Педагогические чтения "Краеведение в детском саду"
проект (старшая группа)

Рузевич Татьяна Валерьевна

В публикации изложено краткое выступление по теме "Проектная деятельность - как одна из форм работы с детьми  по краеведению".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruzevich_tatyana_valerevna_1.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рузевич Татьяна Валерьевна,

Детский сад «Алёнушка»,филиал Автономного учреждения дошкольного

образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребёнка – Детский сад «Светлячок»

Восптатель

              Начать свое выступление я хочу со слов  Д. С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

              О необходимости формирования у детей патриотических качеств писали такие великие педагоги и ученые как К.Д.Ушинский, Н.М.Карамзин, В.А.Сухомлинский, С.А.Козлова.

                Действительно, изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.  

                Цель краеведения в детском саду – активизация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.

                 Работая с детьми, я обратила внимание, что в наш информационный  век, где дети многое видят и знают, они мало интересуются историей своей семьи, города, страны. Поэтому считаю необходимым и нужным строить свою работу по краеведению так, чтобы дети получили необходимый багаж знаний о своем родном крае, и чтобы они могли гордиться своей малой Родиной.

                  Значимым в моей работе  является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

 В прошлом году в нашем детском саду было множество проектов так или иначе тесно связанных с темой нравственно-патриотического  воспитания:         Так  заключительной частью проекта «Моя родословная» стал конкурс «Генеологическое древо», в котором приняли участие практически все воспитанники группы .Они совместно с родителями составили, нарисовали и рассказали о своей семье.

В проекте «Зимующие птицы» нами была запущена акция «Покормите птиц зимой! Кормушка для птиц своими руками». В данном проекте изучались птицы нашего края, их особенности. Финалом акции стало вывешивание кормушек около своих домов, для последующего наблюдения за ними.

Интересным для детей стал проект «Дорожная азбука»,где дети создали макет своими рукам «Улицы нашего города», а также построили из ЛЕГО и ТИКО конструктора «Спорткомплекс будущего».

Самым красочным и насыщенным стал проект «Народные истоки», в котором приняли участие все дети и родители группы: посещение мини-музея старины, фольклорные праздники  «Осенины» и «Масленица», где каждый родитель сшил народный костюм своему ребёнку, изготовление народных кукол- всё это послужило возникновению интереса к народным традициям как у детей так и у взрослых.

Фотоконкурс «Чудеса в нашем городке» позволил детям и их родителям по-новому взглянуть на красоту нашего города зимой. Фотоотчёты, рассказы детей о проведении зимних каникул в нашем городе и его окраинах подготовили почву для написания мини-книг собственного сочинения «Люблю я город свой родной».

Участие моего воспитанника Утюгова Алексея в муниципальном конкурсе- проекте «Юный архитектор», позволило ему занять 1место среди других участников.

В проекте  «Моя Родина-Россия»дети приняли участие в изготовлении лэпбука по теме, изготовлению поделок-символов Тюменской области.

Виртуальная экскурсия «По местам боевой славы» ожидала детей в проекте «Защитники Отечества».Дети знакомились с архитектурными сооружениями, памятниками нашего города.

Неожиданным и удивительным для дошкольников стал проект  «Мамина работа», в котором приняли участие наши мамы. Фотоконкурс и конкурс на лучшую презентацию своей профессии мобилизовал все силы и старания родительниц и позволил детям больше узнать о женских профессиях нашего города.

Традиционным для всех стал проект «День Победы». Дети приняли участие в выставке рисунков, родители -  в конкурсе плакатов, посвященных этому празднику, воспитанники – в смотре-конкурсе патриотической песни.

Летом стартовал новый проект-фотовыставка «Город мой, Заводоуковск». Дети представили на своих фотографиях достопримечательности своего города, любимые, часто посещаемые ими  места.

Несколько слов о предметно-пространственной среде: Это конечно патриотический уголок, альбомы, фотоальбомы, открытки, коллекция магнитиков с изображением Заводоуковска и городов Тюменской области, Набор презентаций, видеофильмов коллег-воспитателей о родном городе.

На протяжении последних лет прослеживается тесное сотрудничество с городским краеведческим музеем, который радует нас своими программами: «Василиса Премудрая», «История нашего города», «Откуда хлеб пришёл». Встреча с новым и интересным всегда долгожданна для дошкольников.

В этом учебном году я наметила для себя следующие перспективы: провести квест с родителями и детьми «Колесо истории», разработать с детьми программу по защите редких растений и животных нашего края, совместно с родителями создать историко-познавательный видеофильм о нашем городе.

В заключении своего выступления хотелось бы отметить, что использование такого метода, как проект  способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни города.

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки и проведения педагогических советов в детском саду

Проблема  повышения качества подготовки проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так...

Интеллектуально-творческая игра «Педагогическая компетентность воспитателя детского сада»

После изучения и внедрения программы "Детство", в детском саду была проведена игра, мониторинга педагогической компетентности педагогов детского сада....

Самоанализ педагогической работы воспитателя детского сада

Самоанализ педагогической работы воспитателя детского сада...

Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида

В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиван...

Возможности инновационной деятельности старшего воспитателя в повышении педагогической компетенции педагогов детского сада

«Возможности инновационной  работы в кадровой политике дошкольного учреждения».МБДОУ детский сад № 401  Ст.воспитатель Щурова Н.С.        Эксперимент...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...