Комплексно-тематическое планирование по теме "Народные промыслы".
методическая разработка (старшая группа)

Перспективный план по теме "Народные промыслы" для старшей группы детского сада на неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly_po_vyboru.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный комплексно-тематический план образовательной деятельности с детьми   старшей  группы  по теме

                                                                                   «Народные промыслы (по выбору)»

(содержание образовательной деятельности с детьми – на выбор воспитателя)

Месяц: январь

Основные задачи:

-        Расширять и углублять представления детей о  народных промыслах и русском фольклоре, объяснить их происхождение и название.

-        Обогащать словарь детей названиями предметов национальной одежды и т .п., развивать  умение говорить образно, выразительно: продолжать развивать коммуникативные   качества: свободное общение  с взрослыми и детьми, умение объединяться, договариваться, презентовать проекты.

-        Воспитывать у детей интерес к истории России, русского народа, национальную гордость: такие качества, как сострадание, сочувствие, доброжелательность желание оказывать помощь.

-        Воспитывать интерес к русскому декоративно- прикладному искусству: эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к их  труду.

-        Формировать чувство связи между всеми видами народного творчества- народными промыслами, русским фольклором ( песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками: побуждать детей передавать это в художественном творчестве: совершенствовать изобразительные  навыки и умения, формировать художественно- творческие способности.

-        Побуждать детей оформлять помещение групповой комнаты, используя при этом создание детьми изделия, рисунки, аппликации.

-        Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовольствие от участия в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.

-        Обогащать и активизировать словарь детей. Продолжать развивать связную речь, как средство общения.

Итоговые события:

- Выставка детского и семейного творчества « Ярмарка»,

- Создание альбома детского речетворчества « Раз словечко, два словечко....» ( рассказы, загадки, песенки, потешки и рисунки детей).

- Мастерская народной игрушки/ куклы.

Образовательные области

Совместная образовательная деятельность с детьми

Познавательное развитие

(ФЦКМ, ФЭМП, конструирование, ПИ деятельность)

Беседы:  «Предметы русской старины» (посуда, элементы одежды, обувь, утварь (коромысло, прялка, ухват...)»Русская изба», «Печь — всему голова» (история русской печи), «Народные праздники», «Россия моя мастеровая» (народные промыслы), «Что такое посиделки?».

Рассматривание репродукций/обсуждение: А. А Коробкин «Перед Рождеством», Елена Ревуцкая «Рождественская песня», Анастасия Швецова «Колядки» 2010г., Михаил Боскин «Прялка», В.Россохин. «Посиделки», Константин Трутовский «Колядки в Малороссии» 1864г.

Чтение с обсуждением  пословиц и поговорок: о печи,  избе, о народных промыслах, обычаях.

Дидактические игры «Дверная скважина», «Найди лишнее», «Когда это бывает?», «Похож не похож», «Шкатулка  загадок», «Угадай, что получится», «Чудесный мешочек», «Почтальон принес загадки», «Путешествие по сказкам», «Ярмарка».

Рассматривание альбома: «Русские праздники», «Народные промыслы».

Игра- путешествие: «Путешествие в страну волшебной прялки», «Путешествие в страну ремесел».

Составление и отгадывание загадок: про избу, печь, посуду (ложки, чугун, самовар) одежда, об игрушках,  о праздниках.

Совместное изготовление макета: «Русская изба».

Свободное общение: «Бабушкины сказки», «Любишь ли ты разгадывать загадки», «Почему радуга сравнивают с коромыслом», «Почему говорят: «Пришла коляда — отворяй ворота»»

Развивающие игры, проблемные ситуации по ФЭМП « Раз, два, три, четыре, пять....» «Магазин народных промыслов», «Как измерить без линейки?», «Продолжи узор», «Сосчитай...».

Рассказ воспитателя с обсуждением: «Без печи хата- не хата», «История русского костюма», «Во что играли наши бабушки?», «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Путешествие в прошлое ложки», «Мастера русских народных промысел».

Экспериментальная деятельность: «Замесили тесто, испекли угощение», «Свойства глины», «Как не обжечься?»

