«Что означают русские имена?»
план-конспект занятия (старшая группа)

конспект НОД по социально-коммуникативному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад №7 пгт Серышево

Конспект НОД

 по социально-коммуникативному развитию

 «Что означают русские имена?»                                                                      

воспитатель:

Кураченко В. И.

пгт Серышево

Цели: Формирование представлений детей о традициях и культуре своего народа; о значении имени человека, об образовании русских имен.                          Задачи:

-знакомить детей с культурой и традициями своего народа;                                  -дать представления об образовании  русских имён, со значением имени для человека, с понятием «тезка»;                                                                                --раскрыть детям значение их имен;

-совершенствовать умение образовывать однокоренные имена нарицательные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов:           -еньк-, -оньк-, -ечк-, -очк-;  по образцу образовывать фразовые обороты в прошлом, настоящем и будущем времени;

-развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний, приобщать к познавательным беседам;                                                                                          -формировать навыки вежливого обращения к окружающим;                                          -воспитывать чувство самоуважения.

                                                                                                                           Предварительная работа:  разучивание  пальчиковой  гимнастики «Мальчик-пальчик»,  танца под «Московскую кадриль»;  отгадывание загадок о человеке, о частях тела;  беседы с детьми об именах  их близких: мам, пап, дедушек, бабушек;  настольно-печатная игра  «Я и мое тело»;  рассматривание детьми своей внешности в зеркале;  словесные игры на образование слов при помощи суффиксов -еньк-, -ок-, -ек-;  работа с семьей: детям узнать у своих родителей, почему им дали такие  имена.

                                                                                                                                       Оборудование: мультимедиопроектор с ноутбуком, компьютерная презентация на тему: «Что в имени твоем таится?», аудиозаписи для физкультминуток, карта-схема «Вырасти имя», три цветка разного размера с рисунками (младенец, школьник и взрослый), открытки (по количеству детей), фотографии присутствующих детей на открытках с их именами и  расшифровка значения имен, стихотворение об их именах, изображение веселого смайлика.

                                                                                                                                                         Ход НОД

НОД проводится в групповой комнате. В одной половине группы для просмотра компьютерной презентации установлен  проектор, подготовлен экран. Рядом с экраном стоит накрытый тканью  мольберт, на котором изображения цветов для словесной игры " Как растет мое имя». Мольберт Детские стулья расставлены полукругом по обе стороны от проектора. Дети входят в группу под спокойную музыку, рассаживаются на стулья.                               

                                                                                                                                                                                     Воспитатель: - Ребята, попрошу вас быть внимательными, послушать загадку и отгадать ее.          

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у внучки есть,

И у кошки есть,

А чтобы его узнать,

Надо вслух сказать. (Имя)

Воспитатель: - Правильно, ребята, это имя.  И сегодня мы поговорим с вами  об именах. Ведь имя есть у всех людей. Каждый имеет право на имя. Как вы думаете, ребята,  зачем человеку имя?

Дети: - Без имени  трудно общаться друг с другом, понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях.

                                                                                                                                                      Рассказ воспитателя сопровождается показом компьютерной презентации «Что в имени моем таится?»

                                                                                                                              Воспитатель: Сегодня я расскажу вам, как раньше на Руси давали имена. Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода.                                                                                                      

                                                                                                                                                          На слайде – изображение ребенка в колыбели. 

Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные добрые пожелания.

                                                                                                                                                   На слайдах – народ в национальных русских костюмах: водят хоровод, празднуют за столом.

                                                                                                                                         Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, умей пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять".

                                                                                                                                                 На слайде – изображение мальчика в русском костюме.

                                                                                                                                                          Девочке желали: "Будь, как мать, приветливой, скромной,  мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".

На слайде – изображение девочки в русском костюме.

                                                                                                                                               Наши предки очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными,  мудрыми, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня -  значит добрый, делающий добро; Любомир - что значит любящий мир; Людмила обозначает милая людям. Если ребенок был долгожданным, его называли Ждан . Забавному давали имя Забава. К древнерусским именам относятся и такие имена как: Надежда, Вера, Любовь.

                                                                                                                                                    На слайде – надпись: «Имена в Древней Руси», под надписью – изображение младенца.

Также  давались числовые имена: родился первый ребенок, его называли: девочку - Перва, мальчика - Первой. Родился второй ребенок, называли Второй или Вторак. Как вы думаете, как называли ребенка, родившегося третьим?

Дети. Третьяк, Третий.

