Песочная терапия
консультация

Садыкова Екатерина Викторовна

   В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. Речь - важнейшая функция психики. Богатая и правильная речь ребенка способствует его дальнейшему успешному всестороннему развитию, поэтому перед педагогами современных детских садов стоит важнейшая задача всестороннего и комплексного развития детей. Для этого в ДОУ активно используются современные нетрадиционные технологии, одной из которых является песочная терапия. 
В детском саду для этого имеется песочный планшет с подсветкой. Песочная магия — одна из разновидностей игровой терапии. Это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. 
   Цель такой терапии — обеспечение социальной успешности, не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её используют в работе с детьми не только педагог-психолог, но и логопед, воспитатели, родители, начиная с трех лет. 

Задачи терапии: воспитание позитивного отношения к жизни, к себе; воспитание ответственности за свои действия; тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями; лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий; развитие веры в себя.

Принципы метода Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедур.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения: песочная арт–терапия; психология; логопедия; развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания; терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе; выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними; воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств; детский психоанализ.

  Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

   У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.
Показания к терапии Имеются следующие показания к проведению песочной терапии: переживание возрастного кризиса; неспособность изложить словами свои переживания; наличие психологической травмы; неспособность самостоятельно принять решение; задержка психоречевого развития; эмоциональная заторможенность, «скудодушие»; психотерапия различных зависимостей; уменьшение напряженности; развитие всех видов чувствительности; нормализация мышечного тонуса; расширение кругозора; повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

    Противопоказания Психологи не рекомендуют песочную терапию в детских образовательных учреждениях детям при наличии следующих состояний: дефицит внимания, гиперактивность; эпилептические припадки; психиатрические болезни; повышенная тревожность; невроз навязчивых состояний; пылевые аллергические реакции; болезни лёгких; заболевания кожи и травмы кистей рук. Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

    Оборудование для занятий Для лечебной игры используются следующие приспособления: водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий; специальная песочница, меняющая цвет – планшет; чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить; набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины; символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами; сказочные герои – добрые и злые; религиозные предметы и сувениры; естественные предметы – ракушки, веточки, шишки; домашняя утварь; болты, шурупы; пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры. После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

          Требования к педагогу Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры: Чередовать способ донесения информации – конкретность и образность. Необходимо помнить, что использование абстрактных высказываний уменьшает силу внушения. Создать иллюзию выбора – в процессе занятия предлагается несуществующая альтернатива. Во время игры использовать движение по кругу, которое символизирует постоянное возвращение человека к самому себе, соединение в единое целое своего прошлого и настоящего для гармоничного развития в будущем. Во время занятия ребёнку создаются условия, чтобы он не боялся активно участвовать, спрашивать, предлагать свои варианты решения вопросов. Не забывать создавать трудности, препятствия, учить детей преодолевать сложности во время занятия. Вырабатывать привычку бороться и побеждать.

         Заострить внимание детей на том, что картины из песка легко строятся и разрушаются, на смену старым событиям приходит новая интересная жизнь. Периодически необходимо менять материал. В зависимости от поставленной задачи использовать песок разной температуры и влажности. Научить отличать ребёнка сухое и влажное, колючее и гладкое, твёрдое и мягкое. В конце занятия подводить итоги, хвалить и рассказывать о предстоящих играх, чтобы сохранить интерес. Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.Совет психолога родителям: как расшифровать знаки От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее: Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании. Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали. Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта. О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен. Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение». Заключение Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов: зрение; слух; тактильная чувствительность; сенсорное восприятие. Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.



 



 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...