с чего начинается родина
план-конспект занятия

развлечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.docx123.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                           

                             ПРОЕКТ

        

Паспорт проекта

Полное наименование проекта

«С  чего  начинается  Родина?»

Разработчик проекта

Ершова Любовь Викторовна,

 воспитатель подготовительной группы

Цель проекта

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Задачи проекта

Для детей:

1.Формирование  духовно – нравственного  отношения   и  чувства  сопричастности  к  родному  дому,  семье,  детскому  саду, посёлку, к  природе  родного  края, к  культурному  наследию  своего  народа.

2.Воспитание  любви  и  уважения  к  своей  Родине – России,  сверстникам,  их  родителям,  соседям, другим  людям.

3.Воспитание  уважительного отношения к  родной  земле,  защитникам  Отечества,  государственной  символике,  общественным  праздникам.

4.Воспитание  у  детей  любви  к  природе,  желания  беречь  и  защищать  её.

5. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями.

Для родителей:    

1.Привлечение родителей  к  оформлению

предметно-развивающей среды.

2.Активизировать родителей к  совместной продуктивной деятельности.

Прогнозируемые

результаты проекта

Для детей:

1. У детей повысится уровень патриотического воспитания.

2.Сформируется положительное отношение к окружающему миру социальных отношений.

3.Сформируется положительное отношение к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.

4.Сформируется положительное отношение к природе, желание беречь её.

5.Овладение речевыми умениями.

Для родителей:

1.Участие родителей в  совместной продуктивной

деятельности.

2. Повышение педагогической  культуры родителей по

 проблеме нравственно-патриотического воспитания

дошкольников.

Продукт совместной деятельности:

1. Краткосрочные проекты: «Я  и  моя  семья»,  «Край,  ставший  судьбой», «Растим патриотов России».

2. Конспекты занятий: «Мой  дом – моя  семья», «Хорошо  у  нас  в  саду», «Моя  Родина – Россия»,  «Защитники  Отечества», «Знакомство с гербом, флагом России».

3. Выставка совместных работ (рисунки и рассказы): «Мой любимый край», «Моя  мама лучше  всех».

4. Выставка  детских рисунков «Наша  армия  родная», «Моя мама лучше всех», «Любимый край»

5. Сувениры для  мам и  пап.

6. Коллаж «Мой любимый посёлок».

7. Альбом государственных  символов России, «Солдаты Российской армии».

8. Выпуск газеты «Живем-бываем» - «Мы патриоты!»

Акции:

- «День  добрых  дел».

- «Посылка солдату Российской  Армии»,

- «коллективное письмо солдату».

- «Покормим  птиц  зимой».

-«Спасти и сохранить».

Традиции группы:

-Поляна добрых дел

9. Сценарий детско-родительского клуба: «Край,  ставший  судьбой».

10. Обогащение предметно-развивающей среды: мини – музей «защитники  Отечества», уголок  государственной символики.

Участники

Дети старшего дошкольного  возраста и их родители.

Тип проекта

Исследовательско - творческий

Сроки реализации:

I этап Подготовительный:

1.Выявление сложившихся условий (вводный

педагогический анализ).

2. Изучение литературы по теме.

3.Постановка целей и задач, определение методов и

приемов.

4.Составление перспективного, тематического  плана.

5.Подготовка оборудования и материалов.

6. Оснащение предметно-развивающей среды.

7. Анкетирование родителей.

8. Составление информационных листов для родителей.

II этап – Организационный:

Организация мероприятий по перспективному

планированию.

III этап – Завершающий:

- оформление результатов уровня сформированности дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию;

-  итоговое анкетирование родителей;

- систематизация наработанного материала (конспекты

 занятий, краткосрочные проекты, газета «Живем-

бываем», фото, детская, совместная продуктивная

деятельность).

IV этап –  Презентационный:

-   Презентация «Генеалогическое  древо  семьи».