Проектная деятельность: «Живи родник традиций»

Создание схем и конструктивная деятельность: «Изба», «Печь», Конструирование из бумаги: «Поднос» (папье- маше),

Просмотр мультимедийных презентаций «Внешний мир русской избы», «Секреты бабушкиного сундука»

Речевое развитие

Составление творческих рассказов: «История о том, как Матрёшка нашла себе друга».

Игра- интервью со сказочным героем (на выбор детей) (рассказать о себе, что- нибудь интересное)

Диалоги- этюды: «Лиса и журавль»(гостеприимство), «Путешествие Муравьишки» В.Бианки (взаимопомощь), «Я поздравляю с Рождеством...»

Чтение: Сказки: «По щучьему велению», П.Ершов «Конек Горбунок», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», К.Чуковский «Федорино горе»,Е.Терехин «Небесная утварь», «Ладушки. Энциклопедия русского фольклора», «Давным- давно... Сказки народов России», «Как у наших у ворот...Потешки, песенки, заклички, честушки, приговорки, игры, загадки и скороговорки», «Дело было так... басенки побасенки», «Веселая Дымка», П.Синявский «Золотая Хохлома», «В Дымкове, над Вяткою- рекою...»Л.Хаустов.

Чтение с последующим обсуждением: В.Бианки «Путешествие муравьишки», р.н.с. «Золотое веретено», отрывок из произведения Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством» (девушки колядуют), В.Сутеев «Раз, два, дружно», р.н.с. «Рифм»

Чтение с последующим обыгрыванием: «Лиса и журавль»,

Заучивание:песенки-колядки, Л.Гулыга «Пестрый хоровод», «Рождественская ночь» О.Бузова;

Просмотр отрывков из мультфильмов «Ночь перед Рождеством»,

Художественно-эстетическое развитие

(худ.творчество, музыка)

Рассматривание картин с обсуждением: А.А Коробкин «Перед рождеством»; Елена Ревуцкая «Рождественская песня» 2005 г.,Анастасия Швецова «Колядки» 2010 г., Михаил Боскин «Прялка», В.Россохин. «Посиделки», Константин Трутовский «Колядки в Малороссии» 1864 г.

Общение с рассматриванием иллюстраций: «Гжельская роспись», «Веселый Городец», «Русское мастерство», «Ладушки» русские народные сказки, песенки, потешки/рис. Ю.Васнецова, Русские сказки: в иллюстрациях Николая Устинова, В.М.Васнецова и др.;

Поделки из природного и бросового материала: «Чудо-птица»

Поделки из цветной бумаги и картона: «Заяц и Лиса», «Туесок», «Русская красавица»;

Изготовление народной куклы: «Пеленашка», «Крупеничка»;

Поделки из ниток, ткани и бисера: «Жар-птица», плетение косичек, фенечек, бисероплетение;

Хороводные игры: «Колпачок и палочка», «Иголка, нитка и узелок», «Что нам нравится зимой?»

Чтение Х/Л:  р.н.сказка «Сивка-Бурка» «Русские былины»;

Общение: «Герои русских былин – какие они?», «Расскажи сказку» (на выбор детей),

Рисование: «Избушка Бабы-Яги», «Синие узоры» (гжельская роспись), «Портрет Снежной Королевы» «Городецкий петушок», «Роспись доски» (городецкая роспись)

Лепка: «Дымковская игрушка», «Городецкий конь»,  «Лисичка-сестричка и серый волк».

Аппликация: «Снегурочка» (по р.н. сказке);

Социально-коммуникативное развитие

(социализация,

безопастность, труд)

Сюжетно- ролевые игры: «Семья: К нам гости пришли», «Зимним вечером в крестьянском русском доме», (промыслы, традиции)

Совсестные игры- фантазии: «Новые путешествия Емели на русской печи»

Театрализованные игры: «Лиса и Журавль»

Проектная деятельность

Экскурсия в  Этнографический музей.

Составление аллгоритмов сюжетно — ролевых игр совместно с воспитателем

Решение проблемных ситуаций: «Почему так получилось?» по басне С.Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Дежурство, трудовые поручения.

