Музыкальная композиция "Весна"
план-конспект занятия

Медведева Елена Брониславовна

Знакомство детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muzyka_i_poeziya.docx29.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  №67»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413105, г.Энгельс, Саратовская область, 1 микрорайон, д.10, тел. (8453)55-30-21

Конспект

музыкально-литературной композиции «Весна» в подготовительной к школе группе

/в рамках педагогического совета на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»

Подготовили:

Медведева Е. Б. – воспитатель

Рамазанова С. С. – муз. руководитель

г. Энгельс

2019 г

Цель: Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна».

Задачи:

  • Обогатить детей музыкальными и литературными впечатлениями.
  • Закрепить элементарные музыкальные понятия и ранее разученный материал.
  • Развивать способность к импровизации, чувство ритма, умение играть в оркестре.
  • Продолжить работу над пластичностью, творческим воображением, умением ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать в детях чувство красоты к природе, поэтическому слову, музыке; способность откликаться на прекрасное и доброе.

Оборудование: Музыкальный центр, мультимедийный экран, ноутбук, бамбуковые палочки, музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, треугольники, корзина с самодельными подснежниками, камушки, весенняя лужица.

Предварительная работа: Просмотр и обсуждение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, знакомство с музыкой Э.Грига, П.И.Чайковского, беседа об оркестре, просмотр картин о весне, чтение весенних стихов.

Действующие лица: Весна ( музыкальный руководитель), падчерица ( взрослый), воспитатель.

Дети заходят в зал под музыку

Воспитатель. Добрый день. Как радостно и светло от того, что мы с вами здесь опять собрались. А о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки.

1. Не зверь, не птица, под снегом таится, весна придет, побежит, запоет (Ручей)
Слайд 1 « Ручей»
2. За окном звенит она и поет: "Пришла весна!
И холодные сосульки, превратила в эти струйки!"
Слышно с крыши: "Шлеп-шлеп-шлеп!"
Это маленький потоп. (Капель)
Слайд 2 «Капель»
3. Хочет — прямо полетит, хочет в воздухе висит,
Камнем падает с высот, в поле хлебном гнезда вьет. (Жаворонок)
Слайд 3 « Жаворонок»
4. Она приходит с ласкою, и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт. (Весна)
 
Слайд 4
« Весна»
Звучит фрагмент Ф. Мендельсон. «Песня без слов. Весенняя»
Воспитатель.
 (под музыку)

Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна,

К нам спустилась с небосвода вместе с солнышком …

Дети: Весна!

Входит Весна.

Весна: Здравствуйте ребята! Я Весна-Красна, к вам в гости пожаловала, пришла посмотреть, как ждёте меня, как привечаете. Ну, что ж давайте знакомиться. Я ведь не простая Весна, а музыкальная – спрошу  (поёт): « Как тебя зовут?», а в ответ, на кого покажу, тот имя своё споёт. Так и познакомимся.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?»

Воспитатель. А мы хотим спеть для тебя весеннюю песню.

Весна. Спасибо. (Песня)

Воспитатель. Присаживайтесь на коврик, побеседуем.

                   Уж тает снег, бегут ручьи,

                   В окно повеяло весною…

                   Засвищут скоро соловьи,

                   И лес оденется листвою!

                                               ( Плещеев  А.) 

Весна. Многие поэты, композиторы, художники писали обо мне, воспевали меня в своих произведениях. Ведь весна – это начало новой жизни.

Реб. То мороз, то лужи голубые,      

То метель, то солнечные дни.
На пригорках пятна снеговые,
Прячутся от солнышка в тени.

Реб. Над землёй - гусиная цепочка,  

На земле — проснулся ручеёк,
И зиме показывает почка
Озорной, зелёный язычок.

Весна Композитор Эдвард Григ

Слайд 5 (показ портрета на экране) тоже любил весну и написал музыкальное произведение «УТРО», в котором рассказал языком музыки, как пробуждается природа. Сейчас мы послушаем фрагмент из этого произведения и представим картины весны.