- Презентация коллективного рассказа «Мой родной поселок!», рассказов детей «Моя мама лучше всех!»

- Презентация рисунков «Мой любимый край», «Наша Армия родная!», «Моя мама лучше всех!».

                                                                                 

 2.1  Актуальность

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»)

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина российского общества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта  по  нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников - «С чего начинается Родина?».

Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной, региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется исследователем как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие  детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Исследования педагогов, ученых (М.Ю. Новицкой, Т.А. Будариной, Л.С.Куприной, С.А.Козловой, Л.А. Кондрыкинской, Э.К. Сусловой) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 

Концептуальные основы проекта.

В основе  проекта представлены концептуальные идеи:

- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками. (по теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода).

- Целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации. (В.М. Крулехт)

Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).

Реализация важнейших положений Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а так же достижения отечественной педагогики и психологии в области  нравственного воспитания и развития ребенка (исследования Р.И. Жуковской, Т.А.Макаровой, В.Г. Нечаевой, Т.А.репиной, С.А.Козловой, А.Д. Кошелевой и др.).

Программа «Детство» предполагает достаточно активное знакомство детей с родным краем, историческими и культурными ценностями.

Таким образом, задача формирования у ребенка чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности, ответственности по отношению к людям, населяющим ее, - ставится в русле развития социальных эмоций и мотивов как нравственной основы социального поведения и общения. При этом акцент делается на выработку у ребенка ценностного отношения к социальной действительности, осознания своего места в системе отношений с окружающим миром.

Проблема: Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

В связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Таким образом,  проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.

Новизна технологии нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого. 

 Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Задачи:

  1. Формирование  духовно – нравственного  отношения   и  чувства  сопричастности  к  родному  дому,  семье,  детскому  саду, посёлку, к  природе  родного  края, к  культурному  наследию  своего  народа.
  2. Воспитание  любви  и  уважения  к  своей  Родине – России,  сверстникам,  их  родителям,  соседям, другим  людям.
  3. Воспитание  уважительного  родной  земле,  защитникам  Отечества,  государственной  символике,  общественным  праздникам.
  4. Воспитание  у  детей  любви  к  природе,  желания  беречь  и  защищать  её.
  5.  Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями.

Для родителей:

1.Привлечение родителей  к  оформлению предметно-развивающей среды.

2.Активизировать родителей к  совместной продуктивной деятельности.

Гипотеза:

Гипотезой проекта является предположение о том, что система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством внедрения нетрадиционных форм совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого будет способствовать:

     Ожидаемые результаты: 

 Для детей:

1. У детей повысится уровень патриотического воспитания.

2.Сформируется положительное отношение к окружающему миру социальных отношений.

3.Сформируется положительное отношение к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.

4.Сформируется положительное отношение к природе, желание беречь её.

5.Овладение всеми речевыми умениями.

Для родителей:

1. Участие родителей в  совместной продуктивной деятельности.

2.Повышение педагогической  культуры родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Перспективный план реализации проекта

Мероприятия

Для  педагога

Для детей

Для родителей

  1. Подготовительный этап

1.Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).

2.Изучение литературы

3.Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

4.Составление перспективного плана.

5.Составление анкет для родителей.

6.Оформление развивающей среды.

7.Изготовление и комплектация  пособий для проведения мероприятий.

8.Разработка  сценариев детско-родительских клубов, викторин, мини-проектов, игр по теме.

9.Составление информационных листов

для родителей

10.Распределение обязанностей.

1. Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.

1Выявление  уровня педагогической культуры родителей  по формированию нравственно – патриотических чувств у детей (анкетирование)

II этап – организационный этап

1.Проведение мероприятий по теме.

1.Участие  детей в совместной игровой, практической деятельности.

1.Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды.

2.Оказание помощи в проведении мероприятий.

3.Участие родителей в совместной деятельности         с детьми и педагогом.

