУ и их родителей и взаимодействие с социальными партнёрами.

Abstract: Тhis article addresses the experiences of research activities with children of preschool age, reveals innovative technologies, techniques of motivation, education of the personality of the preschool child, his motivation to search new knowledge. In detail, summarizes the material on search and research activity of pupils, and their parents and interaction with the social partners.

Ключевые слова: познавательно - исследовательская деятельность, элементарная деятельность, интегрированный метод.

Key words: cognitive development activities, elementary activities, integrated method.

Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее. Она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед государством, дошкольным учреждением, школой и родителями встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу [1, с 24].

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания дошкольников. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребёнка.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе познавательно-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, делать умозаключения, учиться соблюдать правила безопасности [2, с.13].

Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Содержание основной образовательной программы дошкольной организации, разработанной на основе программы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы», проверенной и испытанной на протяжении ни одного десятка лет, было направлено больше на обучение, чем на развитие. Взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.

Интегрированный метод обучения является для дошкольных организаций инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. К тому же в основной образовательной программе дошкольной организации отсутствует специально разработанная система по познавательно-исследовательской деятельности, что не отвечает современным запросам общества и не устраивает многих педагогов[ 3, с.164].

Такое наблюдение позволило перестроить педагогический процесс таким образом, чтобы он способствовал развитию познавательной деятельности воспитанников, вызывал желание у детей добывать знания самостоятельно, обучать детей нетрадиционными методиками, которые поддержали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Мы проживаем в уникальном месте нашего края на территории Национального парка «Бузулукский бор», что позволяет дошкольникам почувствовать, увидеть, рассмотреть, что их окружает, насладиться красотами и уникальностью природы. Бесспорно усваивается всё прочно и надолго то, что ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы моей  группы.

Исходя из интересов воспитанников, родителей мною была поставлена цель - изучение наследия родного края через элементарно - опытную деятельность старших дошкольников как способ познания окружающего мира.

Работа  началась с  изучения интереса к элементарной поисковой деятельности старших дошкольников и выявления знаний по экологической грамотности. Для достижения поставленной цели поэтапно решались следующие задачи:

- изучение действующей нормативно-правовой базы в сфере дошкольного образования, научно-методической литературы, связанной с проблемой познавательного развития детей;

- систематизация накопленного материала по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста;

- разработка плана проектной деятельности детей старшей и подготовительной групп;

- создание условий для реализации плана путем реконструкции развивающей предметно-пространственной среды;

- разработка комплекса наглядно-дидактических игр и материалов по познавательному и речевому развитию старших дошкольников;

- разработка системы мероприятий по повышению грамотности родителей в области познавательного развития детей;

- оформление методической копилки по познавательно-исследовательской деятельности.

Успешность поставленных цели и задач гарантировалась, на мой взгляд, при условии синтеза образовательных областей – познавательно, социально-коммуникативной, речевого развития. В процессе реализации программы планировались достижения у воспитанников следующих результатов:

- уметь видеть и формулировать проблему;

- понимать и ставить цель;

- выдвигать гипотезы, строить умозаключения и делать выводы;

- самостоятельно искать способы решения поставленных проблем, анализировать объекты или явления окружающей действительности;

- выделять существенные признаки и связи исследуемых объектов;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять элементарное экспериментирование.

В реализации поставленных задач использовались программы Н.А. Рыжовой «Наш дом природа», методические пособия Н.В. Нищевой «Организация опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении», «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду», А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников», Г.П.Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», С. И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду».

На основе вышеуказанных программ и методических пособий удалось гармонично все объединить, согласовав формы, методы и приемы с учетом современных принципов организации образовательной деятельности, разработать авторскую программу «Элементарная опытная деятельность старших дошкольников как способ познания окружающего мира развития», которая была рассчитана на один год и реализовывалась в старшей дошкольной группе.

Инновационность программы заключалась в разработке системы работы по познавательному развитию средствами проектно-исследовательской деятельности в соответствии с тематическими неделями ДОУ. В плане отражены экспериментальная деятельность, организованная педагогом; познавательные занятия с элементами экспериментирования; демонстрационные опыты, реализуемые педагогом с детьми; долгосрочные наблюдения и эксперименты.

Важно, чтобы тематика наблюдения за объектами окружающей действительности была интересна ребёнку, в ней должен быть элемент неожиданности, необычности, привлекательности. Действия дошкольников должны быть выполнимыми, решения приносить реальную пользу участникам исследования.

В реализации проектов «Там, на неведомых дорожках», «Заповедными тропами», «Я - исследователь» активно участвовали не только дошкольники, но и педагоги, родители, социальными партнерами выступили библиотека п. Колтубановский Бузулукского района, Национальный парк «Бузулукский бор».

Активное включение ребенка в исследовательские и творческие виды деятельности, вопросы, направленные на решение проблемных ситуаций, учат детей сотрудничеству, укрепляют их стремление контактировать с взрослыми и сверстниками.

В результате проведенной работы были разработаны и изданы буклет «Росточек», альбом «Дикие животные Бузулукского бора», книга-брошюра «Растения, Бузулукского бора, занесённые в Красную книгу». В групповом помещении благодаря поддержке родителей  появилась детская мини-лаборатория с игровым персонажем Дум - Думычем, который предлагал путешествие к диким животным Бузулукского бора в форме виртуальной экскурсии. Обучающиеся исследовали и сравнивали следы, слушали голоса диких животных, в игре «Меню животного» определяли, кому из животных относится та или иная пища. Дети высказывали свою точку зрения, фиксировали результаты исследования в дневнике наблюдения, календаре природы и погоды, схематически записывали звуки, составляли рисунки-прогнозы.

Родители воспитанников участвовали в анкетировании с целью выявления их отношения к поисково-исследовательской деятельности и экологической активности детей, проводились консультации–практикумы на темы «Опытно - экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников» и «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», составлен буклет «Экспериментируем дома», проводились совместные экологические акции «Подарим природе вторую жизнь», «Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка», «Очистим наш посёлок от мусора», «Луговое царство», «Создание Красной книги»,  круглый стол «Вопросы и ответы», родительские посиделки «Игры, в которые играют дома», экскурсии в Национальный парк «Бузулукский бор». Организовывались выставки «Семейное  творчество», «Недели сотрудничества», на которых презентовались совместные достижения и творчество. Деятельность клуба «Любители экспериментов и опытов» способствовала удовлетворению познавательных интересов как детей, так и родителей.

 Для педагогов детского сада были разработаны методические справочники «Калейдоскоп экспериментов», «Виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ».

Современные дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут в будущем. Задача современного педагога пробудить интерес к самому себе, окружающему их миру, развить их способности и раскрыть таланты.

Библиографический список

1. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособ. / Е.А.Лобанова – Балашов: Николаев, 2005. –  76с. – ISBN 5-94035-206-5

2. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в

детском саду: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.А.Парамонова, – Москва: Академия, 2002. – 192с. –  ISBN 5-7695-0848-5

3. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд. /А.И.Савенков, – Москва: Национальный книжный центр, – 2017 – 240 с. – ISBN 978-5-4441-0212-1

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"

В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного,  так и общего психического развития детей дошкольного возра...

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира....

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Изобразительная деятельность дошкольников как способ познания окружающего мира и формирования мировоззрения

Дети могут рисовать с юного возраста, раньше чем ходить и говорить. С помощью рисования они могут познавать окружающий мир, себя самих. Задача взрослых, родителей, педагогов, способствовать, помогать ...