Материал к консультированию начинающих педагогов по проблеме культурных практик.
консультация

Петрова Галина Игоревна

Материал к введению педагогов в проблему организации культурных практик (ориентирован на начинающих педагогов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Материал к консультированию начинающих педагогов

по проблеме культурных практик.

Главное в образовательном процессе – помощь ребенку в освоении различных  культурных практик (КП).

Культурная практика – новый термин: что это такое?

КП – особым образом организованная самостоятельная детская деятельность.

Особенность в том, что педагог организует КП на том содержании, которому он детей учил, но задание предлагает им новое  - раньше такого не было.

Материал знакомый – задание новое и выполнить его дети должны сами. Точнее с той долей самостоятельности, которая им доступна по возрасту.

Так они практикуются в разных видах деятельности,  применяя свой опыт.

Чтобы ребенок стал в деятельности самостоятельным, помимо обучения  ему нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Вот педагог и дает детям такую возможность.

__________________________________________________________________________

Особенности организации КП детей разного возраста:

младший

старший

Самостоятельная деятельность ребенка идет только на его интересе

Заинтересовывать постоянно

Мотивировать

КП формируются во взаимодействии ребенка со взрослым,

Преобладает деятельность совместная со взрослым

+ индивидуальная самостоятельная

Доля совместной с взрослым деятельности снижается

 + индивидуальная самостоятельная

+ совместная с другими детьми самостоятельная

Предоставляется та  доля самостоятельности, которая доступна по возрасту.

Педагог вплотную подводит к самостоятельной деятельности, прямо говорит, что сделать самостоятельно, используя приемы  мотивации – вызывания желания действовать

Педагог, поставив задачу, помогает обсудить, что можно сделать и как сделать.

Первыми высказываются дети.

Затем дети действуют самостоятельно, педагог наблюдает.

Обязательно предоставляется

выбор

В основном предметов, материалов для деятельности (простой выбор: или то – или это)

Выбор вида деятельности, партнеров для совместной деятельности, материалов

Организуется совместная самостоятельная детская деятельность

Ограниченно – в основном игровая

Во всех видах деятельности и разновариантно: по парам, тройкам, большим подгруппам…

Анализ организации КП детей  младшего возраста:

Как мотивировали на деятельность?

Что дети делали самостоятельно?

Какой выбор им дали?

Что их особо порадовало?

КП аналогична методу проектов: он предполагает максимум детской самостоятельности, начиная с постановки проблемы и проектирования действий по ее решению.

Педагог тоже участвует, вносит свои предложения, но только после детей.

Первые инициативы и высказывания – детей.

Достаточный для такой самостоятельности опыт есть только у старших дошкольников.

А с младшими метод используется ограничено, поскольку все проектирование выполняет сам педагог, отталкиваясь от того, чему надо обучить детей с учетом их вопросов по теме.

Также и КП: в полной мере для старшего возраста.

  1. КП – по сути: самостоятельная деятельность ребенка на его интересе, с опорой на его  опыт.

  1. КП формируются во взаимодействии ребенка со взрослым, который создает условия для постоянного расширения самостоятельности ребенка,  организует детскую деятельность так,  чтобы самостоятельность детей росла, чтобы они сами решали новые задачи в этой деятельности, проявляли инициативу и творчество.

  1. т.е. КП – это хорошая интеграция обучения, специально организованного взрослым,  и обучения стихийного (самостоятельных действий ребенка на  основе всего его опыта).

Даже если КП начинается и протекает по инициативе самого ребенка, на его собственном интересе, и  внешне выглядит как полностью  самостоятельная детская деятельность, или индивидуальная, или совместная с другими детьми, но, главное, взрослого в ней нет – все равно обучение со стороны педагога здесь присутствует. Только оно не прямое, а косвенное – через предметную среду (Веракса – через пространства детской реализации), которую взрослый специально создал, чтобы дети в ней приобретали положительный   социальный опыт.  

А негативный социальный опыт – не материал для КП, п.ч. он не культура, а бескультурие.

КП – это именно культурный опыт (исторически сложившийся опыт культуры человечества) и ростки того нового, что дети могут в него внести от себя.

Неважно, как в разных программах определены, названы формы КП. Главное, что они должны быть  по всем направлениям развития и всем видам деятельности  -  совокупность КП обеспечивает формирование общей культуры личности и развитие способностей ребенка.

Виды КП:

  • Манипулирование с предметами, экспериментирование, поисково-исследовательская деятельность;
  • Общение и фантазирование;
  • Все виды творческой деятельности: игра, продуктивная деятельность;
  • Культурно-досуговая деятельность как особый вид детской деятельности; коллекционирование, спортивный досуг
  • и др.

В «Детстве» выделено 7 основных форм КП: игра – общение – труд – досуги – мастерские – студии – интеллектуальные тренинги.

Все формы КП интегративного характера – каждую форму  можно организовать по любой образовательной области (на примере формы творческой мастерской):

Образовательная область

Содержание

Результат работы

Социально-коммуникативное развитие

игры

выставки макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок), концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр.

Познавательное развитие

просмотр познавательных презентаций и коллекционирование,  составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции

выставки макетов, карт путешествий, фотоальбомов, эмблем, самодельных книг и пр.

Речевое развитие

оформление книжного уголка или библиотеки, создание книг-самоделок, детских журналов

выставки детских сочинений (стихов, сказок, загадок), самодельных книг

Художественно-эстетическое развитие

занятия рукоделием, создание продуктов детского рукоделия и пр.

приобщение к народным промыслам, оформление художественной  галереи

выставки детских работ, разнообразных поделок, рисунков;

концерты, театральные постановки

Физическое развитие

игры

выставки по теме спорта, здоровья…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороший материал для консультирования педагогов "Теория и практика взаимодействия с трудными детьми"

Теоретический материал из курса лекций Светланы Кривцовой, Натальи ДяткоПрофилактика личностных расстройств  у детей дошкольного возраста. Теория и практика взаимодействия  с «трудными ...

Конспект совместной деятельности педагога и детей с использованием технологии культурных практик по теме "В мире фольклорных произведений о матери".

Наш детский сад является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик, направление - восприятие художественной литературы и фольклора. Восприятие художественной литературы выступает ...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Культурные практики в образовательном процессе ДОУ. Проблемы и пути их решения

С выходом ФГОС ДО,  особое  внимание уделяется различным видам детской деятельности и развития у дошкольников  самостоятельности и творчества. В основу реализации ФГОС ДО положен культу...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...

Поэтапно – перспективный творческий план работы по проблеме: «Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи»

Поэтапно-перспективный творческий план работы по проблеме: "Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи"...

Конспект педагогического досуга для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности на тему: «Развитие культурных практик. Конструирование из природного материала. Зайчик и лиса»

Данный конеспект способствует развитию интереса у детей к ручному и художественному труду, как виду творческой деятельности человека....