4. Участие в детско-родительском   клубе «Навстречу друг другу».

III. Завершающий этап

1. Систематизация практического материала (конспекты занятий, игры, фото, детская продуктивная деятельность).

1.Сравнительный  педагогический анализ уровня сформированности детей;

2.Оформление      результатов          педагогического  наблюдения.

1.Отзывы              родителей

2.Участие  в выставках, детско-родительских встречах в семейном клубе.

3.Подведение      итогов                   анкетирования.

Перспективное планирование работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа педагога

Сентябрь

1.Педагогическое наблюдение по разделу

«Ребёнок входит в мир социальных отношений»

1.Анкетирование

2.Сбор информации о детях, родителях

3.Подведение итогов анкетирования.

4. Знакомство с целями и задачами проекта «С чего начинается Родина?» 5.Памятка: «Семь правил мудрого родителя»

        

1.Подбор методической литературы.

2.Составление анкет.

3.Оформление результатов педагогического наблюдения по социальной компетентности детей.

4.Работа над понятием «Семья».

5.Подбор фотографий для оформления центров.

Октябрь

1.Презентация центров.

2.Деятельность в «центрах активности» организовывается каждый день во II половине дня.

3.Организация игр.

Игры народов севера:

- «Солнце»,

- «Каюр и собаки»

4. Режиссерская игра «Мы журналисты»

5.Беседы:

-«Кто такой корреспондент?»

 «Чем богат наш край»,

6.Чтение произведений. «Солнечный букет» В.Морковкина.

7. Слушание песен.

7.Акция: «День добрых дел», «Поздравь пожилого человека».

1.Участие в оформлении развивающей среды.

 2. Консультация

«Чем занять ребёнка дома»

3.  Папка – передвижка «Учим вместе с детьми»

5. Чтение с детьми рассказов, стихов о стране, природе, дружбе.

1.Разработка информационных листов для родителей.

2.Изготовление планшета с фотографиями детей.

3.Изготовление схем, мнемотаблиц.

4. Подбор игр народов севера.

3. Оформление выставки «Генеалогическое древо семьи»

Ноябрь

1.Беседы: «Наш посёлок и селяне»,  «Как правильно  познакомиться с главой нашего поселения?», «Наши  достопримечательности».

2.Целевые прогулки, экскурсии:

По  улице «Садовой»,

«Администрация поселения»,

«Школа»

3.Рассматривание:

Буклет «Наш округ», «Нефтеюганский район»,

«Полезные ископаемые нашего края», «Гербарий дикорастущих растений» - растения нашего края.

4.Игры народов севера:

«Полярная сова и евражки», «Волк и олени», «Рыбаки и рыбки», «Ловкий оленевод», «Белый шаман».

5.Чтение.

«Айога», «Кукушка»,

«Буровичок Югорка» О.Лебедева.

6.Презентаци рисунков: «Любимый край»

1.Участие в подборке материала в «центры активности».

2.Составление генеалогического древа семьи.

3.Оказание помощи в составлении семейного древа.

4. Консультация: «Формирование  «образа семьи» у старших дошкольников».

 

1.Подбор художественной литературы.

2. Оформление выставки рисунков.

3. Составление консультации для родителей.

4. Оформление информационных листов.

5.Подготовка вопросов к интервью с главой сельского поселения.

Декабрь

1.Беседа:

«Я живу в Каркатеевы»,

«Наша Родина Россия».

2. Викторина «Знаешь ли ты край, в котором живёшь»

3. Экскурсии по поселку.

5.Акция: «Спасти и сохранить»

6.Презентация коллективного рассказа и коллажа «Мой любимый поселок Каркатеевы!»

1.Памятка для родителей: Права ребёнка на игру в семье.

2.Помощь в оформлении снежного городка.

3.Встреча с родителями в семейном клубе.

