Наблюдения в природе
картотека (старшая группа)

Наталья Вениаминовна Макарова

Картотека наблюдений в природе с дошкольниками старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya_v_prirode_starshaya_gruppa.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н а б л ю д е н  и я   в   п р и р о д е   о с е н ь ю

В старшей группе детей знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с причинами возникновения некоторых явлений, рассказывают о влиянии неживой природы на жизнь растений, животных, на труд человека. Это становится возможным потому, что на шестом году жизни ребенок уже способен сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, самостоятельно мыслить. Развивается и любознательность.

В старшей группе у детей формируют обобщенное представление о временах года.

Уже в начале осени следует обращать внимание детей на признаки наступления этого сезона. Надо обращать внимание детей на то, что, когда они просыпаются утром, за окном темно и уходят из детского сада они тоже в темноте. Необходимо связывать это обстоятельство с тем, что скоро наступит зима. Можно предложить вспомнить, как было летом и ранней осенью, когда они вставали и ложились спать. Подводим к выводу, что дни стали короче /солнце всходит позднее, а садится раньше/.

Наблюдая за погодой с детьми, следует отметить и похолодания. В начале осени бывают теплые дни, а утром и вечером становиться заметно холоднее. В середине и конце осени холода усиливаются, лужи замерзают и дороги покрываются инеем. Надо постоянно спрашивать детей: “Какая погода!”, добиваться, чтобы дети правильно характеризовали ее: пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, ясная, солнечная и …

С помощью взрослых дети наблюдают и за небом. В начале осени небо ясное, с небольшими облачками, воздух прозрачен, видно далеко. В конце осени – серое, в тучах.

Понятие “погода” включает в себя и характеристику ветра: слабый, сильный, холодный, можно отмечать силу и направление ветра. Следует обращать внимание детей на осадки, знакомить с характером осадков: мелкий, моросящий, затяжной – дождь. Наблюдения ведутся и после дождя, чтобы закрепить представление, что он идет из туч.

Чтобы усилить у детей представление и впечатление от восприятия осенней погоды, во время наблюдений можно читать детям стихотворение, использовать загадки, поговорки, пословицы, например: “В ноябре зима с осенью сходятся”.

 Первые признаки-приметы близкой осени – золотые листочки  на березе. Затем листва меняет свой цвет на других деревьях, и наконец – листопад. Во время прогулок следует наблюдать с детьми, как изменяют окраску листья деревья и кустарники, повторять названия деревьев: тополь, береза, рябина,  дуб, липа, клен и др.

В это время года детей знакомят с последними цветами, можно продолжительный опыт – пересадить куст астр с улицы в цветочный горшок и понаблюдать за растениями, ухаживая за ними. Дети связывают свои наблюдения за растениями, ухаживая за ними. Дети связывают свои наблюдения за состоянием растений осенью: трава увядает, цветы отцветают, потому, что становится холодно.

Очень хорошо если дети смогут понаблюдать за сбором урожая на огороде и поучаствовать в нем. Обязательно разговаривайте с детьми в том, что вы делаете, как называется тот или иной фрукт или растение, чем они полезны.

Детей учат классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Надо уточнить название птиц, организовать наблюдения за стаями и отлетом – все это можно сделать во время прогулок с детьми. И снова надо подчеркнуть перед ребенком связь с сезонными явлениями живой природы и неживой – похолодание – увядание природы /растений/ – исчезновение насекомых – отлет птиц.

Поздней осенью и особенно зимой плохо приходится нашим пернатым друзьям – они мерзнут, не  находят кормя и часто поэтому гибнут. Очень хорошо, если родители вместе с детьми позаботятся о птицах: покормят их крошками хлеба, или расчистят площадку на солнечном месте. И, поверьте, пример взрослого будет правильно понят детьми – в следующий раз ребенок сам напомнит о помощи птицам и другим слабым существам и не обидит их.

Н а б л ю д е н  и я   в   п р и р о д е   з и м о й

Работа по ознакомлению с природой дошкольников проводится и зимой.

