Обучение грамоте старших дошкольников
статья (старшая группа)

Диасамидзе Любовь Викторовна

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте в старшей группе.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «жук» ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет функцию контроля: если ребенок при анализе пропустит какой -либо звук, будут заполнены не все клеточки, и он увидит, что он где - то ошибся.

Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова воспитатель произносит слово с интонационным выделением первого звука, дети вслед за ним произносят слово так же. Затем воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово ммак, то (м), а если слово ммир, то (м’), одновременно ставит в первую клеточку фишку. После этого, ведя указкой подсхемой, воспитатель интонационно выделяет второй звук, задерживая теперь указку во второй клеточке (слово произносит каждый раз полностью), называет второй звук изолированно (ммак, миир) и фиксирует его фишкой. Так же выделяется третий звук. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета - серыми.

Воспитатель проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его проведения. В дальнейшем они сами проводят звуковой анализ с помощью воспитателя. Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове называли его изолированно, так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ, и т.п.). Это помешает им при различении твердых и мягких согласных.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что этим звукам ничто « не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах - мак - (а), лук - (у), дом - (о), лес - (э), кит - (и), дым - (ы)'. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети с мощью воспитателя «проверяют» все остальные звуки, произнося их и наблюдают, не мешает ли что - либо во рту их выговариванию. Полезно, чтобы воспитатель иногда «ошибался» и настаивал на том что необыкновенным звуком в слове является, например звук (л) ш (с) и т.п. Пусть дети сами доказывают, почему это не так. Полученные таким активным путем знания прочно усваивается дошкольниками. Найдя все шесть звуков, воспитатель говорит, что эти необыкновенные звуки, которые мы произносимого полным голосом, называются «гласные» звуки и обозначать их нужно не серой, а красной фишкой.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что - то «мешает» - губы, зубы, язык. Например, звуки (м), (м') «мешают» произносить губы; (с), (с'), (з), (з') «мешают» произносить зубы и т.д. В форме загадок дети учатся определять, что «мешает» им произносить разные звуки. При этом воспитатель, наряду с согласными звуками, подбирает для загадок и гласные, закрепляя знания о них и приучая детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук.

Дети узнают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», воспитатель вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большого «братца» мы будем называть твердый согласный звук, а маленького - мягкий согласный звук; твердый согласный будем обозначать синей фишкой, а мягкий - зеленой.

Далее, проводя звуковой анализ слов, воспитатель должен следить за правильным употреблением терминов, «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный» звуки.

В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки (ж), (ш) не имеют мягкой пары, а у звуков (й), (ч) нет твердой пары.

В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, паук.

После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов. Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением.

Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок - замок). Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале звуковых слов типа мишка, слива, замок. В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2 - 4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и так далее, переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

В материале представлены теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте и экспериментальная работа по данной проблеме....

Презентация по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

представлены цель, задачи, диаграммы, гистограмма, графики по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР...

консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"

Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...

Принципы обучения грамоте старших дошкольников с задержкой психического развития.

Материал из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития....

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....