ПРОЕКТ МИНИ - МУЗЕЙ "ХАНТЕЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ"
проект

Куткужина Асель Аманкуловна

Пояснительная записка

В настоящее время общество стало больше интересоваться традициями, историей и культурой своей страны. Поэтому, основная роль музея на базе образовательного учреждения заключается в том, чтобы как можно раньше приобщить детей к познанию прошлого, истории и народной культуре.  Организация музея является максимально эффективной формой для ознакомления детей с историей родного края  за счет свой наглядности и доступности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время общество стало больше интересоваться традициями, историей и культурой своей страны. Поэтому, основная роль музея на базе образовательного учреждения заключается в том, чтобы как можно раньше приобщить детей к познанию прошлого, истории и народной культуре.  Организация музея является максимально эффективной формой для ознакомления детей с историей родного края  за счет свой наглядности и доступности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы решили организовать на базе своего образовательного учреждения мини-музей, назначение которого состоит в формировании культуры дошкольников путем их вовлечения в деятельность и общение через музейно-образовательное пространство. 

В Ханты-Мансийском автономном округе проживают коренные малочисленные народы Севера ханты и манси, обладающие культурным наследием. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью общероссийского духовного наследия. Знакомство с особенностями национального быта, одежды, фольклора, традиций, труда способствует приобщению дошкольников к культуре коренных народов Севера, формированию толерантного, уважительного отношения,  как к представителям данных народов, так и к представителям других этнических групп.

Создание системы работы по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси в рамках деятельности этнографического мини-музея позволит комплексно решать задачи по ознакомлению дошкольников с родным краем, его коренными жителями, родным городом, способствуя патриотическому воспитанию дошкольников.

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей.  Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. Дети смогут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками.

 

Актуальность

Идея создание этнографического мини-музея в детском саду  возникла у нас потому, что изучая с дошкольниками быт коренных народов Севера нет возможности наглядно показать детям предметы быта этих народов.

В нашем городе существует этноцентр Силава, который находиться 14 километров от города, вывезти туда детей большая проблема.  В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а в нашем мини-музее  можно будет переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории.

 В любом детском саду существует проблема свободных помещений. У нас тоже существует  данная проблема, поэтому мы решили сделать свой этно -музей мобильный.

Цель:

Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов Севера ханты и манси путем создания этнографического мини-музея в условиях ДОУ.

Задачи:

  • Создание системы работы по расширению представлений детей о Малой Родине – Югре (природе края, культуре ее коренных жителей ханты и манси) ;
  • Создание этнографической среды в ДОУ (мини-музея, способствующей развитию интереса детей к родному краю; к обычаям, традициям, укладу жизни коренных народов Севера ханты и манси;
  • Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе знаний о родной стране, Малой Родине, родном городе;
  • Привлечение родителей воспитанников к сбору музейных предметов (предметы быта народов ханты и манси, макеты растительной и животной среды края, к участию в совместных мероприятиях;
  • Расширение кругозора   дошкольников;
  • Установление взаимодействия с социальными партнерами (ЭТНО ЦЕНТР «СИЛАВА», ЦДОД, «Детская библиотека», «музей города») в виде консультационной помощи по организации и наполнению мини-музея.

Рабочий план реализации проекта:

Мероприятия

Дата

Категория посетителей

Ответственные

1

Подготовка музея к работе.

сентябрь

воспитатели:

Рудоманова Н.В

Куткужина А.А

2

Открытие музея

Экскурсия

сентябрь

педагогический состав детского сада дети старших, подготовительных групп, родители.

воспитатели:

 Рудоманова Н.В

Куткужина А.А

3

«Проводы  лебедя»

октябрь

дети старших, подготовительных групп

Рудоманова Н.В

Куткужина А.А

4

«Маленькая хозяйка большого чума»

знакомство детей с жилищем и  домашней утварью коренных народов

ноябрь

дети старших, подготовительных групп

воспитатели групп

5

Обычаи и праздники хантов и манси

«Медвежий праздник»

декабрь

дети старших, подготовительных групп, родители

представители этноцентра «Силава»

6

Консультация «Знания традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников». Изготовление рефератов совместно с детьми к традиционным праздникам «Медвежьи игрища», «Вороний день», «Праздник трясогузки»

декабрь-апрель

дети старших, подготовительных групп, родители

воспитатели групп

7

«День оленеводов»

спортивные состязания: прыжки через нарты, метание, бег на лыжах.

февраль

дети старших, подготовительных групп, родители

Физкультурный руководитель детского сада

8

Мастер класс изготовление

оберегов из кожи и бисера

март

педагоги, дети старших, подготовительных групп, родители

представители этноцентра «Силава»

9

«Вороний праздник»

апрель

дети старших, подготовительных групп, родители

представители этноцентра «Силава»

Рудоманова Н.В

Куткужина А.А

10

Презентация проекта

май

воспитатель Рудоманова Н.В

Ожидаемый результат

  • Повышение качественных и количественных показателей освоения детьми содержания образовательной программы ДОУ по социально-коммуникативному и познавательному развитию;
  • Обновление предметно-развивающей среды ДОУ с включением этнографического компонента (мини-музея) ;
  • Усиление связи с семьей в вопросах патриотического воспитания дошкольников, приобщению детей к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси;
  • Тесное сотрудничество с социальными партнёрами «Этноцентр Силава», «Детская библиотека»,  «Музей города», «центр дополнительного образования»;

Чум – национальное жилище народов Севера, макет «Костер», чучела животных (медведь, белка), охотничьи лыжи, нарты, священное  дерево  берёза.

Женский и мужской национальный костюм,  национальная обувь (кисы) различные украшения, корневатик (плетеная корзина), головной платок, куклы, бубен шаманский (пензер), кукла –охотник, лук, стрелы,  макеты  изображающие диких животных и птиц Югры, варежки традиционные с орнаментом.

 

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

  • в законе Российской Федерации «Об образовании»;
  • в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
  • в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Проект "Быт русской деревни" для детей с ОНР средняя группа

                             :         Развитие  речи  детей  дошкольного возр...

проект «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растемИ березки у дороги,По которой мы идемЧто мы Родиной зовем?Солнце в небе голубом.И душистый, золотистыйХлеб за праздничным столомЧто мы Родиной зовем?Край...

Проект «Минем туганнарым», «Минем өем – мой дом»

Лэпбук–тематическая папка по комплекту «Татарча сөйләшәбез»(«Говорим по-татарски»)...