Тема: «Край, ставший судьбой»

1.Помочь детям найти информацию  об  истории нашего посёлка. 2.Подготовка  викторины «Знаешь ли ты край, в котором живёшь»

Январь

1.Беседа «Наше государство – Российская Федерация».

2.Занятие-исследование «Двуглавый орел и всадник».

3. Рассматривание альбома «Государственная символика».

4.Чтение: А.Лопатина «Начало мудрости» (любовь к Родине).

5.Аппликация «Флаги разных стран»

6.Акция: «Покормим птиц зимой»

1.Консультация «Корни нравственности»

2.Участие в родительской гостиной: «Край, ставший судьбой».

3. Памятка «Государственная символика»

1.Оформление  уголка символики

2. Подбор рассказов, стихов, сказок народов севера.

3.Изготовление и оформление  картотеки народных игр.

Февраль

1.Беседа: «Тот герой, кто за Родину горой»

Рассматривание иллюстраций

2.Экскурсия в музей.

3.Составление рассказов по иллюстрациям «Защитники отечества»

4.Составление коллективного письма

 «Письмо солдатам»

4.Выставка рисунков по теме: «Наша армия родная».

5.Экскурсии:

- к памятнику солдата,

 -опорному пункту милиции.

6.Пополнение альбомов: «Солдаты Российской армии», «Рода войск»

7.Оформление мини-музея «Защитим Отечества»

8.Участие в акции: «Посылка солдату».

10.Чтение книг «Стихи о Советской армии», «Шёл по улице солдат» С. Баруздина

Творческая игра: «Моряки», «Военные», «Пограничники», «Подъём – отбой»

1.Помощь в оформлении мини – музея.

2.Пополнение альбома фото: «Солдаты Российской армии»

3.Участие в Акции: «Посылка солдату»

5.Оказание помощи детям в оформлении рисунков: «Наша Армия родная»

6.Памятка: «Что  делает мужчину хорошим отцом»

7.Консультация: «Роль отца в воспитании ребёнка».

8.Памятка: «Авторитет – основа воспитания»

9.Оказание помощи детям в: составлении писем, участие в конкурсе рисунков, сборе фотографий и иллюстраций для альбомов, сбор реквизита для мини-музея.

1.Вопросы для бесед с детьми по теме «Защитники Родины».

2.Разработка памяток, рекомендаций, консультаций, информационных листов для родителей по теме проекта.

3.Организация и оформление выставки рисунков «Наша армия родная», альбомов «Солдаты Российской армии», «Рода войск»

4.Оформление коллективных, индивидуальных рассказов и мини-музея по теме проекта.

5.Организация экскурсий.

6.Организация Акции: «Посылка солдату»

7.Подготовка и участие в празднике «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Март

 1.Занятие «Я и моя семья»

2. Составление рассказа «Моя мама лучше всех».

3.Изготовление сувениров для мам.

4.Выставка рисунков «Моя мама лучше всех»

5.Презентация рисунков и рассказов «Моя мама лучше всех!»

1.Рекомендации

 «Воспитание доброты». 2.Помощь детям в составлении рассказов «О маме».

3.Конкурс рисунков с рассказами: «Моя мама лучше всех».

5.Памятка:  «Искусство быть родителем».

1.Оформление выставки рисунков и рассказов «Моя мама лучше всех!»

2.Подоготовка к конкурсу «Моя мама лучше всех»

3.Оформление информационных листов, памятки для родителей.

Апрель

1.Беседа «Защитники Отечества»

2.Экскурсия в музей.

3. Экскурсия в пожарную часть.

4. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.

5. Изготовление коллажа «Чтим память наших героев».

6.Чтение: Маяковский В.В. «Кем быть?», Благинина Е. «Шинель», П.Бажов «Голубая змейка», Ю. Збанацкий «Щедрый ежик», слушание музыкальных произведений Д. Шостакович «Марш», Я. Дубравина «Буденновец», Песни рожденные в Нефтеюганском районе «С днем Защитника Отечества».

