с чего начинается родина
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Паспорт проекта
Полное наименование проекта | «С чего начинается Родина?» |
Разработчик проекта | Ершова Любовь Викторовна, воспитатель подготовительной группы |
Цель проекта | Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников. |
Задачи проекта | Для детей: 1.Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. 2.Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. 3.Воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам. 4.Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защищать её. 5. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями. Для родителей: 1.Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды. 2.Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности. |
Прогнозируемые результаты проекта | Для детей: 1. У детей повысится уровень патриотического воспитания. 2.Сформируется положительное отношение к окружающему миру социальных отношений. 3.Сформируется положительное отношение к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам. 4.Сформируется положительное отношение к природе, желание беречь её. 5.Овладение речевыми умениями. Для родителей: 1.Участие родителей в совместной продуктивной деятельности. 2. Повышение педагогической культуры родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Продукт совместной деятельности: 1. Краткосрочные проекты: «Я и моя семья», «Край, ставший судьбой», «Растим патриотов России». 2. Конспекты занятий: «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Моя Родина – Россия», «Защитники Отечества», «Знакомство с гербом, флагом России». 3. Выставка совместных работ (рисунки и рассказы): «Мой любимый край», «Моя мама лучше всех». 4. Выставка детских рисунков «Наша армия родная», «Моя мама лучше всех», «Любимый край» 5. Сувениры для мам и пап. 6. Коллаж «Мой любимый посёлок». 7. Альбом государственных символов России, «Солдаты Российской армии». 8. Выпуск газеты «Живем-бываем» - «Мы патриоты!» Акции: - «День добрых дел». - «Посылка солдату Российской Армии», - «коллективное письмо солдату». - «Покормим птиц зимой». -«Спасти и сохранить». Традиции группы: -Поляна добрых дел 9. Сценарий детско-родительского клуба: «Край, ставший судьбой». 10. Обогащение предметно-развивающей среды: мини – музей «защитники Отечества», уголок государственной символики. |
Участники | Дети старшего дошкольного возраста и их родители. |
Тип проекта | Исследовательско - творческий |
Сроки реализации: | I этап Подготовительный: 1.Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ). 2. Изучение литературы по теме. 3.Постановка целей и задач, определение методов и приемов. 4.Составление перспективного, тематического плана. 5.Подготовка оборудования и материалов. 6. Оснащение предметно-развивающей среды. 7. Анкетирование родителей. 8. Составление информационных листов для родителей. II этап – Организационный: Организация мероприятий по перспективному планированию. III этап – Завершающий: - оформление результатов уровня сформированности дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию; - итоговое анкетирование родителей; - систематизация наработанного материала (конспекты занятий, краткосрочные проекты, газета «Живем- бываем», фото, детская, совместная продуктивная деятельность). IV этап – Презентационный: - Презентация «Генеалогическое древо семьи». - Презентация коллективного рассказа «Мой родной поселок!», рассказов детей «Моя мама лучше всех!» - Презентация рисунков «Мой любимый край», «Наша Армия родная!», «Моя мама лучше всех!». |
2.1 Актуальность
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»)
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина российского общества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников - «С чего начинается Родина?».
Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной, региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется исследователем как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Исследования педагогов, ученых (М.Ю. Новицкой, Т.А. Будариной, Л.С.Куприной, С.А.Козловой, Л.А. Кондрыкинской, Э.К. Сусловой) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Концептуальные основы проекта.
В основе проекта представлены концептуальные идеи:
- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками. (по теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода).
- Целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации. (В.М. Крулехт)
Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).
Реализация важнейших положений Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а так же достижения отечественной педагогики и психологии в области нравственного воспитания и развития ребенка (исследования Р.И. Жуковской, Т.А.Макаровой, В.Г. Нечаевой, Т.А.репиной, С.А.Козловой, А.Д. Кошелевой и др.).
Программа «Детство» предполагает достаточно активное знакомство детей с родным краем, историческими и культурными ценностями.
Таким образом, задача формирования у ребенка чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности, ответственности по отношению к людям, населяющим ее, - ставится в русле развития социальных эмоций и мотивов как нравственной основы социального поведения и общения. При этом акцент делается на выработку у ребенка ценностного отношения к социальной действительности, осознания своего места в системе отношений с окружающим миром.
Проблема: Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
В связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Таким образом, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.
