Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
учебно-методический материал (младшая группа)

МИШИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать

уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_oblast.docx58.72 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Образ Я.Расширять представления ребенка об изменении позиции

в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощьстаршим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические иобразные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом,настоящем и будущем.

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать

уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья.Углублять представления ребенка о семье и ее истории; отом, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять

посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.

Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшейокружа-

ющей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада идр. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.

Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений,учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение

по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможныхвариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.

Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе,

украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использоватьсозданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).

Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива,

формировать активную жизненную позицию через участие в совместнойпроектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастныхгрупп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщатьк мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения,подготовка выставок детских работ).

Родная страна. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родногокрая; о замечательных людях, прославивших свой край.Расширять представления детей о родной стране, о государственных

праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новыйгод и т. д.). Воспитывать любовь к Родине.

Формировать представления о том, что Российская Федерация(Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям отом, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомитьс флагом и гербом России, мелодией гимна.

Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать

уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетнойобязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность;о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну отврагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьмикартины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычкуследить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. Следитьза чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядокв своем внешнем виде.Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться сто-

ловыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняяправильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание.Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мытькисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительноеотношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.Разъяснять детям значимость их труда.Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить

начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку

играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать другдругу.

Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную

задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность вдостижении конечного результата.Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок вгруппе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.Формировать умение наводить порядок на участке детского сада(подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.).Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе.Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы;

обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения,рыхлить почву и т. д.).

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе:

осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега кстволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птици животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов,высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых.Расширять представления детей о труде

взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, чточеловек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибахи укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, накоторых живут дети.Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановкатрамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первоймедицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности.Закреплять основы

безопасности жизнедеятельности человека.Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во времяигр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, насанках, коньках, лыжах и др.).

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы,

газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользованиябытовыми предметами.

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об

элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случаенеобходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Познавательное развитие

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Первичные представления об объектах окружающего мира.Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать,выделять характерные, существенные признаки предметов и явленийокружающего мира.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливатьих сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, тако-

го же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.).

Развивать умение определять материалы, из которых изготовленыпредметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме,

материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная,

керамическая, пластмассовая).

Сенсорное развитие.Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух,осязание, обоняние, вкус.

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый,желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый,серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте инасыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре.Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами,учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.).Совершенствовать глазомер.

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Проектная деятельность.Создавать условия для реализации детьми

проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.

Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представленияоб авторстве проекта.Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальныйхарактер.)

Способствовать развитию проектной деятельности нормативноготи-

па. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность,направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детскомколлективе.)

Дидактические игры.Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.

Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь,

сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал),объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое(складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположениипредметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).Формировать желание действовать с разнообразными дидактическимииграми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честногосоперничес-

тва в играх-соревнованиях.

Приобщение к социокультурным ценностям

Обогащать представления детей о мире предметов. Рассказыватьо предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер,мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда«пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.).Расширять представления детей о профессиях.Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство,производство, сельское хозяйство).Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека,музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связаннымис ними профессиями, правилами поведения.Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

Формировать элементарные представления об истории человечества

(Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомствос произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.;о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладногоискусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет.Учить создавать множества (группы предметов)из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера,

формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части

и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множествоми каждой его частью, понимать, что множество больше части, а частьменьше целого множества; сравнивать разные части множества на основесчета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определятьбольшую (меньшую) часть множества или их равенство.

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения

конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенствоиз равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убираяиз большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавитьодин предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убратьодин, то станет по 7, поровну»).Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел(5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке(в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.Продолжать формировать представление о равенстве: определять равноеколичество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщатьчисловые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков,5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любогопредмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах

5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один иеще один.

Величина.Учить устанавливать размерные отношения между5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем)порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметови соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая,фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опос-

редованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному изсравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), вы-

ше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг,

квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и

части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а частьменьше целого.

Форма.Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом

и прямоугольником.Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, чтоквадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать

и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении

предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышкистолов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.__

Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве.Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении,меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателяминаправления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определятьсвое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стоюмежду Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справаот куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, авпереди — машина».

