Коучинговое сопровождение молодого воспитателя в ДОУ
статья

Зубова Евгения Валерьевна

Коучинг-сессия как форма повышения педагогической компетентности

В методической работе всё чаще используется такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию педагогов.

Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей).

Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е. А. Цыбина, Н. М. Зырянова).

Коучинг – это способ создания условий повышения результативности педагогической деятельности, содействие самообразованию, саморазвитию воспитателей, с помощью консультирования (очного/заочного, тренингов, бесед, семинаров.

Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kouchingovoe_soprovozhdenie_molodogo_vospitatelya_v_dou.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Коучинговое сопровождение молодого воспитателя в ДОУ

Коучинг — это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается в большей степени — на способность человека учиться самому и действовать творчески. (Майлз Дауни). Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество педагогов и вдохновляет их на максимальное раскрытие и развитие личного и профессионального потенциала. Коучинговые технологии позволяют реализовывать принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного обучения как учащегося так и учителя. Выделим пять основных принципов коучинга: Первый принцип коучинга — это равноправие, иначе говоря, партнерство. Именно оно создает благодатную почву для сотрудничества педагогов, учащихся и родителей. Коуч координирует, направляет процесс, не являясь при этом доминирующей силой. Коучинг не ставит своей задачей учить чему-нибудь и наставлять его «на путь истинный». Второй, не менее важный принцип — вера в учителя, его способности и возможности. Главное в процессе коучинга — это задачи и цели заказчика. Потенциал человека огромен, нужно лишь раскрыть его. Третий принцип — отсутствие экспертной оценки. Коуч не предлагает закзчику готовых ответов и решений, заказчик должен «дойти» до них сам. Когда человек принимает решение самостоятельно, он берет на себя ответственность за его выполнение и последствия. Коуч не должен давать советов, подход «если бы я был на Вашем месте, то…» в данном случае неприменим, он может лишь подталкивать клиента к очевидному, направлять его. Четвертый — принцип единства и взаимосвязи. Все сферы жизни человека взаимосвязаны. Если положительные изменения коснутся одной сферы педагога, это непременно отразится на другой. Последний основной принцип — принцип мониторинга. Необходимо понимать, что коуча в первую очередь интересует настоящее и будущее заказчика, чье внимание должно быть сосредоточено на поставленных целях.[1]


Коучинг - тип индивидуально-личностного сопровождения и поддержки, при котором педагог (коуч, партнер, фасилитатор), не дает указаний, не советует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам ребенка, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает его в долговременном индивидуально-личностном развитии. Используя сильные вопросы, в совместной с учеником интеллектуальной работе подводит его к тому, чтобы он сам нашел ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет внимание на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах.

Стимулируя рефлексию обучающимися своих образовательных и жизненных потребностей, целей, потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития

Установки на обучаемость и развитие учащихся: изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны. Для этого у каждого есть все необходимые ресурсы. Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым, понимать, что в основе любого действия ученика лежит позитивное намерение. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ему понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития. (К.Роджерс, М.Аткинсон)

Ведущие методы и технологии обучения – психолого-педагогическое сопровождение в самостоятельном построении учеником индивидуального образовательного маршрута и поддержка в достижении личностно значимых целей в конкретных ситуациях: беседа посредством открытых и «сильных» вопросов. лестница вопросов по логическим уровням, тоны голоса, метод глубинного слушания, партнерское сотрудничество, колесо жизненного баланса, шкалирование, линии времени, метод планирования У.Диснея; лента Гантта, мозговой штурм WORLD CAFE (технологии личностно-ориентированного персонифицированного обучения)

Осознавая различия в позициях и технологиях наставника, тьютора и коуча, учитель при этом должен понимать, что это различие не означают их антагонистического противопоставления. Один и тот же учитель в одних ситуациях, например при овладении обучающимися базовыми умениями и навыками, будет наиболее эффективен как наставник, в других, например, при выборе и построении учеником индивидуальной образовательной программы тьютором, а при его выборе профиля обучения и постановке образовательных или жизненных целей – коучем.