Новизна технологии нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Задачи:
- Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
- Воспитание уважительного родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.
- Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защищать её.
- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями.
Для родителей:
1.Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды.
2.Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Гипотеза:
Гипотезой проекта является предположение о том, что система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством внедрения нетрадиционных форм совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого будет способствовать:
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. У детей повысится уровень патриотического воспитания.
2.Сформируется положительное отношение к окружающему миру социальных отношений.
3.Сформируется положительное отношение к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.
4.Сформируется положительное отношение к природе, желание беречь её.
5.Овладение всеми речевыми умениями.
Для родителей:
1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
2.Повышение педагогической культуры родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Перспективный план реализации проекта
Мероприятия | ||
Для педагога | Для детей | Для родителей |
| ||
1.Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ). 2.Изучение литературы 3.Постановка целей и задач, определение методов и приемов. 4.Составление перспективного плана. 5.Составление анкет для родителей. 6.Оформление развивающей среды. 7.Изготовление и комплектация пособий для проведения мероприятий. 8.Разработка сценариев детско-родительских клубов, викторин, мини-проектов, игр по теме. 9.Составление информационных листов для родителей 10.Распределение обязанностей. | 1. Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников. | 1Выявление уровня педагогической культуры родителей по формированию нравственно – патриотических чувств у детей (анкетирование) |
II этап – организационный этап | ||
1.Проведение мероприятий по теме. | 1.Участие детей в совместной игровой, практической деятельности. | 1.Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды. 2.Оказание помощи в проведении мероприятий. 3.Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом. 4. Участие в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу». |
III. Завершающий этап | ||
1. Систематизация практического материала (конспекты занятий, игры, фото, детская продуктивная деятельность). | 1.Сравнительный педагогический анализ уровня сформированности детей; 2.Оформление результатов педагогического наблюдения. | 1.Отзывы родителей 2.Участие в выставках, детско-родительских встречах в семейном клубе. 3.Подведение итогов анкетирования. |
Перспективное планирование работы
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа педагога | |
Сентябрь | |||
1.Педагогическое наблюдение по разделу «Ребёнок входит в мир социальных отношений» | 1.Анкетирование 2.Сбор информации о детях, родителях 3.Подведение итогов анкетирования. 4. Знакомство с целями и задачами проекта «С чего начинается Родина?» 5.Памятка: «Семь правил мудрого родителя»
| 1.Подбор методической литературы. 2.Составление анкет. 3.Оформление результатов педагогического наблюдения по социальной компетентности детей. 4.Работа над понятием «Семья». 5.Подбор фотографий для оформления центров. | |
Октябрь | |||
1.Презентация центров. 2.Деятельность в «центрах активности» организовывается каждый день во II половине дня. 3.Организация игр. Игры народов севера: - «Солнце», - «Каюр и собаки» 4. Режиссерская игра «Мы журналисты» 5.Беседы: -«Кто такой корреспондент?» «Чем богат наш край», 6.Чтение произведений. «Солнечный букет» В.Морковкина. 7. Слушание песен. 7.Акция: «День добрых дел», «Поздравь пожилого человека». | 1.Участие в оформлении развивающей среды. 2. Консультация «Чем занять ребёнка дома» 3. Папка – передвижка «Учим вместе с детьми» 5. Чтение с детьми рассказов, стихов о стране, природе, дружбе. | 1.Разработка информационных листов для родителей. 2.Изготовление планшета с фотографиями детей. 3.Изготовление схем, мнемотаблиц. 4. Подбор игр народов севера. 3. Оформление выставки «Генеалогическое древо семьи» | |
Ноябрь | |||
1.Беседы: «Наш посёлок и селяне», «Как правильно познакомиться с главой нашего поселения?», «Наши достопримечательности». 2.Целевые прогулки, экскурсии: По улице «Садовой», «Администрация поселения», «Школа» 3.Рассматривание: Буклет «Наш округ», «Нефтеюганский район», «Полезные ископаемые нашего края», «Гербарий дикорастущих растений» - растения нашего края. 4.Игры народов севера: «Полярная сова и евражки», «Волк и олени», «Рыбаки и рыбки», «Ловкий оленевод», «Белый шаман». 5.Чтение. «Айога», «Кукушка», «Буровичок Югорка» О.Лебедева. 6.Презентаци рисунков: «Любимый край» | 1.Участие в подборке материала в «центры активности». 2.Составление генеалогического древа семьи. 3.Оказание помощи в составлении семейного древа. 4. Консультация: «Формирование «образа семьи» у старших дошкольников».
