Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями в развитии
презентация

Актуальность проблемы. Сущность и этапы психолого-педагогического сопровождения. Цели и задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План:

1.Актуальность проблемы.

2. Сущность психолого-педагогического сопровождения.

3. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.

4. Этапы психолого-педагогического сопровождения.

5. Список используемой литературы.

1. Актуальность проблемы

В настоящее время по некоторым данным 30% детей, поступающих в школу, имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. От 43 до 65% первоклассников испытывают трудности адаптации  на фоне выраженных школьных трудностей. По данным аттестации примерно около 10 % школьников не усваивают материал начальной школы, а 28 % переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. Ежегодно на 10% увеличивается число подростков с нервно-психическими расстройствами.

43 - 65% первоклассников испытывают трудности адаптации  на фоне выраженных школьных трудностей.

Увеличение числа детей с  различными отклонениями в развитии, а также тех, кто испытывает выраженные трудности в обучении, диктует необходимость обеспечить в системе образования службы сопровождения обучающихся и воспитанников, как средства гуманизации образовательного процесса. Исходя из этого, психолого-педагогическое сопровождение видится как в преодолении трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребенка.

1. Сущность психолого-педагогического сопровождения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Психолого-педагогическое сопровождение  ребенка с ОВЗ -  комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Субъекты сопровождения:

- дети;

- родители;

- педагоги.

Сопровождение в детских садах осуществляется следующими специалистами: музыкальный руководители, руководители по физической культуре, логопеды, психологи и педагоги.

Специалисты, осуществляющие сопровождение:

- музыкальный руководитель;

- руководитель по физической культуре;

- логопед;

- психолог;

- педагоги.

Психолого-педагогическое сопровождение характеризуется следующими принципами: системность, комплексность, интегративность, приоритет особых потребностей ребенка, непрерывность.

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

- системность;

- комплексность;

- интегративность;

- приоритет особых потребностей ребенка;

- непрерывность.

Системность реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям. Помощь оказывается одновременно, усилия значимых взрослых координируются и согласуются с потребностями ребенка.

Комплексный характер психолого-педагогического сопровождения проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности.

В сопровождении реализуется принцип интегративности, поскольку предусматривается интеграция различных методов, методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов.

Сопровождение охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную.Учитывается семейный микросоциум, детские предпочтения, взаимоотношения со  сверстниками.

Принцип непрерывности отражает необходимость ранней, с первых дней жизни ребенка, диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всей жизни. В этом усматривается защита прав лица с ОВЗ.

3. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Цель психолого-педагогического сопровождения - создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
  • создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
  • своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
  • повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
  • изучение индивидуальных особенностей детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- оказание помощи;

- создание благоприятного климата;

- диагностика и коррекция нарушений в развитии;

- повышение психологической и педагогической компетентности;

- изучение индивидуальных особенностей детей.

Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.

4. Этапы психолого-педагогического сопровождения.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

- диагностический;

- поисковый;

- консультативно-проективный;

- деятельностный;

- рефлексивный.

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно - проективный этап. Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

5. Рефлексивный этап. Основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- возраст ребенка;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

При построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка;

- возраст ребенка;

- наиболее сформированные навыки;

- позиция семьи по отношению к ребенку;

- возможности образовательного учреждения.

Заслуживает быть отмеченным, что значимым аспектом в системе сопровождения являются отношения ребенка со сверстниками. Специалистам сопровождения необходимо решать проблемные ситуации ребенка, связанные с непринятием его обществом, из-за различных стереотипов, которые можно условно назвать «барьерами», препятствующими полноценному общению детей. Решение подобных ситуаций призывает проводить работу, как с детьми по преодолению у них негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои собственные силы. Это является важным так как детский коллектив для ребенка является мощным ресурсом. Ведь, от того как будут относится к нему его же сверстники, во многом, будет зависеть его душевное состояния и мотивация к учебе.

Именно комплексная деятельность специалистов может принести положительные результаты в решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации наших воспитанников.    

Список используемой литературы:

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексногопсихолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010.

3.        Борякова Н. Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии»,  http://lib.rus.ec/b/347737/read

4.        Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция). Л.П.Григорьева, Л. И. Фильчикова, С. С. Алиева и др.; Под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: Академкнига, 2002.

5.        Колесникова А., «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ»,  Статья z-vadami-rozumovogo-rozvitku.html

6.        Морозова Н.Т. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст] /Н. Т. Морозова. - М.: Просвещение. - 1969.

7.        Обучение детей и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] /Б. П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин [и др.] - М.: Академия, 2003.

МБДОУ детский сад №7 «Радуга», ул.Целинная - 77

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями в развитии

C:\Users\Виктор\Documents\Без названия.png

Составитель:

Педагог-психолог Гросс Е.В.

с. Кулунда

2018


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями в развитии

Слайд 2

43 - 65% первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей.

Слайд 3

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ - комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Слайд 4

Субъекты сопровождения : дед

Слайд 5

Специалисты, осуществляющие сопровождение:

Слайд 6

Принципы психолого-педагогического сопровождения: Системность Комплексность Интегративность Приоритет особых потребностей ребенка Неприрывногсть

Слайд 7

Цель психолого-педагогического сопровождения - создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Слайд 8

Задачи психолого-педагогического сопровождения: Оказание помощи Создание благоприятного климата Диагностика и коррекция нарушений в развитии Повышение психологической и педагогической компетентности Изучение индивидуальных особенностей детей

Слайд 9

Этапы психолого-педагогического сопровождения: Диагностический Поисковый Консультативно-проективный Деятельностный Рефлексивный

Слайд 10

При построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы: - индивидуальные особенности ребенка; - возраст ребенка; - наиболее сформированные навыки; - позиция семьи по отношению к ребенку; - возможности образовательного учреждения.

Слайд 11

Именно комплексная деятельность специалистов может принести положительные результаты в решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Сопровождение детей с "особенностями" в развитии

С согласия родителей (законных представителей) воспитанников в детском саду осуществляется коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с различными нарушениями, которы...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...