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро,

вечер, день и ночь составляют сутки.

Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность

различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Ознакомление с миром природы

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями«лес», «луг» и «сад».Продолжать знакомить с комнатными растениями.Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативногоразмножения растений.Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья,медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся

(ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток

и их некоторых характеристиках.Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями иживотными различных климатических зон.Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину,камни.Использовать в процессе ознакомления с природой произведенияхудожественной литературы, музыки, народные приметы.Формировать представления о том, что человек — часть природы ичто он должен беречь, охранять и защищать ее.Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).Показать взаимодействие живой и неживой природы.Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень.Закреплять представления о том, как похолодание и сокращениепродолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме(лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцылиняют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима.Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней

природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностяхдеятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природнымявлением, как туман.

Весна.Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях

в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветыбыстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).

Лето.Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнеч-

ного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»,много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложныйопенок).

Речевое развитие

Развитие речи.

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь каксредство общения. Расширять представления детей о многообразииокружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народныхпромыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированныекниги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников),открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционнойРоссии).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми

разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки,детского спектакля и т. д.).В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить,сделать комплимент).Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря.Обогащать речь детей существительными,обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающимивзаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному(белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный,пасмурно — солнечно).Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи.Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,с — ш, ж — з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пятьгруш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь.Развивать умение поддерживать беседу.Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.Развивать монологическую форму речи.Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержаниисюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательноразвивающимся действием.Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта,придумывать свои концовки к сказкам.Формировать умение составлять небольшие рассказы творческогохарактера на тему, предложенную воспитателем.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес кчтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литера-

турным произведениям.Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведениягероев произведения.Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение)доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтическоготекста.Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи,участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей наоформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных

художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и

предпочтения детей.

Художественно-эстетическое развитие

Приобщение к искусству

Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе,народному искусству.Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять ихвыразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средствавыразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбиратьматериал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.Формировать умение выделять, называть, группировать произведения

по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкальногоискусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разныхвидов художественной деятельности.Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображениемродной природы в картинах художников. Расширять представления ографике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знанияо том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома,

магазины, театры, кинотеатры и др.Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурныхсооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина,украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций,конструкций, украшающих деталей.При чтении литературных произведений, сказок обращать вниманиедетей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка накурьих ножках), дворцов.Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры

народного искусства». Расширять представления детей о народномис-

кусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Изобразительная деятельность

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух,обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развиватьмыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учитьпередавать в изображении не только основные свойства предметов(форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно другдруга.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в

явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепеннораскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяетсяосвещение предметов на солнце и в тени).Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их дина-

мику, форму и цвет медленно плывущих облаков.Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формироватьхудожественно-творческие способности.Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусст-

вом (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия,скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в томчисле коллективное).

Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить

все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходоватьматериалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы(рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение пере-

давать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметовпо форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать этиотличия в рисунках.Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклонятьсяи т. д.). Учить передавать движения фигур.Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянутв высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину,например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветныемелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразныекисти и т. п).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающихрисунок.Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всемворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кистьвсем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новымицветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый,сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет,добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трехоттенков цвета.

Сюжетное рисование. Учить детей создавать сюжетные композиции

на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Коговстретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).Развивать композиционные умения, учить располагать изображенияна полосе внизу листа, по всему листу.Обращать внимание детей на соотношение по величине разных пред-

метов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньшедомов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисункепредметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домомдеревья и частично его загораживающие и т. п.).

Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями

народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения помотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строеми элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовымрешением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую иполхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской,гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос,

солонка, чашка, розетка и др.).

Для развития творчества в декоративной деятельности использовать

декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка,полотенце).

Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные

силуэты и объемные фигуры.

Лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины,

пластилина и пластической массы.Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глиныи пластилина ленточным способом.Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивными комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы,делать предметы устойчивыми.Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигурычеловека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька иМедведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясьстекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы сразнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.). Закреплять навыки аккуратной лепки.Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями

декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение кпредметам народного декоративно-прикладного искусства.

Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).Формировать умение украшать узорами предметы декоративногоискусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами иуглубленным рельефом, использовать стеку.Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация. Закреплять умение создавать изображения (разрезать

бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры вдругие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигуризображения разных предметов или декоративные композиции.Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительного образа

учить приему обрывания.Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнятьих деталями, обогащающими изображения.Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Художественный труд. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовойвыкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).

Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить

квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).Закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволокав цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувенирыдля родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.

Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материалы.

Конструктивно-модельная деятельность

Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между созда-

ваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровоеоборудование и т. п.).Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планироватьсоздание собственной постройки.Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величинепластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять однидетали другими.

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции

постройки одного и того же объекта.Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимыйстроительный материал.

Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои

поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какуючасть работы будет выполнять.

Музыкально-художественная деятельность

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движенийпод музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений

(марш, танец, песня).

Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по

отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределахквинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и

струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком

в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыханиеперед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоциональнопередавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальнымсопровождением и без него.Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество. Учить импровизировать мелодию на заданный

текст.Учить сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстромуили медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальнымифразами.

Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных

движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставнойшаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц,

журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в

творчестве.Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этомобщую динамику и темп.Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Физическое развитие

Формирование  начальных представлений о здоровом образе жизни

Расширять представления об особенностях функционирования ицелостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей

на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).Расширять представления о составляющих (важных компонентах)здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце,

воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

Формировать представления о зависимости здоровья человека отправильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровьячеловека.

Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать

сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.Знакомить детей с возможностями здорового человека.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививатьинтерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведенияв спортивном зале и на спортивной площадке.

Физическая культура

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь отопоры.Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться,отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгатьна мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие приприземлении.Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловитьмяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести приходьбе.Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон,спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься насамокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве.

Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования,

играм-эстафетам.Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь кзанятиям физическими упражнениями, убирать его на место.Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать имнекоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементамисоревнования, играх-эстафетах.Учить спортивным играм и упражнениям.

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры. Совершенствовать и расширять игровые

замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний,полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений ителевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательностисовместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместнойигре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.Продолжать формировать умение согласовывать свои действия сдействиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с

сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями(участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли). Создавать условия для творческогосамовыражения; для возникновения новых игр и их развития.

Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые дляигры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенноедля них место.

Подвижные игры. Продолжать приучать детей самостоятельно орга-

низовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементамисоревнования. Знакомить с народными играми.

Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со

сверстниками.

Театрализованные игры. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач(«Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта рольеще никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем.Создавать атмосферу творчества и доверия, предоставляя каждомуребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению,процесса игры.Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты,детали костюмов, сделанные своими руками.Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал),объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое(складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине,сбоку).Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютернымииграми и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в процессе формирования у старших дошкольников гендерной принадлежности и уважительного отношения к своей семье. Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Мамочку любимую поздравляем мы», посвященному праздни

Комплексный подход в процессе формирования у старших дошкольников гендерной принадлежности и уважительного отношения к своей семье.Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы с ОНР ...

Консультация "Как воспитывать уважительное отношение к бабушкам и дедушкам"

Уважение к старшим воспитывается в семье. И уж, конечно же, уважение к собственным бабушкам и дедушкам также прививается детям в семейном кругу. Главным примером здесь должны стать родители, ведь толь...

Формирование уважительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста»

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго тре...

Цель: формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями. Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание порадовать ее. 2.Знакомство детей с традицией празднования Дн

Консультация для родителей.«Скоро, скоро Новый год!Новый год - самый долгожданный праздник не только для детей, но и, я думаю, для нас с вами, взрослых уже людей. Все мы с теплом вспоминаем...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием технологии проблемного обучения «Чем похожи мальчики и девочки»Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола. Задачи: — форми

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.Задачи: — формировать адекватную идентификацию себя со сверстниками своего пола;&m...

Фольклор как средство формирования уважительного отношения дошкольников к своей семье (ВКР)

В процессе изучения психолого–педагогических исследований была определена возможность использования фольклора как средства воспитания уважительного отношения к семье у детей дошкольного возраста...