| 1.Подбор художественной литературы. 2. Оформление выставки рисунков. 3. Составление консультации для родителей. 4. Оформление информационных листов. 5.Подготовка вопросов к интервью с главой сельского поселения. | |
Декабрь | |||
1.Беседа: «Я живу в Каркатеевы», «Наша Родина Россия». 2. Викторина «Знаешь ли ты край, в котором живёшь» 3. Экскурсии по поселку. 5.Акция: «Спасти и сохранить» 6.Презентация коллективного рассказа и коллажа «Мой любимый поселок Каркатеевы!» | 1.Памятка для родителей: Права ребёнка на игру в семье. 2.Помощь в оформлении снежного городка. 3.Встреча с родителями в семейном клубе. Тема: «Край, ставший судьбой» | 1.Помочь детям найти информацию об истории нашего посёлка. 2.Подготовка викторины «Знаешь ли ты край, в котором живёшь» | |
Январь | |||
1.Беседа «Наше государство – Российская Федерация». 2.Занятие-исследование «Двуглавый орел и всадник». 3. Рассматривание альбома «Государственная символика». 4.Чтение: А.Лопатина «Начало мудрости» (любовь к Родине). 5.Аппликация «Флаги разных стран» 6.Акция: «Покормим птиц зимой» | 1.Консультация «Корни нравственности» 2.Участие в родительской гостиной: «Край, ставший судьбой». 3. Памятка «Государственная символика» | 1.Оформление уголка символики 2. Подбор рассказов, стихов, сказок народов севера. 3.Изготовление и оформление картотеки народных игр. | |
Февраль | |||
1.Беседа: «Тот герой, кто за Родину горой» Рассматривание иллюстраций 2.Экскурсия в музей. 3.Составление рассказов по иллюстрациям «Защитники отечества» 4.Составление коллективного письма «Письмо солдатам» 4.Выставка рисунков по теме: «Наша армия родная». 5.Экскурсии: - к памятнику солдата, -опорному пункту милиции. 6.Пополнение альбомов: «Солдаты Российской армии», «Рода войск» 7.Оформление мини-музея «Защитим Отечества» 8.Участие в акции: «Посылка солдату». 10.Чтение книг «Стихи о Советской армии», «Шёл по улице солдат» С. Баруздина Творческая игра: «Моряки», «Военные», «Пограничники», «Подъём – отбой» | 1.Помощь в оформлении мини – музея. 2.Пополнение альбома фото: «Солдаты Российской армии» 3.Участие в Акции: «Посылка солдату» 5.Оказание помощи детям в оформлении рисунков: «Наша Армия родная» 6.Памятка: «Что делает мужчину хорошим отцом» 7.Консультация: «Роль отца в воспитании ребёнка». 8.Памятка: «Авторитет – основа воспитания» 9.Оказание помощи детям в: составлении писем, участие в конкурсе рисунков, сборе фотографий и иллюстраций для альбомов, сбор реквизита для мини-музея. | 1.Вопросы для бесед с детьми по теме «Защитники Родины». 2.Разработка памяток, рекомендаций, консультаций, информационных листов для родителей по теме проекта. 3.Организация и оформление выставки рисунков «Наша армия родная», альбомов «Солдаты Российской армии», «Рода войск» 4.Оформление коллективных, индивидуальных рассказов и мини-музея по теме проекта. 5.Организация экскурсий. 6.Организация Акции: «Посылка солдату» 7.Подготовка и участие в празднике «Сильные, смелые, ловкие, умелые» | |
Март | |||
1.Занятие «Я и моя семья» 2. Составление рассказа «Моя мама лучше всех». 3.Изготовление сувениров для мам. 4.Выставка рисунков «Моя мама лучше всех» 5.Презентация рисунков и рассказов «Моя мама лучше всех!» | 1.Рекомендации «Воспитание доброты». 2.Помощь детям в составлении рассказов «О маме». 3.Конкурс рисунков с рассказами: «Моя мама лучше всех». 5.Памятка: «Искусство быть родителем». | 1.Оформление выставки рисунков и рассказов «Моя мама лучше всех!» 2.Подоготовка к конкурсу «Моя мама лучше всех» 3.Оформление информационных листов, памятки для родителей. | |
Апрель | |||
1.Беседа «Защитники Отечества» 2.Экскурсия в музей. 3. Экскурсия в пожарную часть. 4. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов. 5. Изготовление коллажа «Чтим память наших героев». 6.Чтение: Маяковский В.В. «Кем быть?», Благинина Е. «Шинель», П.Бажов «Голубая змейка», Ю. Збанацкий «Щедрый ежик», слушание музыкальных произведений Д. Шостакович «Марш», Я. Дубравина «Буденновец», Песни рожденные в Нефтеюганском районе «С днем Защитника Отечества». | 1.Памятка «16 правил нравственности» 2. Выставка поделок к празднику. 3.Ознакомление с газетой «Живём – бываем» 4.Консультация: «Наказание ребёнка» | 1.Выпуск газеты «Живём – бываем». «Мы патриоты» 2.Подготовка материала к презентации. 3. Разработка памятки, консультации для родителей. | |