1.Памятка «16 правил нравственности»

2. Выставка поделок к празднику. 3.Ознакомление с газетой «Живём – бываем»

4.Консультация: «Наказание ребёнка»

1.Выпуск газеты «Живём – бываем».  «Мы патриоты»

2.Подготовка материала к презентации.

3. Разработка памятки, консультации для родителей.

Май

1.Беседа «Дети войны», «Как хорошо, если мир на Земле»

2.Участие в митинге посвященному 9 Мая.

3. Рисование «Салют».

4.Подведение результатов педагогического наблюдения социальной компетентности детей

5.Презентация рисунков  «Наша Армия родная!».

1.Итоговое анкетирование.

2.Ознакомление родителей с итогами проекта: «С чего начинается Родина?»

1.Подведение итогов по проекту.

2.Составление планов на будущее.

3.Подготовка к презентации.

Перспективное планирование работы с родителями

Сроки

                                Мероприятия

1 квартал

  1. Анкетирование
  2. Знакомство с целями и задачами проекта «С чего начинается Родина?»
  3. Оснащение центров разнообразным материалом.
  4. Консультация: «Корни нравственности»
  5. Памятка: «Семь правил мудрого родителя»
  6. Папка – передвижка «Учим вместе с детьми»
  7. Помощь детям в составлении рассказов «О маме»
  8. Чтение с детьми рассказов, стихов о стране, природе, дружбе.
  9. Оказание помощи в составлении семейного древа.

2квартал

  1. Консультация: «Формирование  «образа семьи» у старших дошкольников»
  2. Памятка: «Права ребёнка на игру в семье»
  3. Папка – передвижка: «Безопасность на дорогах»
  4. Чтение с детьми рассказов, стихов, сказок народов севера.
  5. Сбор информации о родном крае.
  6. Участие в родительской гостиной «Край ставший судьбой»
  7. Оказание помощи детям в сборе информации по теме: «Защитники Отечества»
  8. Пополнение центров: предметы – заместители, игры, журналы.
  9. Оформление мини – музея: «Защитники Отечества»  

3квартал

  1. Памятка: «Что  делает мужчину хорошим отцом»
  2. Помощь детям в написании письма солдату.
  3. Оказание помощи детям в оформлении рисунков: «Наша Армия родная»
  4. Чтение рассказов на военную тематику.
  5. Ознакомление с газетой «Живём – бываем»
  6. Консультация: «Наказание ребёнка»
  7. Памятка:  «Искусство быть родителем»
  8. Анкетирование
  9. Ознакомление родителей с итогами проекта: «С чего начинается Родина?»
  10.  Участие родителей в  презентациях:

 «Генеалогическое  древо  семьи», коллективного рассказа «Мой родной поселок!», рассказов  и рисунков детей «Моя мама лучше всех!», рисунков «Мой любимый край», «Наша Армия родная!».

3.3.  Литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.: Элизе  Трейдинг, ЦГЛ, 2003.
  2. Антонова Т.В., Кузьменко Г.А. и др. Социально-нравственное развитие ребенка в детском саду.// Детский сад от А до Я. 2004, 6.
  3. Арапова – Пискарёва Н.А. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Под общ. Ред. Т.И.Оверчук. –М.,2004.
  4. Бабаева Т.И., Михайлова З.А.  Методические советы к программе «Детство» – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  5. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго- М.: Просвещение, 2001.
  6. Кондрыкинская Л.А. С Чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. –М6ТЦ Сфера, 2003
  7. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…; Практическое пособие для работников ДОУ. –М.6 АРКТИ, 2003.
  8. Киселева Л.С. Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: АРКТИ, 2003.
  9. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

  1.  Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами: Методические рекомендации. -М.: АРКТИ, 2003.

  Актуальность.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности».

Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка  с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!!» Часто ли мы слышим эти фразы?

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике. Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.