На прогулке с детьми рекомендуем Вам наблюдать разнообразные явления природы – снегопад, оттепель, как идет снег: иголочками, звездочками, хлопьями? Где и почему образовались сосульки? И т.д. По срезу снегопада – считают количество снегопадов. Этот период необходимо использовать для того, чтобы дети усвоили знания об охране животных, птиц и растений.

На ежедневных прогулках по улице, скверу или парку и саду взрослый привлекает детей – их внимание – к красоте заснеженных деревьев и кустарников. Дает им возможность рассмотреть деревья, сравнить их, показывает, что на елеях снег лежит толстым слоем, а на обнаженных ветках лиственных деревьев его совсем мало.

        Зимой во время прогулок можно проводить игры по распознаванию деревьев и кустарников, а также по сбору семян на снегу: “С чьей ветки детка?”. А дома рассмотреть с детьми 3-4 ветки деревьев и кустарников, научить определять их и давать описание по характерным признакам. Для закрепления знаний проводится игра “Отгадай по описанию, на ощупь, по запаху”.

        Во время прогулок следует проводить наблюдения с детьми за состоянием деревьев и кустарников в зависимости от погоды – иней, изморозь, ледяная корочка. Детей учат бережно относиться к природе и растениям – не задевать хрупких от мороза веточек и почек, так как они легко ломаются. Важно показать детям, что зимой деревья остаются живыми. Для этого домой можно принести ветки деревьев и кустарников, поставить их в воду.

        Следует наблюдать с детьми труд по окучиванию снегом деревьев и кустарников. Объяснить смысл и значение этой работы – под снегом растениям тепло. Можно предложить детям самим побросать лопатками снег, предварительно познакомив их с правилами поведения: нельзя утаптывать снег под деревьями, разгребать его, ходить по огороду и клумбам. Детям объясняют, что под тяжестью снега ветки могут ломаться, поэтому его надо иногда стряхивать.

Взрослый должен сам бережно относиться к посадкам: например, не делать снежных гор там, где растут кустарники, и приучать к этому детей.

        Зимой на улице необходимо проводить работу по охране птиц. С детьми разговаривают о том, что птицам холодно и голодно зимой, они прилетают к домам, ищут корм. Во время прогулок надо показать детям, что и в парках, и в скверах, и в лесу организована подкормка птиц, устроены птичьи столовые. Особенной заботы птицы требуют в сильные морозы и после больших снегопадов, в гололед. Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду: воробьи в сильный мороз нахохливаются, становятся малоподвижными, выглядят беспомощными, в оттепели раздается их звонкое чириканье. Подкармливая пернатых, дети должны руководствоваться их вкусом: воробьи любят семена березы, синицы и снегири клюют семена ясеня и клена, ягоды рябины, кроме этого синицы любят сало. Взрослые могут научить ребят определять погоду по поведению птиц: воробьи дружно расчирикались – к оттепели, ворона кричит – к метели, вороны летают и кружатся стаями – к морозам, синица начинает с утра кричать, пищать – ночью мороз.

        Большое значение для понимания тех или иных явлений природы и погоды служат художественные произведения. Можно использовать строки А. Фета: “Печальная береза у моего окна, и прихотью мороза разубрана она”. Или вот эти строки И. Никитина: “На дворах и домах снег лежит полотном, и на солнце блестит разноцветным ковром”. Или вот эти строчки С. Есенина: “Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. А на дворе метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна”.

        И так, детям необходимо давать знания о живой и неживой природе последовательно усложняя и расширяя их.

Наблюдая снегопад в разную погоду, надо обращать внимание на вид снежинок – при сильном ветре лучики снежинок обламываются, летит снежная пыль; во время оттепели снег падает хлопьями, которые состоят из слипшихся снежинок.

        В ясный морозный день можно обратить внимание детей на цвет снега в зависимости от его освещения /на солнце, в тени/, образование сугробов, зависимость движения снега от ветра – поземка, метель.