Май | |||
1.Беседа «Дети войны», «Как хорошо, если мир на Земле» 2.Участие в митинге посвященному 9 Мая. 3. Рисование «Салют». 4.Подведение результатов педагогического наблюдения социальной компетентности детей 5.Презентация рисунков «Наша Армия родная!». | 1.Итоговое анкетирование. 2.Ознакомление родителей с итогами проекта: «С чего начинается Родина?» | 1.Подведение итогов по проекту. 2.Составление планов на будущее. 3.Подготовка к презентации. |
Перспективное планирование работы с родителями
Сроки | Мероприятия |
1 квартал |
|
2квартал |
|
3квартал |
«Генеалогическое древо семьи», коллективного рассказа «Мой родной поселок!», рассказов и рисунков детей «Моя мама лучше всех!», рисунков «Мой любимый край», «Наша Армия родная!». |
3.3. Литература:
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2003.
- Антонова Т.В., Кузьменко Г.А. и др. Социально-нравственное развитие ребенка в детском саду.// Детский сад от А до Я. 2004, 6.
- Арапова – Пискарёва Н.А. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Под общ. Ред. Т.И.Оверчук. –М.,2004.
- Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство» – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго- М.: Просвещение, 2001.
- Кондрыкинская Л.А. С Чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. –М6ТЦ Сфера, 2003
- Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…; Практическое пособие для работников ДОУ. –М.6 АРКТИ, 2003.
- Киселева Л.С. Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: АРКТИ, 2003.
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами: Методические рекомендации. -М.: АРКТИ, 2003.
Актуальность.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности».
Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!!» Часто ли мы слышим эти фразы?
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике. Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.
Технология опыта.
Для того чтобы внедрить проект, определила состояние предметно-развивающей среды, провела педагогический анализ детей, анкетирование родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Итоги анкетирования родителей показали, что родители считают себя патриотами, но не имеют достаточно знаний о русской народной культуре и традициях; не могут в доступной форме донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать патриотические чувства у дошкольников. Таким образом, необходимо повысить уровень компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию, также привлекать к участию в совместной деятельности с детьми, педагогами.
На этом этапе был выявлен уровень сформированности знаний и умений детей по разделу «Социальный мир» основываясь на рекомендации программ «Детство», «Мой родной дом». Уровень развития детей на начало учебного года составил - 53%. Педагогический анализ показал, что у детей недостаточно сформированы показатели по патриотическому воспитанию. Возникла необходимость в использовании новых эффективных методов и приемов по формированию у дошкольников нравственно-патриотических ценностей.
Итак, исходя из полученных данных, был разработан проект «С чего начинается Родина?» по формированию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
В своих идеях Л.С. Выгодский утверждал, что развитие ребёнка в обществе, преобразование социального в индивидуальное, происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Именно сотрудничество ребёнка со взрослым, содействие со взрослым и сверстниками, и выступают как основа социализации личности. Реализация проекта происходит в процессе совместной работы педагога, детей и родителей, через разнообразные формы работы с детьми и виды деятельности.
Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:
На первом подготовительном этапе было проведено педагогическое наблюдение детей и анкетирование родителей, определены цели и задачи; подобрана методическая и художественная литература, подготовлен необходимый материал, оформлена предметно-развивающая среда, разработаны краткосрочные проекты, сценарий викторины, детско-родительских клубов, составлены памятки, консультации для родителей.