 Технология опыта.

Для того чтобы внедрить проект, определила состояние предметно-развивающей среды, провела педагогический анализ детей, анкетирование родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Итоги анкетирования родителей  показали, что родители считают себя патриотами, но не имеют достаточно знаний о русской народной культуре и традициях; не могут в доступной форме донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать патриотические  чувства у дошкольников. Таким образом, необходимо повысить уровень компетентности  родителей по нравственно-патриотическому воспитанию, также привлекать к участию в совместной деятельности с детьми, педагогами.

На  этом  этапе  был выявлен уровень сформированности  знаний и умений детей по разделу «Социальный мир» основываясь на рекомендации программ «Детство», «Мой родной дом». Уровень развития детей на начало учебного года составил - 53%. Педагогический анализ показал, что у детей недостаточно сформированы показатели по патриотическому воспитанию. Возникла необходимость в использовании новых эффективных методов и приемов по формированию у дошкольников нравственно-патриотических ценностей.

 Итак, исходя из полученных данных,  был разработан проект «С чего начинается Родина?» по формированию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

В своих  идеях  Л.С. Выгодский  утверждал, что  развитие ребёнка в обществе, преобразование социального в индивидуальное, происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Именно сотрудничество ребёнка со взрослым,  содействие со взрослым и сверстниками, и выступают как основа социализации личности.  Реализация проекта  происходит  в процессе совместной работы педагога,  детей и родителей, через разнообразные формы работы с детьми и виды деятельности. 

  Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

На первом подготовительном этапе было проведено педагогическое наблюдение детей и анкетирование родителей, определены цели и задачи;  подобрана методическая и художественная  литература, подготовлен необходимый материал, оформлена предметно-развивающая среда, разработаны краткосрочные проекты, сценарий викторины, детско-родительских клубов, составлены памятки, консультации для родителей.

  На втором этапе проведена работа по краткосрочным проектам,  занятия с детьми в соответствии с перспективным планом, интервьюирование, совместные мероприятия с семьями воспитанников. Оформлены выставки детских работ: рисунки, игры, альбомы, рассказы  детей, интервью, приняли участие в  конкурсе рисунков «Моя мама лучше всех», «Спаси и сохрани природу нашего края». По итогам проекта выпущена газета «Мы патриоты».

Особое внимание было обращено на специфику работы с детьми в условиях проекта, отмечены такие моменты, как введение в доступной восприятию ребенка проблемной ситуации, поощрение самостоятельности, ненавязчивое вовлечение родителей в совместную деятельность.

Чтобы помочь детям реализовать полученные знания в практической деятельности были оформлены и оснащены  все центры активности  «наш край», «уголок символики». Центры содержат различный дидактический материал для рассматривания детьми  (альбомы, фотоальбомы, символика страны: герб, флаг, портрет президента, карта России, глобус, буклеты, наборы открыток, русские игрушки, кукла в национальном костюме).  Оформлен мини – музей. Материалы центров, музея постоянно пополняются, изменяются.  

В самостоятельной деятельности проводились игры: сюжетно – ролевые, строительно – конструктивные, режиссерские, театральные, игры - драматизации, народные, хороводные, развивающие, подвижные игры и спортивные развлечения,  игры - экспериментирования.  В процессе игры у дошкольников  накапливаются представления об окружающем мире, нравственных ценностях, обогащается речь вежливыми речевыми оборотами.  Дети активно выражают в поступках и действиях доброе отношение к близким, друзьям, сверстникам, отражают новые полученные знания в замыслах игр, выражают  некоторую критичность по отношению к своим результатам, стремятся преодолеть свои недостатки.  В процессе поисково-игровой деятельности ребята мечтают о благородных поступках, воображают себя в роли защитника слабых, угнетённых, в роли носителя добра и справедливости, мечтают быть президентом, врачом, пограничником, похожим на главу нашего поселения, выражают активное стремление к школе, желание научиться писать, самостоятельно читать книги.