СЛУШАНИЕ «УТРО» ИЗ СЮИТЫ Э.ГРИГА «ПЕР ГЮНТ»

(разговор о характере музыки, опрос детей -  что они представили)

А ведь вы всё правильно рассказали и нарисовали прекрасные картины пробуждения природы. Я думаю, что когда композитор Э. Григ писал  эту музыку он вот что представлял…

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», сопровождаемый музыкой «Утро» Э. Григ

Воспитатель. Ребята, посмотрите -  музыка помогала нам наблюдать, как робко сходит снег, превращаясь в бурные потоки воды,

Реб. Ещё в полях белеет снег,                    
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!

как потихоньку расцветала природа: зеленела трава, появлялись первые листочки, первые цветы. И вот мы уже чувствуем аромат весеннего цветения! А вы узнали фрагмент, из какой сказки мы посмотрели?

Дети: «Двенадцать месяцев».

Воспитатель: А кто написал её?

Дети: С. Я. Маршак.

Воспитатель: С героями этой сказки мы ещё с вами встретимся сегодня.

Ребята, а кто же первые вестники весны?

Кто к нам с юга прилетает,        

Гнёзда вьёт и распевает?

Дети: Птицы.

Весна: Конечно же они! Как  только солнышко пригреет они уже радостно щебечут, передают телеграммы во все концы о моём приходе.  Давайте и мы с вами попробуем передать свою весеннюю телеграмму, состоящую из коротких и длинных звуков. Передадим в тёплые края птицам послание, что б они побыстрее возвращались – ведь я уже пришла! Подойдём к столам, возьмём палочки – «морзянки», я буду сочинять,  вы посылать.

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕННЯЯ ТЕЛЕГРАММА»

Ребята, а вы знаете, кто нас услышал? Жаворонок!

Реб. Песни жаворонков снова        

Зазвенели в вышине.
"Гостья милая, здорово!"-
Говорят они весне.
Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет -
Степи, рощи и леса.

Это маленькая птичка раньше всех телеграмму о моём приходе слышит и всем сообщает. Слышите?

СЛУШАНИЕ «ЖАВОРОНОК» М.И.ГЛИНКА И ПРОСМОТР 

Слайд 6. С ЖАВОРОНКОМ.

Красивая музыка? Её написал композитор Михаил Иванович Глинка. Называется она «Песнь жаворонка». В исполнение какого инструмента звучит эта музыка?

Дети: Фортепиано.

Весна: А давайте её украсим звучанием других инструментов: колокольчиков, треугольников, металлофонов. Итак, мы с вами превращаемся в музыкантов – исполнителей. Вспомните, как называется большой состав инструментов?

Дети: Оркестр.

Весна: Правильно! Кто же в оркестре самый главный? Кого музыканты - исполнители слушаются?

Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный, он в оркестре – президент!

Дети:  Дирижёр.

Весна: Можно я буду дирижёром? А вы будьте внимательны! На какой инструмент покажу, тот и играть будет.

ИСПОЛНЕНИЕ «ЖАВОРОНКА» ГЛИНКИ НА ДЕТСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ

Молодцы! Вы внимательно слушали музыку и выполняли все мои команды. Настоящие музыканты! Я думаю, что  композитору М.И.Глинке вы бы понравились. Скажите ещё раз скажите: как называется большой состав музыкантов – исполнителей?

Дети: Оркестр.

Весна: А кто руководит оркестром?

Дети: Дирижёр.

Воспитатель: Устали? Присаживайтесь на коврик, я вам загадку загадаю.

         Хорошо гулять в лесу!

         Тихо…Утро раннее

         Чудо-песенка звенит

         На лесной проталинке.

         Чей-то нежный голосок

         Еле-еле слышен-

         Кто, расправив лепестки

         Из-под снега вышел?

Дети: Подснежник.

Воспитатель: Вы правильно отгадали. 

Почему он так называется? Это самый первый цветок после зимы. Подснежник приносит радость. Он хоть и хрупкий, нежный, но гордый и смелый, т.к. растёт прямо из-под снега. Его обдувает холодный ветер, но он не боится холода, а гордо стоит на своей тонкой ножке.

