Развитие речи детей раннего возраста.Как заниматься с ребенком.
консультация

Рекомендации для родителей по развитию речи у детей в раннем возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие речи детей раннего возраста. Как заниматься с ребенком.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна.

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки и взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка.

Занятия по развитию речи

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни. Предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка".), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" ), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка".), дом и квартира ("дом", "дверь", "замок", "лестница", "комната.), мебель овощи и фрукты.), домашние животные и их детеныши дикие животные.

Глагольный словарь: представляет собственные действия ребенка ("идет", "сидит", "стоит", "бежит", "прыгает.), названия действий ("читает", "пишет", "стирает").

Прилагательные, наречия: названия цветов, названия некоторых ощущений и состояний ("сладкий", "соленый", "холодный", "больно", "вкусно"), названия некоторых понятий ("большой", "маленький"; "много", "мало".).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, "Покажи нужную картинку!", "Послушай загадку, покажи отгадку!", "Найди предмет по цвету" и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Например: "На морковку", "Дай пить", "Маша бай-бай", "Даня куп-куп", "Мишка топ-топ", "Где мама?", "Кто там?", "Вот большой дом", "Что это?", "Это красная машинка", "Это большой кубик" и т.д. Помните, что фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи

Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание —повторение за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".Логоритмические игры «У жирафа..», «Автобус»  Е.Железновой.

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово  или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Вот специальные игры и занятия, направленные на развитие разных сторон речи детей:

Первая группа игр преимущественно направлена на развитие понимания детьми речи взрослого. В процессе этих игр дети учатся действовать по речевой инструкции взрослого: «Идите ко мне, бегите ко мне», «Потопали, похлопали» «Дружно ручки поднимаем».

Вторая группа - игры побуждающие к речевому общению.

Организация игр, побуждающих ребенка обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбами и желаниями: «Передай колокольчик», «Птичка ест».

Третья группа - игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки.

Эти игры способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационной выразительности речи, развитию грамматического строя. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функции речи: «Чудесный мешочек», «День рожденья куклы», «Магазин», «На прогулку», «Узнай и назови».

Четвертая группа- занятия с книгами: чрезвычайно полезным для развития речи является чтение книг, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сюжета книги. Родитель читает детям, показывает иллюстрации, задает вопросы, в случае затруднений сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.

Пятая группа игр и занятий – это игры с предметными и сюжетными картинками, которые занимают особое место в работе по развитию речи у детей.

В группе картинок должны быть:

- Большие и маленькие красочные картинки с изображением отдельных предметов, животных, овощей и т.п.

- Картинки с изображением простых действий («Кошка пьет молоко», «Лошадь ест траву» и др.).

- Сложные картинки, вызывающие вопросы, суждения, сравнения, обобщения («Дети играют»).

- Книги с предметными и сюжетными картинками.

Рассматривая их вместе со взрослыми, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность занятий с картинками связана для детей с наглядностью, которая сочетается со словом.

Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы, называя их, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребенка раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту.

Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но также и того, что на них отсутствует, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитии у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность.

 Эти игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное использование речи: лото « Животные» и др., «В деревне», «Мамы и их детеныши», «Транспорт».

В звукоподражательных играх, которые относятся к шестой группе, развивается фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения: лото « Животные», «В деревне», «Транспорт», «Мамы и их детеныши».

Седьмая группа игр –это игры, направленные на развитие мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемых ритмической, несложной речью. Упражнения для кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе и развитием мелкой моторики.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...