III этап – итоговый. Были оформлены результаты работы, систематизирован материал, оформлены  выставки совместных работ.  Проведено повторное анкетирование родителей, которое показало, что родители  стали рассказывать детям в доступной форме о родном крае, рассказывать о традициях своей семьи, читать книги, обсуждать совместно с детьми их работы и достижения. В семьях ведётся совместная деятельность.  

Итоговое педагогическое наблюдение показало, что  проводимая работа оказывает положительное влияние на развитие нравственно – патриотического воспитания. У детей прослеживается рост знаний, умений и навыков: уровень развития детей по разделу -17%. 

Виды деятельности

   Технология  проекта  построена  на взаимодействии  разных видов деятельности.

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого  общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности  получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная  - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых,  познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает  ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов,  рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

 Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс формирования нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

 Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:

При выборе  средств, методов патриотического воспитания, выбираем такие виды деятельности, которые свойственны детям дошкольного возраста.

Под понятием «деятельность» мы понимаем специфический вид активности ребёнка, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Исходя из этого, в нашем понимании поисковая деятельность - комплекс целенаправленных действий с целью получения информации в определенной интересующей области.

Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор детей, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. Способность перерабатывать информацию говорит о том, что ребенок способен к поисковой деятельности, самостоятельному получению информации, способен ее осмыслить и прийти к правильным умозаключениям.

 Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

- метод сравнения;

- элементарный анализ;

- метод моделирования и конструирования;

- метод проектной деятельности;

- метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности  задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;

-метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;

- решение логических задач;

- экспериментирование.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материал и способствуют закреплению чувств;

- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве;

- беседа – является связующим звеном.

Методы коррекции и уточнения:

- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;

- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Для реализации проекта  используем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время

- чтения педагогом рассказов;

- экскурсии в  музей;

- наблюдений;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- проведения дидактических игр;

- экскурсий по поселку, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

- чтения литературных произведений воспитателем;

- чтения стихотворений детьми, воспитателем;

- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

- ответов на вопросы педагога, детей;

- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

- загадывания загадок;

- рассматривания наглядного материала;

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям;

- разбора житейских ситуаций;

- проведения викторин, конкурсов;

- чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

- организовывать продуктивную деятельность;

- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

- оформить коллекции семян для занятия,  разного природного материала;

- организовать конкурсы, викторины;

- провести экскурсии различной направленности;

- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми 

- занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

- все виды творческой художественной деятельности детей.

- проведение совместных праздников.

- использование аудиозаписей и технических средств обучения.

- экскурсии, целевые прогулки (по поселку).

- детская благотворительность (акции «поздравим пожилого человека», «спасти и сохранить» и т.д.).

- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

- организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения, наблюдения, интервьюирование).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Интересно прошла сюжетно-ролевая игра «Мы-журналисты», ребёнку предлагается взять интервью у представителя какой-либо профессии. Журналисты – ежедневные гости во всех центрах активности и в учреждениях нашего посёлка. Дети запоминают лица людей той или иной профессии, узнают по манере говорить, знакомятся с деятельность сотрудника, предметами заместителями, пытаются подражать.

Игра – вещь серьёзная, поэтому подготовка к ней достаточно трудная и занимает значительно больше времени, чем сама игра. В качестве эффективного приема диалогической речи   использовали моделирование. Опорные карты-схемы помогали ребенку во время воспроизведения или создания диалога.

Условия  по формированию патриотических чувств у дошкольников.                  

- единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;

- взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса;

- признание ценности образовательного пространства всеми участниками проектной деятельности.

