Музыка и хореография
консультация (старшая, подготовительная группа)
Хореография и музыка имеют глубокое родство,образная природа этих искусств во многом аналогична.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_horeografiya.docx | 14.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка и хореография.
Хореография и музыка имеют глубокое родство, образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, а хореография на выразительность движений человеческого тела. Не тот ни другой виды искусства при этом не воспроизводят конкретных бытовых интонаций и движений. Общность образной природы создает возможность соединения музыки и хореографии в единое художественное произведение. Музыка усиливает выразительность в танцевальной пластике, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. При постановке номера возникает вопрос с соотношением хореографии и музыки их единства, соответствия, выражение одного в другом, – один из общепризнанных критериев художественности танцевального искусства. Танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе, исполняется в синтезе с ней и выражает ее. Это заключается в соответствии образного характера танца, образному характеру музыки. Это относится не только к характеру настроения (веселая, грустная и др.), а так же к выражению элементарных чувств, сложных образов, которые могут быть и в музыке и в танце. В основе музыкальной драматургии лежит эмоционально выразительные темы, они соотносятся друг с другом, развиваются, может наблюдаться контраст этих тем, музыка может передавать процесс постепенного нарастания какого-либо состояния, сопоставлять 2 различных состояния, превращать одного из них в другое, обнаруживать их взаимосвязь и различия. Для этого в музыке существует ряд примеров членения, дробления, варьирование, контраст, реприза и т.д.
Благодаря логике музыкального развития рождается эмоциональный образ, который в танце является пластическим. Хореография и музыка родственны, как искусства, развивающиеся во времени, поэтому, и в том и в другом искусстве огромную роль в создании образа играет ритм. Совпадение танца и музыки по характеру их движения, рисунка, пластики заключается в соответствии темпа, метра, ритма танца. Танец соответствует музыке по содержанию и по форме. Это соответствие начинает с совпадения движения танца и музыки (ее темпа, метроритма).
Темп музыки – скорость ее звучания, имеет для танца определенное значение:
Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления). Но в современной хореографии используются приемы контрастного построения танцевального темпа по отношению к музыкальному. Однако эти приемы используются в отдельных фрагментах танца, как дополнительные средства. Ритм – стройность, соразмерность, ритм в музыке – организованная последовательность звуков, длительностей. Ритм в хореографии – это строго закономерное е и неударные. От несовпадения ритмических и метрических долей возникает синкопа. Ритм в танце служит формообразующим элементом.
Взаимосвязь мелодии и танца возникла не сразу. В XVI веке обращали внимание на единство музыкального и пластического начала. «Танец зависит от музыки и ее модуляции, без ритмической основы танец был бы неясным, нестройным – писал Арбо. Необходимо, чтобы жесты танцующих соответствовали каденциям музыкальных инструментов и нельзя, чтобы ноги изображали одно, а инструменты другое». (Баранова Т. «Танцевальная музыка эпохи возрождения»)
К союзу музыки и хореографии обязаны самые существенные свойства европейской танцевальной музыки XV-XVI веков. На композиционном уровне единство музыкальных и хореографических рядов может сказываться и в мельчайших деталях, например: кабриоль в конце фигуры танца нередко совпадает с трелью у инструмента. Еще в XVIII веке Новерр говорил: « хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танцевальная музыка должна быть тем либретто, которое определяет и устанавливает движения и действия танцовщика». Мечты Новерра воплотились лишь в XIX веке, в балетах, созданных на музыку П.И. Чайковского, балетмейстерами М. Петипа и Л. Ивановским. Музыка Чайковского, оставаясь танцевальной, приобрела самостоятельное художественное значение, лирическую глубину, драматическую выразительность. Чайковский выдающийся мелодист, потому утверждается мнение, что будущее в развитии балета преимущественно за мелодией, но это не совсем так.
В XX веке ученые подтверждают первостепенность ритмических явлений для жизни человека и всего живого. По наблюдению известного бельгийского дирижёра Дефо, асимметричные дробные метры содержат в себе неограниченные возможности для воплощения движений. В современной музыке в синтезе с такими выразительными средствами, как мелодия и ритм, все активнее проявляет себя гармония, слаженность, стройность. Танцев без звука не бывает, в таких искусствах как музыка и хореография природа «человековедения» иная, чем в драматическом искусстве или литературном произведении. Музыка и хореография обладают возможностями проникать в глубь души, раскрывая нечто всеобщее. Хореография располагается как бы посередине, между музыкой и поэзией. В то время, когда танец соединяется музыкой, расцветают такие музыкально-танцевальные формы как сюита, пастораль интермедия. Чтобы воспитать культуру движения, избежать формального подхода к простым упражнениям, нужно выбрать очень хорошую музыку для проведения занятий, чтобы зачатки богатейших эмоций и настроений расцвели в исполняемых танцах.
Вывод: хореография и музыка внутренне родственно. Музыка – необходимая и органическая составная часть хореографического произведения. Она дает ему эмоционально-образное содержание, влияет на ее драматургию, структуру и ритм танцевального действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и начального образования посредством занятий музыкой и хореографией.
Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания....
Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.
Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...
Конспект интегрированного занятия "Тайна хрустальной туфельки"( хореография и музыка)
Материал предназначен для педагогов по хореографии и музыкального руководителя ....
Конспект интегрированного занятия по музыке и хореографии «Путешествие в страну музыки»
Конспект интегрированного занятия по музыке и хореографии...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....
Интеграция образовательный областей "Хореография", "Музыка","Здоровье","Физкультура"для дошкольного возраста.
Всестороннее развитие ребенка,развитие музыкальности и ритма на занятиях, развитие индивидуальных качеств средствами музыки и ритмических движений....