Рассказ воспитателя с просмотром слайдов: «Мастера России и народные промыслы»,

Совместный труд: изготовление костюмов для кукол.

Ситуативный разговор: «Правила работы с глиной»

Труд на участке уборка снега.

Ручной труд: Изготовление тряпичной куклы, «Новый наряд для золушки», изготовление кокошника (картон, ткань, паетки...)

Игра «Запрещается- разрешается»

Знакомство со средствами индивидуальной защиты: респиратор, противогаз (от чего защищает, как применяется?).

Эвакуационный вывод детей при пожаре (учебный тренинг).

Физическое развитие

(физкультура, здоровье)

 

Игры на развитие движений: «Веретено», «Путаница», «Узелки, узелочки»;

Беседы: «Береги здоровье смолоду», «Зимние спортивные игры»;

Подвижные игры: «Два Мороза», народная игра: «Гори, гори ясно!», "Снежная карусель", "Палочка - выручалочка"

Пальчиковые игры: «У Зимы в лесу изба»

Физкультминутки: «Снеговик»; «Мы шагаем по сугробам»

Дыхательная, зрительная гимнастики;

Спортивные игры: «Городки», «Догони и поймай мяч», «Снайперы»

Досуг: «Весёлый Петрушка»

Эстафеты: «На болоте», «Баба-Яга», «Пронеси и не задень»

Игра м/п: «Колобок», «У оленя дом большой»;

Создание условий для самостоятельной деятельности

Центр речевой активности: Иллюстрационный материал для рассматривания «Народная игрушка», альбом с иллюстрациями: «Народные мастера» (труд людей),

Книжный уголок: Подборка народных сказок,

Центр природы и экспериментирования: Дидактический иллюстрационный материал «В мире животных» (жизнь зверей зимой, животные Крайнего Севера», дидактические игры: «Чей хвост?», «Приметы зимы», лото, разрезные картинки для игры «Составь целое» (снежинки), предметы для проведения опытов: лупа, весы для взвешивания предметов;

Центр строительно-конструктивных игр: Деревянные настольные и напольные наборы конструктора, игрушки для обыгрывания, схемы для построек «Замок Кощея Бессмертного»

Центр творческих игр: Театральный набор кукол для постановки кукольных спектаклей по сказкам, ширма, куклы мальчик и девочка в сезонной одежде, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ярмарка», «Доктор», набор цветного лоскута для моделирования, костюмы для обыгрывания сказок,.

Центр продуктивных видов деятельности: Цветные карандаши, восковые мелки, краски, фломастеры, кисти, бумага для рисования, шаблоны и трафареты для обводки, предметные картинки для штриховки, раскраски, пластилин, набор природного, декоративного и бросового материала, клей, цветные картон  и бумага, ножницы. Подборка картинок и иллюстраций из цикла: «Дети рисуют» по теме: «Зима». Подборка картинок образцов для поделок из пластилина.

Книжки с образцами поделок из пластилина и цветной бумаги для самостоятельного творчества. Книжки раскраски. Предметные картинки для раскрашивания по теме: «Сказки», «Народное творчество»

Центр музыкальной деятельности: Детские народные музыкальные инструменты (клавишные, струнные, духовые, ударные),  аудиозаписи танцевальной музыки для импровизации танцев с лентами, бубенчиками.

Центр двигательной активности: Атрибуты для подвижных игр (мячи маленькие и средние, ленты, обручи, кегли, флажки, султаны, снежинки), атрибуты для игры «Снежки».

Взаимодействие с семьей

Разработка маршрута выходного дня: «Вместе с папой, вместе с мамой» (о посещении музеев и выставок в выходные дни),

Создание папки-передвижки: «Наблюдения в природе» (январь); «Игры на улице зимой».

Наглядно-информационный материал: «На катке» (О правилах безопасности катания на льду); «Ребёнок и телевизор» (о правильном подходе к просмотру  детских телепередач и мультфильмов», из цикла: «Это интересно»: «Как возникли сказки на Руси»

Домашняя выставка детских рисунков: «Зимушка-зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....