На втором этапе проведена работа по краткосрочным проектам, занятия с детьми в соответствии с перспективным планом, интервьюирование, совместные мероприятия с семьями воспитанников. Оформлены выставки детских работ: рисунки, игры, альбомы, рассказы детей, интервью, приняли участие в конкурсе рисунков «Моя мама лучше всех», «Спаси и сохрани природу нашего края». По итогам проекта выпущена газета «Мы патриоты».
Особое внимание было обращено на специфику работы с детьми в условиях проекта, отмечены такие моменты, как введение в доступной восприятию ребенка проблемной ситуации, поощрение самостоятельности, ненавязчивое вовлечение родителей в совместную деятельность.
Чтобы помочь детям реализовать полученные знания в практической деятельности были оформлены и оснащены все центры активности «наш край», «уголок символики». Центры содержат различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, фотоальбомы, символика страны: герб, флаг, портрет президента, карта России, глобус, буклеты, наборы открыток, русские игрушки, кукла в национальном костюме). Оформлен мини – музей. Материалы центров, музея постоянно пополняются, изменяются.
В самостоятельной деятельности проводились игры: сюжетно – ролевые, строительно – конструктивные, режиссерские, театральные, игры - драматизации, народные, хороводные, развивающие, подвижные игры и спортивные развлечения, игры - экспериментирования. В процессе игры у дошкольников накапливаются представления об окружающем мире, нравственных ценностях, обогащается речь вежливыми речевыми оборотами. Дети активно выражают в поступках и действиях доброе отношение к близким, друзьям, сверстникам, отражают новые полученные знания в замыслах игр, выражают некоторую критичность по отношению к своим результатам, стремятся преодолеть свои недостатки. В процессе поисково-игровой деятельности ребята мечтают о благородных поступках, воображают себя в роли защитника слабых, угнетённых, в роли носителя добра и справедливости, мечтают быть президентом, врачом, пограничником, похожим на главу нашего поселения, выражают активное стремление к школе, желание научиться писать, самостоятельно читать книги.
III этап – итоговый. Были оформлены результаты работы, систематизирован материал, оформлены выставки совместных работ. Проведено повторное анкетирование родителей, которое показало, что родители стали рассказывать детям в доступной форме о родном крае, рассказывать о традициях своей семьи, читать книги, обсуждать совместно с детьми их работы и достижения. В семьях ведётся совместная деятельность.
Итоговое педагогическое наблюдение показало, что проводимая работа оказывает положительное влияние на развитие нравственно – патриотического воспитания. У детей прослеживается рост знаний, умений и навыков: уровень развития детей по разделу -17%.
Виды деятельности
Технология проекта построена на взаимодействии разных видов деятельности.
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс формирования нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:
При выборе средств, методов патриотического воспитания, выбираем такие виды деятельности, которые свойственны детям дошкольного возраста.
Под понятием «деятельность» мы понимаем специфический вид активности ребёнка, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Исходя из этого, в нашем понимании поисковая деятельность - комплекс целенаправленных действий с целью получения информации в определенной интересующей области.
Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор детей, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. Способность перерабатывать информацию говорит о том, что ребенок способен к поисковой деятельности, самостоятельному получению информации, способен ее осмыслить и прийти к правильным умозаключениям.
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения;
- элементарный анализ;
- метод моделирования и конструирования;
- метод проектной деятельности;
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;
-метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;
- решение логических задач;
- экспериментирование.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материал и способствуют закреплению чувств;
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве;
- беседа – является связующим звеном.
Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Для реализации проекта используем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсии в музей;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по поселку, целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- оформить коллекции семян для занятия, разного природного материала;
- организовать конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми
- занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- все виды творческой художественной деятельности детей.
- проведение совместных праздников.
- использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- экскурсии, целевые прогулки (по поселку).
- детская благотворительность (акции «поздравим пожилого человека», «спасти и сохранить» и т.д.).
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения, наблюдения, интервьюирование).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Интересно прошла сюжетно-ролевая игра «Мы-журналисты», ребёнку предлагается взять интервью у представителя какой-либо профессии. Журналисты – ежедневные гости во всех центрах активности и в учреждениях нашего посёлка. Дети запоминают лица людей той или иной профессии, узнают по манере говорить, знакомятся с деятельность сотрудника, предметами заместителями, пытаются подражать.