      С.О       В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

                   Подснежника глянул глазок голубой.

                   Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

                   Потом потянулся из всех своих маленьких сил

                   И тихо спросил:

                   Я вижу погода тепла и ясна!

                   Скажите, ведь правда, что это весна?

                          

        С.В     Но кругом всё тихо, соседей нет – он первый здесь.

                   Его увидела зайчиха, понюхала, хотела съесть.

                   Потом, наверно, пожалела.

                   Уж больно тонок ты, дружок!

                  

             Р.   И вдруг пошёл пушистый, белый,

                   Холодный мартовский снежок.

                   Он падал, заносил дорожки.

                   Опять зима, а не весна.

                   И от цветка на длинной ножке

                   Лишь только шапочка видна.

                  

         С.О.   И он, от холода синея,

                   Головку слабую склоняя,

                   Сказал…

                   Ну что ж, я не жалею,

                   Ведь началась весна с меня.  (З.Александрова)

Весна. Очень трогательное стихотворение. Подснежник погибает, но не жалеет об этом, т.к. он оказался первым цветком весны. О подснежниках писали стихи, музыку.

Слушание «Подснежник» Чайковского (Беседа )

 Воспитатель. Подснежники встречаются и в мультфильмах. Вспомним сказку о которой мы сегодня уже говорили, о «Двенадцати месяцах». О чём рассказывается в ней?

Дети: Зимой принцесса мечтала о весне и велела принести ей подснежников.

Воспитатель: В этой сказке девочка – Падчерица нарвала целую корзину подснежников. А разве можно их рвать? Да ещё так  много? Почему?

Дети: Подснежников в природе осталось так мало. Они занесены в Красную книгу.

Воспитатель: Правильно. Сорвёшь цветок, он семя уже не даст, новые цветы не вырастут. Может наступить день, когда на земле не останется ни одного подснежника. Вы, ребята, об этом знаете и, конечно же, будете беречь этот цветок. А что же можно сделать, если хочется кому-то подарить подснежники?

Дети: Их можно нарисовать или смастерить своими руками.

(Стук в дверь, входит Падчерица. В руках корзина с подснежниками)

Падчерица: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам из сказки « Двенадцать месяцев». Услышала ваш разговор о подснежниках… Ребята, вы меня простите за то, что  я нарвала их целую корзину. Я ведь не хожу в детский сад и ничего про  Красную книгу не слышала. Смотрите, я исправилась! Своими руками сделала вон сколько цветов.

Воспитатель. Спасибо тебе. А сейчас наши девочки покажут танец цветов. (Танец)

Падчерица: Мне очень понравилось!

Воспитатель. Девочки, помогите нашей гостье раздать всем детям цветы.

Весна: Ну, вот и всё, наша встреча подошла к концу. Пора мне в лес уходить, за работу приниматься: не везде ещё снега сошли, цветы расцвели, птицы поют. Понравилась ли я вам? Понравилась ли вам моя весенняя музыка и весенние стихи? Сегодня мы были и слушателями, и композиторами, и исполнителями. А помогала нам музыка каких композиторов?

Дети: Э. Грига, М.И Глинки и П.И.Чайковского.

Весна: Весной вместе с природой пробуждается и наша душа. Мы мечтаем о любви, о счастье, загадываем желания… А ведь я Весна – волшебница, и могу исполнить по одному вашему желанию. Я вам дам волшебные камушки. Каждому камушку вы прошепчите своё желание, мечту и выходя из зала бросите его в весеннюю лужицу .Ваша мечта обязательно сбудется! (раздаёт)

Падчерица: Можно и мне камушек? Я хочу загадать, чтоб Весна и Лето были тёплыми! Все близкие – здоровыми и радостными!

(Весна и Падчерица прощаются и уходят. Падчерица бросает камушек в лужицу).

Дети под музыку П.И. Чайковского « Подснежник» выходят из зала, бросая камушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...