Повторное педагогическое наблюдение показало, что  проводимая работа по проекту «С чего начинается Родина?» оказывает положительное влияние на формирование патриотических чувств. У детей прослеживается рост знаний, умений и навыков: уровень повысился на 17%. (Приложение 11)

Подводя итоги работы по патриотическому  воспитанию у детей старшего возраста можно отметить, что естественно и органично  реализовываются поставленные цели и задачи социального, нравственно-патриотического, эстетического воспитания, художественного и творческого развития детей.

          Таким образом, реализация проекта предполагает использование разнообразных методов воспитания и образования, внедрение в педагогический процесс нетрадиционных форм и приёмов в совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого, систематическую работу по формированию нравственно – патриотических качеств,  с включением всех участников педагогического процесса.

    Работа с родителями

Особое внимание уделяли укреплению связей с родителями. Одной из основных задач в процессе   реализации проекта была вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.  В работе с семьёй опирались на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что советские люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина Доброты, честности, трудолюбия.

Родители оказали неоценимую помощь в  пополнении центров разнообразными материалами, участвовали в викторинах и детско-родительских гостиных, проявили большую активность в создании альбомов и в оформлении выставок рисунков. В работе с родителями использовали различные формы работы: анкетирование, консультации, рекомендации, беседы, информационные листы, папки-передвижки. Если у родителей возникали вопросы или предложения по теме, мы сообща находили ответы и решения, прибегая к методической литературе.

Для повышения родительской компетентности по проблеме формирования нравственно – патриотического воспитания провели  консультации  «Формирование «образа семьи» у старших дошкольников», «Корни нравст-венности», «Наказание ребёнка»; рекомендации «Искусство быть отцом», «Права ребёнка на игру в семье»; памятки «Что  делает мужчину хорошим отцом?»; папки-передвижки «Учим вместе с детьми»,  «Семь правил мудрого родителя»;  организовали детско-родительские гостиные в клубе «Навстречу друг другу». 

Таким образом, родители стали активными участниками встреч, помощниками детей и воспитателей, научились эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместное участие в творческих мероприятиях  помогло объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

 Критерии результативности работы:

- осознанность, системность знаний; свободное владение материалом.

- устойчивость интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений;

- стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий.

- активность участия родителей в мероприятиях группы.

Результаты работы

          Организация  деятельности  по проекту «С чего начинается Родина?» позволила повысить интерес детей и родителей  к патриотическому воспитанию, повысилось эмоциональное благополучие воспитанников. Сформировано положительное отношение к окружающему миру, миру социальных отношений, к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.

Технология проекта позволила заинтересовать родителей активно участвовать в учебно-воспитательном процессе.

Продукт деятельности:

1. Краткосрочные проекты «Я и моя семья», «Край, ставший судьбой», «Защитники Отечества».

2. Занятия: «Мой  дом – моя  семья», «Хорошо  у  нас  в  саду», «Моя  Родина – Россия»,  «Защитники  Отечества», «Знакомство с гербом, флагом России».

3.Обогащение предметно-развивающей среды: мини – музей «защитники  Отечества».

4. Выставка совместных работ (рисунки и рассказы): «Мой любимый край», «Моя  мама лучше  всех».

5. Выставка  детских рисунков «Наша  армия  родная».

6. Сувениры для  мам и  пап.

7. Альбом государственных  символов России.

8. Картотека подвижных игр.

9. Консультации  «Формирование «образа семьи» у старших дошкольников»,

   «Корни нравственности», «Наказание ребёнка».

10. Рекомендации «Искусство быть отцом», «Права ребёнка на игру в семье»

11. Памятки «Что  делает мужчину хорошим отцом?»

12. Папки-передвижки «Учим вместе с детьми»,  «Семь правил мудрого родителя».

Перспектива работы

Проект «С чего начинается Родина?» вызывал  интерес у педагогов, детей и родителей,  поэтому  дальнейшая работа будет продолжаться по теме: «Формирование нравственно – патриотических качеств дошкольника через народное творчество». Обобщение опыта педагогической деятельности на педсовете, семинаре, методическом объединении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...