Игра – вещь серьёзная, поэтому подготовка к ней достаточно трудная и занимает значительно больше времени, чем сама игра. В качестве эффективного приема диалогической речи использовали моделирование. Опорные карты-схемы помогали ребенку во время воспроизведения или создания диалога.
Условия по формированию патриотических чувств у дошкольников.
- единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;
- взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса;
- признание ценности образовательного пространства всеми участниками проектной деятельности.
Повторное педагогическое наблюдение показало, что проводимая работа по проекту «С чего начинается Родина?» оказывает положительное влияние на формирование патриотических чувств. У детей прослеживается рост знаний, умений и навыков: уровень повысился на 17%. (Приложение 11)
Подводя итоги работы по патриотическому воспитанию у детей старшего возраста можно отметить, что естественно и органично реализовываются поставленные цели и задачи социального, нравственно-патриотического, эстетического воспитания, художественного и творческого развития детей.
Таким образом, реализация проекта предполагает использование разнообразных методов воспитания и образования, внедрение в педагогический процесс нетрадиционных форм и приёмов в совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого, систематическую работу по формированию нравственно – патриотических качеств, с включением всех участников педагогического процесса.
Работа с родителями
Особое внимание уделяли укреплению связей с родителями. Одной из основных задач в процессе реализации проекта была вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми. В работе с семьёй опирались на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что советские люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина Доброты, честности, трудолюбия.
Родители оказали неоценимую помощь в пополнении центров разнообразными материалами, участвовали в викторинах и детско-родительских гостиных, проявили большую активность в создании альбомов и в оформлении выставок рисунков. В работе с родителями использовали различные формы работы: анкетирование, консультации, рекомендации, беседы, информационные листы, папки-передвижки. Если у родителей возникали вопросы или предложения по теме, мы сообща находили ответы и решения, прибегая к методической литературе.
Для повышения родительской компетентности по проблеме формирования нравственно – патриотического воспитания провели консультации «Формирование «образа семьи» у старших дошкольников», «Корни нравст-венности», «Наказание ребёнка»; рекомендации «Искусство быть отцом», «Права ребёнка на игру в семье»; памятки «Что делает мужчину хорошим отцом?»; папки-передвижки «Учим вместе с детьми», «Семь правил мудрого родителя»; организовали детско-родительские гостиные в клубе «Навстречу друг другу».
Таким образом, родители стали активными участниками встреч, помощниками детей и воспитателей, научились эмоционально поддерживать своего ребенка.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогло объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Критерии результативности работы:
- осознанность, системность знаний; свободное владение материалом.
- устойчивость интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений;
- стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий.
- активность участия родителей в мероприятиях группы.
Результаты работы
Организация деятельности по проекту «С чего начинается Родина?» позволила повысить интерес детей и родителей к патриотическому воспитанию, повысилось эмоциональное благополучие воспитанников. Сформировано положительное отношение к окружающему миру, миру социальных отношений, к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.
Технология проекта позволила заинтересовать родителей активно участвовать в учебно-воспитательном процессе.
Продукт деятельности:
1. Краткосрочные проекты «Я и моя семья», «Край, ставший судьбой», «Защитники Отечества».
2. Занятия: «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Моя Родина – Россия», «Защитники Отечества», «Знакомство с гербом, флагом России».
3.Обогащение предметно-развивающей среды: мини – музей «защитники Отечества».
4. Выставка совместных работ (рисунки и рассказы): «Мой любимый край», «Моя мама лучше всех».
5. Выставка детских рисунков «Наша армия родная».
6. Сувениры для мам и пап.
7. Альбом государственных символов России.
8. Картотека подвижных игр.
9. Консультации «Формирование «образа семьи» у старших дошкольников»,
«Корни нравственности», «Наказание ребёнка».
10. Рекомендации «Искусство быть отцом», «Права ребёнка на игру в семье»
11. Памятки «Что делает мужчину хорошим отцом?»
12. Папки-передвижки «Учим вместе с детьми», «Семь правил мудрого родителя».
Перспектива работы
Проект «С чего начинается Родина?» вызывал интерес у педагогов, детей и родителей, поэтому дальнейшая работа будет продолжаться по теме: «Формирование нравственно – патриотических качеств дошкольника через народное творчество». Обобщение опыта педагогической деятельности на педсовете, семинаре, методическом объединении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"
Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...