То есть, интегративный характер коуч-позиции педагога является отражением интегративного взаимодействия формирующего, когнитивно-развивающего и личностно-ориентированного обучения в составе гуманистической парадигмы образования. Выполняя в образовательном процессе основную ценностно-мотивационную и личностно-смысловую функцию и представляя собой целостную основу для интеграции технологий формирующего и когнитивно-развивающего обучения, технологии личностно ориентированного обучения позволяют одновременно актуализировать и развивать внутренние ресурсы личности учащихся, формировать у них ключевые компетенции, обеспечивающие возможность самостоятельного решения проблем как в предметной, так в различных других сферах деятельности

Технологично эти признаки проявляются в образовательном процессе посредством:

- совместного с учеником моделирования и погружения в жизненную ситуацию (воображаемую или инсценированную), ориентированную на непосредственное эмоциональное проявление индивидуальных ценностей и открытие для себя смысла в том, что подлежит усвоению;

- вербализации учеником своих оценочно-смысловых установок в контексте изучаемого предметного материала и эмоциональное переживание столкновения личностных смыслов ученика с теми, которыми наполнено изучаемое содержание, посредством выведения его на уровень решения проблем (моральных,социальных,экологических,исторических, религиозных, этнических);

- постижения и раскрытия социальной и личностной значимости изучаемого содержания с позиций личностных ценностей как собственных

- смыслообразующих оснований своей жизни (мировоззрения, смысла жизни, самоотношения).

Эти приемы аксиологической направленности встраиваются в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др.).

Особенностью же коучингового подхода в реализации этих технологий является диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и четырех вопросов планирования и реализации урока:

Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения; организационный этап)

Коуч помогает молодым специалистам вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.); Примеры вопросов:

Представьте себе идеального воспитателя, на которого каждый из вас хотел бы быть похожим?

Насколько ты будешь удовлетворены собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.

Каким теперь видят тебя твои коллеги? Руководители?

Далее коуч помогает подопечномуу осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые, определенные во времени).

Примерные вопросы:

Подумай, чего бы ты хотел получить при изучении данной темы, чтобы к концу занятия сказать: «Мне понравился»? Что бы это было?

В чем конкретно заключается твоя цель?

Почему эта цель важна для тебя?

Насколько достижение этой цели соответствует и взаимодействует с требованиями нового образовательного стандарта (ФГОС), с видением своей миссии, мировоззрением и другими «высокими» целями?

Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?

Как ты узнаешь, что достиг цели?

Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?

Реально ли достичь цель за отведенное время? Если нет, то…?

Каковы возможные осложнения и последствия при недостижении цели?

Этап планирования эффективных действий для достижения

цели        (этап        решения познавательной задачи        при изучении нового материала)

Примерные вопросы:

-Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.

Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще? А еще?

Взгляд на способы деятельности из будущего:

Представь, что у тебя уже есть то, что ты хотел. Каким был предыдущий шаг,

который привел тебя к цели? А еще предыдущий? И т.д.

Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то какие были бы твои действия?

Если бы ты был на месте …..(руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?

Этап        реализации        плана (приверженность цели);(этап закрепления, обобщения, применения изученного на практике на уроке)

Используются известные педагогические технологии формирующего, развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия. Примерные вопросы:

Как ты можешь пойти дальше?);

Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10?

А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?

А если еще на один балл?

И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

Этап завершения (рефлексия; этап подведения итогов, задание на дом)

-Как ты оцениваешь достижение своей цели по шкале «От 1 до 10»?

Какие самые важные для тебя шаги привели к достижению цели?

Сколько времени занимала каждая задача?

Как эти задачи были взаимосвязаны?

Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

Какие еще необходимо сделать шаги, чтобы удовлетворенность результатом была на 10?


[1] Коротаева Л. А., Миннибаев И. И. Коучинг в построении методического сопровождения при подготовке к введению ФГОС в основной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 50-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...

Моё lll место!!! В региональном этапе III Всероссийского конкурса «Воспитатели России» Номинация «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»

Мне очень интересно участвовать в различных конкурсах.  Я творческий человек и всегда стремлюсь вперёд. Меня интересует опыт других педагогов, чтобы достичь новой точки в профессиональном росте и...

VI Всероссийский конкурс «Воспитатели России» Номинация: «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»

Современный ритм жизни требует от педагога постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянн...

План работы тьюторского сопровождения молодого воспитателя на 2018-2019 учебный год

Цель: Повышение профессионального мастерства молодого педагога по вопросу организации психолого-педагогической работы с воспитанниками раннего дошкольного возраста....

Консультация для старших воспитателей "Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ"

Методическое сопровождение имеет большое значение в становлении  молодого педагога, и является приоритетным направлением  деятельности методлической службы, которая занимает особое место в с...