Воспитатель. А того, кто родился четвертым, как - бы вы назвали?

Дети. Четверть, Четвертак.

На слайде надпись: «Числовые имена», изображение нескольких детей в русских костюмах.

Воспитатель. Давали имена детям и по внешним признакам. Ребенка  с черными волосами называли: Черный, Чернавка. Родился ребенок очень маленьким, значит носить ему имя - Малый.

                                                                                                                                                                     На слайде надпись: «По внешним признакам», под надписью – изображение детей различного роста, внешности.

Обращали внимание и на характер детей. Любящего смеяться называли Смеян, доброго - Добр, храброго -  Храбр, умного - Умник.

На слайде – изображение детей: один читает книгу, другой прыгает по избе.

А  как вы думаете, в какое время родился ребенок по имени: Зим, Весень, Мороз? 

                                                                                                                                                                Дети отвечают.

На слайде – изображение картин с разными временами года.

Вот какие имена давали детям на Руси. Ребята, вы запомнили, по каким признакам их давали?

Дети отвечают.

Имя есть не только у человека. Сказочные герои имеют свои имена. Они помогают нам угадать характер того, о ком идет речь, рассказывают, что он умеет делать или как он выглядит.

Давайте попробуем расшифровать имена сказочных персонажей.

На слайде надпись – «Сказочные персонажи».

В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли…

Дети.  Красная Шапочка.

На слайде – изображение Красной Шапочки.

Воспитатель. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, ростом всего в один дюйм. Ее так и прозвали…

Дети.  Дюймовочка.

На слайде – изображение  Дюймовочки.

Воспитатель. Девочка, беленькая, как снежок, и сама вся из снега сделана…

Дети.  Снегурочка.

На слайде – изображение Снегурочки.

Воспитатель. Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке. Они приходят к нему и жалуются, что у них все болит?  

Дети.  Айболит.                                                                                                                             На слайде – изображение  Айболита.                                                                                                                     Воспитатель: - Молодцы, ребята, правильно расшифровали имена сказочных героев.

Риты, Саши и Аринки,                                                                                               Приглашаю на разминку!

Буратино потянулся.
  Буратино потянулся,
  Раз нагнулся, два нагнулся.
  Руки в стороны развёл,
  Ключик видимо нашёл,
  Чтобы ключик тот достать,
  Надо на носочки встать.

Ребята, а знаете ли вы, почему вас назвали такими именами?

Дети отвечают.

На слайде надпись: «Тайна вашего имени».

Если вас назвали в честь кого-то, то это проявление уважения к этому человеку. Мама и папа ждали вашего рождения, готовились к нему. Выбирали вам имя. Это очень трудно, потому что имен много, а выбрать надо только одно.

С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Оно награждает человека и разными отличительными чертами характера. Каждое имя имеет свою тайну, свое значение. Хотите узнать, что обозначает ваше имя?

Дети отвечают.

Рассказ воспитателя сопровождается показом компьютерной презентации «Тайна вашего имени».

Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Таких людей называют «тезки».

На слайде фотография двух девочек с одинаковым именем.

На слайде фотография двух мальчиков из нашей группы с одинаковым именем. Кирилл – повелитель, владыка – древнегреческое имя.

На слайде фотография двух детей – мальчика и девочки  из  группы с одинаковым именем.  Александр, Александра – защитник, защитница – греческое имя.

Посмотрите, оказывается, тезками могут быть не только люди одного пола, но и разных полов. То есть одинаковое имя может быть у мужчины и у женщины. Какие вы знаете имена, которые могут носить и мальчик, и девочка?

Дети.  Женя, Саша, Валя.

Воспитатель. Так как называют людей с одинаковыми именами?

Дети.  Тёзки.

Воспитатель. Вот и разгадали мы тайну ваших имен. У вас у всех очень красивые имена, и мне кажется, что они вам подходят.

 А какие имена  нравятся вам? 

Дети отвечают.

Зрительная гимнастика.

Любопытная Варвара.

Смотрит влево,                                                                                                                      (Дети выполняют движения глазами по тексту.)                                                             Смотрит вправо.                                                                                                                      Смотрит вверх,                                                                                                                         Смотрит вниз.                                                                                                         (Посмотреть на кончик носа.)                                                                                                   Чуть присела на карниз,                                                                                                                 А снего свалилась вниз!                                                                                             (Посмотреть вниз.)

Продолжим нашу беседу. К сожалению, очень часто я слышу, как вы называете друг друга по имени грубо, некрасиво: Дашка, Машка, Вовка. Как вы думаете, это культурная форма обращения по  имени? Вам нравится, когда вас так называют?