        Каждую прогулку с детьми можно превратить в очень радостное для них событие, обогащенное новыми играми и знаниями, веселыми стихами и загадками, поговорками и различными беседами. В добрый путь!

Н а б л ю д е н  и я   в   п р и р о д е   в е с н о й

ВЕСНА! ВЕСНА! Это наиболее благотворное время года для ознакомления детей с природой. Содержание усваиваемых детьми знаний о природе весной определяется в первую очередь теми явлениями, которые они наблюдают. Данный период года предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия живой природы. Это делает знания детей более полными и глубокими.

Особое внимание взрослому стоит уделять формированию эмоционально-положительного отношения ребенка к весенней природе. Этому способствует динамичность, яркость, красота весенних явлений; кроме того, данное время года вносит ряд приятных изменений в жизни самих детей: они могут легче одеваться, больше времени проводить на воздухе, играть в интересные игры и разнообразить их.

В задачи взрослых входит умение обратить внимание детей на те явления весенней природы, которые развиваются неизменно /удлинение дня, увеличение света и тепла/, и на те, которые они не наблюдали зимой /дождь, гроза и т.д./.

Если наблюдения за состоянием погоды проводить систематически, то дети начинают сами замечать ее изменения и рассказывают о том, что видят – снег тает, почернел, я проходила мимо парка, где на коньках катались, там уже вода, ноги проваливаются, – устанавливают причинные зависимости /солнышко пригревает, поэтому и снег тает, и ручьи текут/.

На прогулке можно понаблюдать с детьми, где быстрее тает снег – в тени или на солнце. Дети могут помочь дворнику разбрасывать снег, чтобы он быстрее таял.

Весной ребята пускают в лужах кораблики, наблюдая за ними, узнают, что предметы плывут по течению и при ветре движутся быстрее.

Можно вызвать у детей и интерес к наблюдениям за солнечными лучами.

Они видят, как солнечный лучик отражается на стене, стеклах, слушают рассказы взрослых о солнце – как источнике света, необходимом для жизни всего живого на земле.

Таким образом, знания о неживой природе дошкольники получают в основном путем чувственного восприятия в процессе ежедневных прогулок, наблюдений и игр.

Весной продолжаются наблюдения на участке за деревьями и кустарником: набухание почек, появление сережек и почек на березе и тополе и затем молодых листочков. Необходимо объяснить, что почки нежные и трогать их нельзя. Дети замечают, на каких деревьях раньше и быстрее появляются молодые листочки, какого они цвета.

Чтение стихотворений о весне помогают закрепить увиденное, повышает интерес к наблюдательности у детей. Так, через стихотворение С.Я. Маршака, дети могут ярче одно из характерных явлений природы, ее пробуждение:

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на верхах серебром

Светятся сережки.

На экскурсии в парк, сквер следует обратить внимание детей на работу садовников но обрезке веток деревьев и кустарников, объяснить, зачем это делается; предложить собрать ветки для наблюдений дома и в группе.

Следует обратить внимание детей на появление насекомых: жуков, бабочек, стрекоз. Можно поймать бабочку, кузнечика, жука и рассмотреть их с детьми, но затем обязательно отпустить, они живые!!!

Очень интересны наблюдения весной за птицами: как они гнездятся, выводят птенцов, как грачи важно расхаживают по обнаженной от снега земли, как восстанавливают свои гнезда.

Следует объяснить детям, что весной комнатные растения нуждаются в особенно тщательном уходе – появляются новые побеги, листья, цветы, т.е. они усиленно растут.

Много удивительного можно увидеть весной, в добрый путь!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)

В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Наблюдения в природе осенью

разработка наблюдений в природе...

Организация наблюдений в природе с детьми дошкольного возраста.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать...

экскурсии и наблюдения в природе

методическая разработка...

"Развитие воображения через наблюдения в природе у детей младшего дошкольного возраста".

Воображение - это способность к перекомбинированию и созданию новых образов.Воображение у детей развито сильнее, чем у взрослого человека, но на самом деле это не так, так как у детей ещё нет со...