Дети отвечают.

Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. Такое обращение может расстроить и оскорбить человека. Если вы так обращаетесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный. Давайте мы вместе потренируемся в вежливости и воспитанности, поиграем в игру «Культурное приветствие».

                                                                                                                                                  Детям предлагается встать возле стульев. Дети передают друг другу улыбающийся смайлик и произносят приветствие, называя имя рядом стоящего ребенка.

Ребята, называя чье-либо имя, можно узнать большое количество информации. По имени мы узнаем о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.  А знаете ли вы, что ваше имя растет вместе с вами?

Дети отвечают.

Словесная игра «Как растет мое имя».

 На мольберте изображение цветов  разной величины:  маленькой,   средней, и большой. В середине цветка маленького размера - изображение младенца,  на цветке средней величины - школьник со школьницей, на большом цветке изображение взрослого мужчины и женщины. Цветы на мольберте расположены в произвольном порядке.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на цветы. Что вы видите в середине каждого цветка?  

Дети отвечают.

Чем отличаются цветы?

Дети.  Цветы разной величины: маленький, средний, большой.

Воспитатель:  Хотите увидеть, как растет имя?

Дети отвечают.

Когда я была совсем маленькой, меня называли: «Валечка» (воспитатель показывает детям маленький цветочек), в детском саду и школе меня называли «Валя» (показывает цветок средней величины), а когда я стала взрослой (показ большого цветка), меня стали называть «Валентина Ивановна». Вот как выросло мое имя!

А теперь вы попробуйте  вырастить  свое имя: передавайте маленький цветок друг другу и начинайте свою фразу с таких слов: «Когда я была (был) маленькой (маленьким)  меня называли…» (Дети передают цветок, называют имена, когда все назовут имя, - цветок ставят на мольберт).

Теперь передаем цветок среднего размера и начинаем свою фразу так: «Когда я подросла (подрос), меня стали называть…» (Дети передают цветок, называют имена, когда все назовут имя, - цветок ставят на мольберт над цветком маленького размера).

Передаем самый большой цветок и говорим: «Когда я повзрослею, меня будут называть…» (Дети называют свое имя и отчество.) (Цветок самого большого размера помещают над цветком среднего размера.)

Вот как выросло ваше имя, а вместе с ним вырос и цветок.

Ребята, как вы думаете, верна ли поговорка: "Не имя красит человека, а человек имя"?

Дети отвечают.

Я согласна с вами, что люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы при упоминании его имени,  окружающие люди сразу вспоминали  о хорошем, добром…

                                                                                                                                  Воспитатель: Ребята, так зачем же человеку нужно имя?

Дети отвечают.

Что вам сегодня понравилось в нашей беседе?

Дети отвечают.

Сегодня мы с вами узнали, как раньше на Руси давали имена  своим детям. Выяснили, для чего людям нужны имена, и как нужно вежливо обращаться  друг к другу.  Для нас приоткрылась тайна значения имен.

Список литературы

  1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: М.: Просвещение, 1985.
  2. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду: Методическое пособие.- М.: ТЦ СФЕРА, 2009 № 4
  3. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ, семье – М.: ТЦ СФЕРА, 2010 № 6
  4. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие- М.: ТЦ СФЕРА, 2010 (Библиотека воспитателя) № 3.
  5. Компьютерные презентации: http://slovari.yandex.ru/dict/io  Исторические сведения;  http://www.solnet.ee/names/n_02_01.htm  - стихи, полезные сведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проектной деятельности "Что означает имя?"

Дать детям понятие, что такое имя и отчество; от какого смысла слова они произошли; познакомить детей с информацией, которую несёт в себе имя....

Конспект занятия по развитию речи Что означает простое "здравствуйте"

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить детей с правилами приветствия, историей этих правил; вызвать интерес, эмоциональный отклик и желание соблюдать правила приветствия в процессе общения с окружающими....

конспект занятия "Что означают наши имена"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомить детей с правом на имя, фамилию; учит применять  это право в жизни....

Конспект занятий по правовому воспитанию в подготовительной к школе группы «Что означают наши имена»

Тема: «Что означают наши имена» Цель: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Задачи: Рассказать о том, как на Р...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»

Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»...

Важность родительского внимания в воспитании ребёнка! Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять внимание", на самом деле гораздо глубже, чем вы можете себе это пред

Как важно быть внимательным родителем для своего ребенка? Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять вним...